Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов
консультация по коррекционной педагогике
В сообщении из опыты работы раскрываются приемы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина
городского округа Сызрань Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад № 56», реализующее
общеобразовательные программы дошкольного образования
Сообщение из опыта работы
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов»
подготовил педагог-психолог:
Мартынова А. М.
Зрительное восприятие у детей с нарушениями зрения сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. При обучении детей с нарушением зрения разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации – зрительная. Ребенок, имеющий зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.
Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Так, у детей с нарушением зрения нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого объекта обеднены. При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных признаков, важных для характеристики предмета.
У детей с нарушением зрения при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, то есть нарушено бинокулярное зрение. В условиях раннего специального обучения пространственное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространственных представлений.
На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживании динамических изменений, оценке линейных и условных величин. Поэтому коррекционная работа направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, что позволяет сформировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
Для развития зрительного восприятия нами разработана система коррекционной образовательной деятельности через формирование сенсорных эталонов, предметности восприятия, способов обследования и предметных представлений у детей с нарушениями зрения.
Работа в данном направлении строится на формировании у детей представлений о форме, цвете, величине, умении выделять эти информативные признаки в предмете с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета.
Работа по развитию сенсорных эталонов проводится через следующие приемы:
– обследование макетов, контурных изображений формы, выделение параметров величины с подключением мануальных действий;
– выделение заданного цвета, формы, величины из множества других вблизи и на расстоянии;
– формирование понятий «цвет», «форма», «величина», называние эталонов цвета, формы, величины точным словом;
– сериация величины по убыванию – возрастанию, цвета – по насыщенности;
– группировка эталонов и предметов;
– соотнесение эталонов и предметов по цвету, форме, величине;
– дифференциация сходных форм.
В младшем дошкольном возрасте наибольшие трудности вызывает такой прием, как сериация предметов по величине в порядке возрастания и убывания. В старшем дошкольном возрасте затруднения возникают в определении оттенков цвета и, как следствие, в сериации предметов по насыщенности цвета. Игры на соотнесение предметов с геометрическими фигурами и цветами, а также игры на группировку по цвету и дифференциацию сходных по форме предметов не вызывают у детей осложнений.
Развитие предметности восприятия. В данном направлении продолжается работа по уточнению предметных представлений. Особое внимание уделяется обучению детей выделять признаки опознания предметов. Проводится работа по умению видеть «зашумленные» изображения, воспринимать объекты в условиях затрудненного восприятия.
Работа по развитию предметности восприятия проводится через следующие приемы:
– узнавание предмета в силуэтном, контурном изображении;
– узнавание предмета в модальностях (с разных точек зрения, в стилизованном изображении);
– опознание контурных изображений по деталям;
– выделение заданного контура, предметного изображения из зашумленного поля;
– совмещение контурных изображений и наложение их один на другой с разной зашумленностью;
– узнавание целого по части;
– составление целого из частей предметного, силуэтного и сюжетного изображений;
– анализ и конструирование образца из геометрических форм, мозаики.
Задания, направленные на развитие предметности восприятия, наиболее интересны и занимательны для детей разного возраста. Потому что с предметом и его сенсорными характеристиками они знакомы, и узнавание предмета в разных модальностях происходит значительно проще и легче. Детям нравятся игры на узнавание предмета в силуэтном изображении, так называемые «тень предмета». Большой интерес и хорошую динамику в развитии зрительного восприятия дают игры на узнавание целого по части, когда на предметное изображение накладывается лист картона с прорезью определенной геометрической формы, и дети должны определить, какой предмет скрывается.
Формирование способов обследования и предметных представлений. В данном направлении мы учим детей способам целенаправленного восприятия, последовательного обследования предметов окружающей действительности так, чтобы ребенок активно получал и уточнял информацию о предмете. Для развития навыков социально-бытовой ориентировки ребенок учиться действовать с предметами ближайшего окружения, определять их свойства, качества и назначение по существенным признакам. В процессе анализа, сравнения, классификации и дифференциации предметов у ребенка обогащаются предметные представления.
При обследовании предметов мы опираемся на следующий алгоритм действий: взять предмет двумя руками; ощупать предмет сверху вниз, когда это возможно; выделить признаки предмета с помощью зрения, осязания и других видов чувствительности.
Работа по развитию способов обследования и предметных представлений проводится через следующие приемы:
– поэтапное обследование объекта по словесной инструкции педагога, по алгоритму, по схеме с подключением мануальных обследовательских действий, слуха, обоняния, кинестетических и тактильных ощущений;
– выделение частей, их формы, величины, цвета;
– определение свойств и качеств объекта;
– группировка, классификация, обобщение, выделение лишнего;
– сравнение, нахождение отличий;
– составление описательных рассказов.
Наибольший интерес и в то же время наибольшие трудности возникают при составлении описательных рассказов. Значительную помощь оказывают схемы-алгоритмы, опираясь на схему, ребенок без труда составляет рассказ на определенную тему.
Таким образом, стоит отметить, что приемы этих трех направлений тесно переплетены и постоянно используются в образовательной деятельности как групповой, так и индивидуальной. Приемы, используемые в работе, понятны и доступны детям, а применяемые игры, на основе этих приемов, интересны, привлекательны и способствуют положительной динамике в развитии зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Девиз: "Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постягает сам."Л.С.ВыготскийОсновные направления моей работы:тифлопедагогическое обследование дитей;проведение специальных...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через совместную со взрослым и самостоятельную творческую деятельность
Представлены рекомендации по развитию творческих способностей у детей раннего возраста. В приложении даны рекомендации как развивать индивидуальность ребенка, как узнать о сколонностях (талантах) ребе...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...
Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения
Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...
Конспект коррекционного занятия по сенсорному развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения Тема: «Геометрические фигуры»
Данный конспект можно использовать для закрипления сенсорных эталонов геометрических фигур и развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве....