Профилактика возникновения дисграфии у детей школьного возраста
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данный материал содержит информацию о развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе, играх на активизацию слухового внимания и формировании фонематических процессов, что является профилактикой возникновения дисграфии у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_vozniknoveniya_disgrafii_u_detey_shkolnogo_vozrasta.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика возникновения дисграфии
у детей школьного возраста
Проблема формирования фонематического слуха у детей – одна из актуальнейших в современной логопедии. Между чистотой звучания детской речи, сформированным фонематическим слухом и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать их буквами, лежит в основе грамотного письма. Это является профилактикой возникновения дисграфии у детей.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Восприятие и воспроизводство звуков родного языка – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать чёткую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука. Фонетико - фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.
В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребёнка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 3 -4 месяца у ребёнка происходит первичное развитие фонематического слуха: ребёнок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему. К 6 месяцам ребёнок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса. К году дети хорошо произносят простые по артикуляции звуки: гласные – а, у, и и согласные – п, б, м, н, т, д, к, г.
На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твёрдые согласные звучат как мягкие. У них возникает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других.
На третьем году жизни фонематическое восприятие уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.
На четвёртом году жизни дети отмечают ошибки в произношении других, различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т.е. происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребёнку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Произносительная сторона речи ребёнка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения. Как правило, ребёнок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа( определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.
Коррекция фонематического слуха
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха включает 2 этапа:
- Развитие слухового внимания.
- Формирование фонематических процессов.
Развитие слухового внимания начинаем с различения на слух неречевых звуков.
Детям можно предложить следующие игры:
Игра”Угадай, что звучало”. Внимательно послушать с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложить ребёнку закрыть глаза и отгадать, что он услышал.
Игра”Какой инструмент”. Дать послушать, как звучит погремуша, бубен, дудочка, металлофон. Затем ребёнок закрывает глаза и пытается угадать, что звучит в данный момент.
Игра”Коробочки”. Насыпать в разные коробочки крупу, скрепки, пуговицы и т.д. Потрясти коробочки, послушать звуки. Закрыть глаза и угадать по звуку, что в коробочке.
Игра”Волшебный карандаш”. Взять карандашик и постучать им по разным предметам. Закрыть глаза и угадать, по какому предмету стучит карандашик.
Также для развития слухового внимания можно использовать следующие игры:
Игра”Кто позвал?” Один ребёнок поворачивается к другим спиной. Любой из присутствующих окликает его по имени. Ребёнок должен указать на того, кто его позвал.
Игра”Слушай и делай”. Взрослый просит ребёнка что-либо сделать. Например: “Положи правую руку на пояс, а левую на голову”. Ребёнок внимательно слушает и выполняет.
Игра”Подскажи словечко”. Взрослый говорит начало фразы, а дети придумывают окончание в рифму. Например: Закурлыкали вдали, улетая…( журавли).
Игра “Дятел”. Взрослый отстукивает разные рифмы, а ребёнок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.
Игра”Какое слово отличается от других?” Например:
Молоток, молоток, потолок, молоток.
Игра”Определить на слух, какое слово самое короткое (длинное)?” Например:
Сосулька, оттепель, май, проталина.
Развитие фонематических процессов включает в себя:
- развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов
- развитие умения разделять слова на звуки
- развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова
- развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Ребёнку можно предложить игры:
Игра”Хлопни в ладоши”. Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок хлопает, когда услышит заданный звук, например, рычание тигра: “РРРР”.
Аналогично выделяем звук в ряду слогов, слов.
Игра”Назови первый звук в слове”. Это игра с мячом. Взрослый называет слово, передаёт мяч ребёнку. Ребёнок называет первый звук и возвращает мяч.
Аналогично называем последний, второй звук и т.д.
Игра”Звук спрятался”. Даём ребёнку карточку, разделённую на три части (начало, середина и конец слова) и кружок из цветной бумаги. Затем взрослый называет слово, а ребёнок должен определить, где в слове он слышит нужный звук и положить кружок в соответствующее место на карточке.
Игра”Какая схема подходит.” Детям предлагается подобрать соответствующую схему к слову.
Игра”Кто больше?” Детям предлагается назвать как можно больше слов, начинающихся на заданный звук. Либо назвать слова с заданным звуком в нужном месте( начало, середина, конец слова).
Игра”Молчанка”. Взрослый называет слово, а ребёнок показывает карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в слове.
Игра”Какой звук?” Взрослый называет звук, а ребёнок даёт характеристику звука: гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.
Игра”Зашифруй слово”. Ребёнок выкладывает схему слова.
Игра”Придумай слово”. Ребёнок подбирает слово к данной схеме.
Игра”Поймай слово”. Взрослый произносит звуки, а ребёнок соединяет их в слова.
Игра”Цепочка”. Ребёнок берёт картинку, определяет последний звук слова и выбирает нужную картинку, где слово начинается на этот звук. Так составляется цепочка картинок.
Игра”Паровозик”. Ребёнок раскладывает картинки в вагончики, номера которых соответствуют количеству слогов в слове. Первый вагончик – один слог, второй – два слога и т.д. Также можно определять количество звуков в слове.
Игра”Чем отличаются слова?”Взрослый произносит два слова, а ребёнок называет звук, которым отличаются эти слова. Например: кошка – ложка, крыса – крыша и т.д.
Игра”Заколдованное слово”. Взрослый произносит неправильное слово, а дети “расколдовывают” его. Например: зако-коза, сако-коса.
Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"
Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы...
Презентация по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.
В этой презентации представлены материалы, которые помогут понять, что такое оптическая дисграфия и как её можно предупредить в дошкольном возрасте....
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы, и с каждым годом данное явление имеет тенденцию к росту. Актуальность вызвана тем, что среди детей с речевыми нар...
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Данный материал рекомендован педагогам как основа консультации по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи....
Направления логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии...
Практические пособия и игры по профилактике акустической дисграфии у детей дошкольного возраста.
Акустическая дисграфия - это нарушение письма, связанное с недоразвитием фонематического слуха, которое проявляется в заменах звуков (букв), сходных акустически и артикуляторно. При этом подлежат взаи...
Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"
Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...