Профилактика возникновения дисграфии у детей школьного возраста
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Дородных Светлана Александровна

Данный материал содержит информацию о развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе, играх на активизацию слухового внимания и формировании фонематических процессов, что является профилактикой возникновения дисграфии у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика возникновения дисграфии

у детей школьного возраста

Проблема формирования фонематического слуха у детей – одна из актуальнейших в современной логопедии. Между чистотой звучания детской речи, сформированным фонематическим слухом и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать их буквами, лежит в основе грамотного письма. Это является профилактикой возникновения дисграфии у детей.

 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

Восприятие и воспроизводство звуков родного языка – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать чёткую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука. Фонетико - фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.

В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребёнка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 3 -4 месяца у ребёнка происходит первичное развитие фонематического слуха: ребёнок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему. К 6 месяцам ребёнок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса. К году дети хорошо произносят простые по артикуляции звуки: гласные – а, у, и и согласные – п, б, м, н, т, д, к, г.

На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твёрдые согласные звучат как мягкие. У них возникает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других.

На третьем году жизни фонематическое восприятие уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.

На четвёртом году жизни дети отмечают ошибки в произношении других, различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т.е. происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребёнку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

Произносительная сторона речи ребёнка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения. Как правило, ребёнок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа( определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.

               Коррекция фонематического слуха

Коррекционная работа по формированию фонематического слуха включает 2 этапа:

  1. Развитие слухового внимания.
  2. Формирование фонематических процессов.

Развитие слухового внимания начинаем с различения на слух неречевых звуков.

Детям можно предложить следующие игры:

Игра”Угадай, что звучало”. Внимательно послушать с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложить ребёнку закрыть глаза и отгадать, что он услышал.

Игра”Какой инструмент”. Дать послушать, как звучит погремуша, бубен, дудочка, металлофон. Затем ребёнок закрывает глаза и пытается угадать, что звучит в данный момент.

Игра”Коробочки”. Насыпать в разные коробочки крупу, скрепки, пуговицы и т.д. Потрясти коробочки, послушать звуки. Закрыть глаза и угадать по звуку, что в коробочке.

Игра”Волшебный карандаш”. Взять карандашик и постучать им по разным предметам. Закрыть глаза и угадать, по какому предмету стучит карандашик.

 Также для развития слухового внимания можно использовать следующие игры:

Игра”Кто позвал?” Один ребёнок поворачивается к другим спиной. Любой из присутствующих окликает его по имени. Ребёнок должен указать на того, кто его позвал.

Игра”Слушай и делай”. Взрослый просит ребёнка что-либо сделать. Например: “Положи правую руку на пояс, а левую на голову”. Ребёнок внимательно слушает и выполняет.

Игра”Подскажи словечко”. Взрослый говорит начало фразы, а дети придумывают окончание в рифму. Например: Закурлыкали вдали, улетая…( журавли).

Игра “Дятел”. Взрослый отстукивает разные рифмы, а ребёнок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.

Игра”Какое слово отличается от других?” Например:

                           Молоток, молоток, потолок, молоток.

Игра”Определить на слух, какое слово самое короткое (длинное)?” Например:

                           Сосулька, оттепель, май, проталина.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

- развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов

- развитие умения разделять слова на звуки

- развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова

- развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Ребёнку можно предложить игры:  

Игра”Хлопни в ладоши”. Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок хлопает, когда услышит заданный звук, например, рычание тигра: “РРРР”.

Аналогично выделяем звук в ряду слогов, слов.

Игра”Назови первый звук в слове”. Это игра с мячом. Взрослый называет слово, передаёт мяч ребёнку. Ребёнок называет первый звук и возвращает мяч.

Аналогично называем последний, второй звук и т.д.

Игра”Звук спрятался”. Даём ребёнку карточку, разделённую на три части (начало, середина и конец слова) и кружок из цветной бумаги. Затем взрослый называет слово, а ребёнок должен определить, где в слове он слышит нужный звук и положить кружок в соответствующее место на карточке.

Игра”Какая схема подходит.” Детям предлагается подобрать соответствующую схему к слову.

Игра”Кто больше?” Детям предлагается назвать как можно больше слов, начинающихся на заданный звук. Либо назвать слова с заданным звуком в нужном месте( начало, середина, конец слова).

Игра”Молчанка”. Взрослый называет слово, а ребёнок показывает карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в слове.

Игра”Какой звук?” Взрослый называет звук, а ребёнок даёт характеристику звука: гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.

Игра”Зашифруй слово”. Ребёнок выкладывает схему слова.

Игра”Придумай слово”. Ребёнок подбирает слово к данной схеме.

Игра”Поймай слово”. Взрослый произносит звуки, а ребёнок соединяет их в слова.

Игра”Цепочка”. Ребёнок берёт картинку, определяет последний звук слова и             выбирает нужную картинку, где слово начинается на этот звук. Так составляется цепочка   картинок.

Игра”Паровозик”. Ребёнок раскладывает картинки в вагончики, номера которых соответствуют количеству слогов в слове. Первый вагончик – один слог, второй – два слога и т.д. Также можно определять количество звуков в слове.

Игра”Чем отличаются слова?”Взрослый произносит два слова, а ребёнок называет звук, которым отличаются эти слова. Например: кошка – ложка, крыса – крыша и т.д.

Игра”Заколдованное слово”. Взрослый произносит неправильное слово, а дети “расколдовывают” его. Например: зако-коза, сако-коса.

 Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...

Презентация по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.

В этой презентации представлены материалы, которые помогут понять, что такое оптическая дисграфия и как её можно предупредить в дошкольном возрасте....

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы, и с каждым годом данное явление имеет тенденцию к росту. Актуальность вызвана тем, что среди детей с речевыми нар...

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Данный материал рекомендован педагогам как основа  консультации по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи....

Практические пособия и игры по профилактике акустической дисграфии у детей дошкольного возраста.

Акустическая дисграфия - это нарушение письма, связанное с недоразвитием фонематического слуха, которое проявляется в заменах звуков (букв), сходных акустически и артикуляторно. При этом подлежат взаи...

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...