Логопедическое занятие в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Дифференциация звуков, грамматика и лексика по теме "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. ЗВУКИ C Сь»
Цель: Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развитие диалогической речи, связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Совершенствование грамматического строя речи.
Учить различать звуки С Сь в словах. Выполнять позиционный анализ звуков.
Закреплять понятие предлог.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование самостоятельности, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитания любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа: беседа с детьми о зимующих птицах.
Оборудование: предметные картинки по теме «Зимующие птицы», магнитофон, диск с записью пения птиц, буквы, сигнальные карточки синего и зелёного цвета, фланелеграф, дидактические карточки, мяч, контейнер с карандашами ю
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
(Звучит запись пения птиц).
Л:Что мы услышали?
Д: Пение птиц
Л: Каких птиц мы сейчас можем услышать?
Д: Сейчас можем услышать зимующих птиц.
Л: Кто кого услышал?
1 реб: Я услышал сову.
Л: Объясни как ты догадался что это сова?
1 реб : Сова ухает
Л: Какую птицу ты услышал?
2 реб.: Я услышал голубя. Голубь воркует.
Л: А какую птицу узнала ты?
3 реб.: Я узнала воробья. Воробей чирикает.
Л: Молодцы, ребята. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Д: Мы сегодня будем говорить о зимующих птицах.
Л: Почему они называются «зимующие»?
Д: Они так называются, потому что остаются зимовать, а не улетают в тёплые края.
Л: Ребята, сейчас каждый из вас возьмёт картинки с изображением зимующей птицы и расскажет ,что вы о ней знаете.
(Дети выбирают картинку и садятся на места.)
1 реб: Это воробей. Воробей - маленькая, очень подвижная птичка с круглой головкой и короткой шеей, толстым туловищем, короткими округлыми крыльями, клюв тонкий, острый. У воробья короткие лапки, хвостик держит, поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят нахохлившись, прижавшись друг к другу. Они чистоплотные, любят купаться в лужах, песке и пыли.
Л: Где же они зимуют?
1 реб.: В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.
Л.: Где находят пищу?
1 реб.: Питаются во дворах, на свалках, в кормушках.
Воробьи селятся стайками.
Л: Хорошо рассказал о воробьях. А ещё если воробьиный сторож заметит в небе хищника, то издаст звук, похожий на «чур», и вся стая улетает.
2 реб.: Это сорока. Сорока птица с черно-белым оперением. Бока у неё белые. Поэтому её называют «сорока - белобока». Хвост длинный. Лапы большие, сильные, клюв изогнутый. Сороки летают не очень хорошо, они перепрыгивают с места на место.
Л: Почему ее называют «сорокой - воровкой»?
2 реб.: Сорока любит блестящие вещи, уносит их и прячет.
Л: Где же она устраивает свое гнездо?
2 реб.:В густых ветвях деревьев или кустарников. Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах селятся более мелкие птицы Сорока стрекочет..
3 реб. Это синица. На голове у синички черная шапочка, щеки белые, на горлышке и брюшке черная полоска. Спина желто-зеленная, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Свои гнезда синицы устраивают в дуплах дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов - синичниках. Синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами.
4 реб.: Это снегирь. У снегиря верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные, спина голубовато-серая, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи - серое. Клюв короткий, толстый, черный.
Л: Зачем снегирю короткий, толстый клюв?
4 реб.:Чтобы расклевывать ягоды рябины и есть зернышки.
5 реб.: У вороны черная голова, горло, шея и хвост, остальная часть туловища серая., Днем вороны живут в городе, а на ночь они улетают в парк, лес и ночуют на деревьях. Ворона каркает.
Л: Давайте, ребята, поиграем в ворон.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (дети бегают и размахивают руками)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (дети садятся на корточки, руки под щеку —
засыпают)
Употребление предлогов. (Составление предложений с предлогами: “в”, “на”, “под”, “у”, “над”, “с”, “из”).
Л: Где воробей, дятел, сорока, синица, ворона, снегирь, голубь? (На картографе выставлены дерево, кормушка, птицы).
Каждый ребёнок подходит к фланелеграфу и выполняет инструкцию логопеда.
Л: Посади воробья на ветку. Куда ты посадил воробья?
Реб: Я посадил воробья на ветку.
Л: Посади сороку под дерево. Куда ты посадил сороку?
Л: Размести ворону тук, чтобы она летала над деревом. Где летает ворона?
Л: Посади воробья в кормушку. Куда ты посадил воробья?
III. Изучение нового материала
Л: Семь суток сорока
Старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные
Сшила.
Сказала со смехом
Соседка синица:
— Стать самой скрипучей
Сорока стремится.
Л:Дети, какие звуки чаще всего встречается в чистоговорке?
Д:Звуки С Сь.
Л: Это гласные звуки или согласные?
Д: Согласные.
Л: Они глухие или звонкие?
Д: Глухие.
Л: Они обозначаются буквой С.
Игра «Подними синюю карточку если услышишь твёрдый С, зелёную если услышишь мягкий Сь»
Синицы, сова, семечки, сорока, серая, насекомые, снегирь.
Л: Я раздам вам листочки. Вам нужно обвести кружком правильно написанную букву С.
После выполнения задания логопед предлагает поменяться друг с другом карточками и проверить правильность выполнения задания.
IV. Пальчиковая гимнастика
Воробей, воробей, Кистями рук производить
Не летай на песок движения вверх, вниз
Не клюй песок, большой и указательный пальцы соединить,
Не тупи носок все остальные в кулачок, стучим по столу.
Пригодится носок
Клевать колосок.
Л: Дети, возьмите на столах картинки, рассмотрите что на них нарисовано. Если в названии этого слова есть звук Сь, то примагнитьте её рядом с синичкой, если С-то рядом с совой. Назовите где звук С или Сь в слове (начало, конец, середина)
V. Закрепление изученного материала
1. Найди недостающую часть тела птицы по картинкам, обведи её в кружок карандашом. Что это за птица? (Воробей)
2. Назовите птиц, которые спрятались на картинке. А теперь узнаем, кто самый внимательный? Сколько птиц спряталось на картинке.
Л: Молодцы! Мы выполнили с вами все задания. Кому понравилось первое, второе задание? Почему?
VIII. Формирование эмоционально-оценочного отношения к природе
Л: Ребята! Мы как-то можем помочь зимующим птицам?
Д: Мы можем их покормить.
Л:Чем можно угостить воробья, снегиря, синицу, ворону, сороку, голубя, поползня, свиристель? (Воробья – хлебными крошками, снегиря – ягодами, синицу – салом, ворону – гречкой, сороку – пшеном, поползня – орехами, свиристель – семенами).
– Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу)
– А почему? (Сова – хищная птица, питается грызунами. Дятел питается личинками насекомых. Они сами себе пищу добывают)
IX. Итог занятия
Л: О ком мы говорили на занятии?
Д: Мы говорили о зимующих птицах.
Л:А кто из вас теперь будет постоянно подкармливать зимующих птиц?
Л:Что для этого нужно сделать?
Д: Сделать кормушку, купить корм, повесить рядом с домом, не забывать подсыпать корм.
Л: А с этой кормушкой, которую сделал папа Егора, вы сейчас пойдёте с воспитателем в наш двор кормить зимующих птиц, прилетающих к нам в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"
Данное открытое логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР, 3 год обучения)
Конспект занятия по развитию речи: Путешествие в сказку "Ворон и его ученики"...
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН.
В приложенном файле представлен календарный план работы логопеда для проведения фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе групп...
Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «КВН»
КОНСПЕКТ логопедического занятияв подготовительной группе «КВН»...