Нормы развития речи ребенка от рождения до школы
консультация по логопедии

Рущицькая Надежда Сергеевна

Существуют нормы речевого развития, с помощью которых можно отследить формирование языковых навыков у своего ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_razvitiya_rechi_ot_rozhdeniya_do_shkoly.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Нормы развития речи ребенка от рождения до школы»

В раннем и особенно дошкольном возрасте происходит активное развитие речи у детей, которое влияет на совершенствование всех психических процессов. Вот почему так важно иметь представление о нормативных сроках усвоения ребенком речевых навыков. Конечно, каждый малыш индивидуален, однако знание норм и этапов развития речи поможет вовремя обратиться к специалисту в случае обнаружения каких-либо проблем.

Существуют нормы речевого развития, с помощью которых можно отследить формирование языковых навыков у своего ребенка.

В 6 месяцев младенец:

  • воспроизводит звуки с интонацией;
  • реагирует на собственное имя (поворачивает голову);
  • интересуется источниками звука, особенно если они идут от значимых взрослых;
  • реагирует плачем или улыбкой на дружеский или сердитый тон.

В 12 месяцев малыш:

  • использует в речи несколько простых слов (или их фрагментов);
  • следует простым инструкциям, особенно если мама показывает жестом, что нужно взять или принести.

В 18 месяцев дети:

  • имеют активный словарь до 20 слов, в основном это существительные;
  • в речи часто используют эхолалию – повторяют услышанную фразу снова и снова;
  • показывают одну из частей тела по просьбе родителей («Где носик?»);
  • эмоционально и невнятно говорят на «тарабарском» языке.

В 2 года ребенок:

  • называет несколько знакомых предметов из своего окружения;
  • составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
  • показывает пять частей тела по маминой просьбе («Где у тебя носик?»);
  • может использовать в речи до 150-300 слов;
  • знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;
  • пропускает ряд звуков – ж, ш, з, с, р, л, ц, щ («мосьно» вместо «можно»).

В 3 года дети:

  • обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
  • начинают применять множественное число существительных;
  • знают основные части тела и могут их показать и назвать;
  • используют союзы «если», «когда», «потому что»;
  • называют свой пол, имя и возраст;
  • понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
  • понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.

В 4 года малыши:

  • используют в речи до 2000 слов;
  • меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
  • отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
  • иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
  • задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
  • говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями – «Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку».

В 5 лет ребенок:

  • расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
  • может составить рассказ по картинке;
  • применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
  • использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
  • разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
  • чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.

В 6-7 лет дошкольники:

  • используют в речи от 3500 слов;
  • разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
  • склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
  • любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.

Если вы отметили, что речевое развитие вашего ребенка значительно отстает от примерных ориентиров нормального формирования речи, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.

Также вас должно насторожить, если ребенок:

  • в трехмесячном возрасте не поворачивается, когда к нему обращается мама или папа;
  • в полгода не реагирует на интонационно окрашенную речь, не оборачивается к источнику звука, в лепете отсутствуют звуки «м, б, п»;
  • в годик не понимает слова, которые взрослые часто употребляют в речи, не реагирует на собственное имя, для привлечения маминого внимания использует лишь плач;
  • в два года не показывает на картинке кошку, зайчика, медвежонка, не понимает самых простых вопросов;
  • в трехгодовалом возрасте не может выполнить двухсоставную инструкцию («Возьми бутылочку и принеси мне»), не называет известные ему вещи;
  • в четыре года не в состоянии ответить на простейшие вопросы, неправильно произносит большинство звуков, говорит короткими предложениями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Норма развития речи ребенка

Норма развития речи ребенка от 1 года до 7 лет1 год - 1 год 6 месяцев.Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и п...

Статья - Нормы развития речи ребенка в средней группе

Эта статья поможет воспитателям оценить уровень развития речи ребенка в средней группе...

Развитие речи ребенка от рождения до школы

В исследовании отражены теоритические основы проблемы развития речи ребенка в норме, раскрыты особенности развития речи в разные периоды детства и даны методические рекомендации....

«Нормы развитие речи ребенка 3-4 лет»

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, маг...

Нормы развития речи ребенка.

По данным психологов , страхи родителей связаны именно с развитием речи ребенка. Но для любых выводов нужна точка отчета....

Нормы развития речи ребенка

Как развивается речь ребенка...