Развитие речи ребенка от рождения до 7 лет.
консультация по логопедии по теме

Золотарева Юлия Вячеславовна

Консультация для родителей о нормах развития речи ребенка от рождения до семи лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka_ot_rozhdeniya_do_7_let.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ  

ДО 7 ЛЕТ

Новорожденность

(0 – 2 мес.)

Ребенок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым условиям ребенку помогают наследственные, врожденные безусловные рефлексы, а также защитные и ориентировочные.

Первый крик ребенка называется предречевым. Первый крик – рефлекторный. Он является следствием оборонительной реакции. У ребенка 1 месяца особенно высок уровень оборонительной реакции, это и есть защитный безусловный рефлекс.

Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, боль...) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне – не адресованы никому. Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого – лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект. С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно, если он медленно перемещается на расстоянии 20-40 см от ребенка.

Большое значение в этот период имеет режим: питание, сон. Между сном нужно разговаривать с ребенком, чтобы он привыкал к голосу.

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. На 3-5 неделе появляется зрительное сосредоточение. С

8 недели ребенок начинает гукать.

Постепенно малыш привыкает к лицам родителей. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ножками, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Он знаменует собой появление первой социальной потребности в общении, а это означает, что в своем психиче6ском развитии он переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается младенчество.

Младенчество

(2мес – 1 год)

Младенец интенсивно растет. Начинает более интенсивно и успешно двигаться. Воспринимает зрительно форму предметов, выделяет контур  и другие их элементы. Способны ориентироваться во многих параметрах  объектов . Развиваются различные движения, память. Наблюдается эмоциональное развитие. Очень важно как можно больше разговаривать с ребенком. Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. Сначала ребенок гукает. Гукание разрабатывает артикуляционный аппарат. При гукании ребенок слышит себя, что заставляет его повторяться. Затем звукосочетания усложняются. Не случайно часто говорится о том, что с ребенком надо чаще разговаривать. При общении ребенок начинает подражать тем звукам, которые издает мама.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые гулением. Уже в 2 -3 месяца ребенок начинает «разговаривать» в те моменты, когда он спокоен. Пока это неясное бормотание, в котором можно услышать нечеткие звуки – чаще всего отрывистые  и гортанные аа, га, ги, кхы. Затем, примерно с 4 месяцев они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Это значит, что младенец вступил в так называемую стадию гуления.

Спустя некоторое время, во втором полугодии, вы обнаружите, что ребенок способен и на то, что довольно образно определяется как лепет: он начинает выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка.

Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. Может ли лепет сам по себе превратиться в речь? Нет. Ребенок сам не составляет слова из слогов, образующих лепет, таких, как ма, ба, па, дя; ребенок сам не составляет слова, которые

стали бы обозначением близких людей (мама, папа, баба, дядя). Именно взрослые составляют слова из произносимых ребенком сочетаний и учат его произносить их, называть ими маму, папу, бабушку.

К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С.Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме, и по смыслу. Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Встречаются слова, непохожие на соответствующие слова взрослых (например, «ика» - шкаф, «гилигилича» - карандаш), слова – обрывки слов взрослых («как» - каша, «па» - упала), слова – искажения слов взрослых, сохраняющие, тем

не менее, их фонетический и ритмический рисунок, звукоподражательные слова («ав-ав» - собака, «му-му» - корова). Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились «взрослые» понятия. Для нас слово чаще связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

 Еще одна особенность автономной речи – своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. Автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее. Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким людям, находящимся рядом с малышом и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми

с помощью такой речи почти невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства – жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные слова.

Ранний возраст

(1 – 3 года)

Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные и

по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослым. Если общение со взрослым недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами – обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все

основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка  - то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослыми. Инструктивная речь ребенка, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано.

Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи – рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того, чтобы он понял более сложные рассказы, нужна дополнительная работа.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. В 1,5 года предложения состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие, действие и объект действия, или действие и место действия.

К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми.

Дошкольный возраст

(3-7 лет)

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс  овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать  особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия  звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он слышит и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

Развивается грамматический строй речи. Усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно усваивает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность называют словотворчеством.

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к конкретной речи. Это не означает, конечно, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но, в основном, в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения-монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Усложняются диалоги. Ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух.

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов необходимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение – обратите его внимание на определенные слова, выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет их использовать в других речевых ситуациях.

Важно, чтобы ребенок научился пересказывать короткие тексты. В этом очень хорошо могут помогать кукольные театры, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка.

К5 годам ребенок может правильно произносить все звуки. С малышом этого возраста уже надо производить упражнения по звуковому анализу слова – это очень важно для последующего усвоения грамоты.

К 6-7 годам речь ребенка развита хорошо. Дефекты произношения нескольких групп звуков встречаются, но редко. Однако бывают случаи, когда дети неправильно произносят отдельные звуки: к, л , ш , ж. Это обусловлено недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата, особенностями его строения, а также неправильным произношением звуков окружающими. В этих случаях нужно обратиться к специалисту-логопеду.

Но даже если нарушений не имеется, родители все равно должны заниматься с ребенком. Большое значение приобретает работа над темпом, интонацией. Богатый материал дадут потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. Нужно развивать у ребенка связную речь. Характерные особенности такой речи развернутость, связность и произвольность.

К 6-7 годам заканчивается дошкольный период, и ребенок идет в школу. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка от рождения до школы

В исследовании отражены теоритические основы проблемы развития речи ребенка в норме, раскрыты особенности развития речи в разные периоды детства и даны методические рекомендации....

Нормы развития речи ребенка от рождения до школы

Существуют нормы речевого развития, с помощью которых можно отследить формирование языковых навыков у своего ребенка....

Развитие речи ребенка от рождения до 1 года

В статье рассматривается  развитие речи ребенка от рождения до 1 года...

СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА ДО РОЖДЕНИЯ И В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА ДО РОЖДЕНИЯ И В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Воспитатель, учитель – дефектолог: Поздеева Ю.А.позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения Речь начинает ф...

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...

Развитие речи ребенка от рождения до трех лет.

Развитие речи ребенка  от рождения до трех лет....