Условия эффективной работы по развитию выразительной речи у детей с заиканием.
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Для речи детей с заиканием характерны специфические особенности просодической стороны речи, включающие плавность, интонационную выразительность, паузы, фонетическое и логическое ударение. В процессе коррекционной работы, я обратила внимание на некоторые условия эффективного развития выразительной речи дошкольников с заиканием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budem_govorit_vyrazitelno_statya.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия эффективной работы по развитию выразительной речи у детей с заиканием.
Учитель-логопед — это специалист, который исправляет нарушения речи любой сложности. Его главным инструментом является голос, обладающий огромными возможностями. При умелом использовании он может оживить беседу, выступление, пробудить чувства и заставить действовать взрослых и детей. Голос нужно беречь и совершенствовать его просодические характеристики на протяжении всей профессиональной деятельности. Это должен знать каждый специалист.
Обратить внимание на уникальность голоса меня побудила работа с категорией детей, имеющих тяжёлое речевое нарушение — заикание, которое проявляется в нарушении ритма и плавности речи в результате судорог мышц речевого аппарата. На протяжении последних лет, одной из основных задач в моей работе было развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения показывали, что вследствие заикания и условий ограничения общения, речь детей прерывиста, монотонна, ограничена в способности к модуляции голоса. В коррекционной работе использовала игры для развития выразительности речи, предложенные Волковой Г.А., Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и другими авторами. Но столкнулась с проблемой: в играх дети участвовали с удовольствием, но в большинстве случаев речь по-прежнему оставалась маловыразительной. Наблюдения за детьми и анализ литературных источников побудили меня обратить внимание на два фактора.
Во-первых, для ребёнка речь невидима, её не потрогаешь, не понюхаешь, а только услышишь. Но большая часть информации в дошкольном возрасте поступает через органы зрения и осязания. Ведущим для ребёнка является также наглядно-образное мышление. Значит, речь нужно превратить в образ, доступный для исследования ребёнком. Умелые руки педагога, наглядно — дидактический материал, иллюстрации из Интернета и совместное с детьми творчество помогут создать необходимую картотеку «нарисованных»
компонентов просодики. Например, три вида мелодики, то есть повествовательную, вопросительную, восклицательную, можно зашифровать, используя схемы или рисунки, визуально напоминающие знаки препинания. Темп речи, то есть скорость произнесения речевых элементов, лучше обозначить соответствующими по скорости передвижения животными (конь и черепаха), синхронным с речью рисованием различных линий (волнистых, штрихов) или других символов. Силу и высоту голоса можно рисовать стрелками или жестами руки с направлением вверх и вниз, подбором иллюстраций с явлениями природы или животными, ярко подсказывающими изменения голоса в определённой ситуации (хитрый голосок лисы и грубый медведя). В результате, такая «нарисованная» речь легко воспринимается и запоминается детьми, побуждает их к самым смелым экспериментам со своим голосом.
Во-вторых, у детей в дошкольном возрасте хорошо развито подражание и пример выразительной речи педагогов и родителей будет эффективнее любых самых ярких объяснений. Учителю-логопеду стоит начать с самоанализа своих голосовых возможностей. Например, можно спросить себя: не говорю ли слишком тихо или громко, что раздражает окружающих меня людей? Не утомляет ли моих слушателей патологически быстрая или замедленная речь? Выделяю ли голосом определённые слова и выражения, помогающие улавливать смысл моего высказывания? Использую ли жесты и соответствующее выражение лица для передачи чувств и эмоций? Также можно попросить коллегу, которому доверяешь, оценить твою речь со стороны и дать искренний, но практичный совет.
Одним из самых эффективных способов обучения выразительной речи детей с заиканием являются специально организованные игры-драматизации. Они помогают развивать у детей навыки свободной, плавной речи, снимают эмоциональное напряжение; а учителю-логопеду успешно демонстрировать образец не только содержательной стороны речи, но и её просодических компонентов. Очень важно при подготовке к проведению игр, самому педагогу отрепетировать тот речевой материал, который будет предлагаться детям. Репетиция перед зеркалом поможет не только прочувствовать интонацию высказывания, но и увидеть себя со стороны глазами детей. Не нужно бояться играть голосом или утрировать эмоции, главное, чтобы они были естественны и соответствовали содержанию игры. Но и не следует впадать в крайность, когда педагог готов только восхищаться всем или развлекать детей, вызывая дезорганизацию в детском коллективе. Терпение, любовь к детям и желание им помочь преодолеть трудности, связанные с нарушением речи, помогут учителю-логопеду эффективно развивать просодическую сторону речи своих воспитанников.
Интонационную выразительность речи можно сравнить с приправой. Подходящая «специя», добавленная в нужном количестве, выявит всю полноту вкуса любого высказывания, превратит речь в истинное удовольствие, принесёт пользу для взрослых и детей. Будем говорить выразительно и учить этому наших воспитанников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Перспективный план по развитию выразительной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях "
Развивать у детей ритмические способностиОвладение интонационными возможностями речиФормировать интонационную выразительность средствами мимики, жестов, телодвиженийСовершенствовать моторику, ко...
Методические рекомендации в работе по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста
Проблема по развитию выразительности речи занимает уже не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о развитие речи. В нас...
Аналитическая справка по тематическому контролю в МБДОУ ДС № 1 СП «Радуга» по теме «Организация и эффективность работы по развитию связной речи у детей в режиме ДОУ»
Цель: оценить воспитательно-образовательную и развивающую работу с детьми по совершенствованию связной речи; наметить пути дальнейшей работы по теме.Тематическая проверка проводилась в рамках задачи н...
Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста
Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...
Из опыта работы по теме «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации»
Мультипликация – это многогранный способ развития ребенка, это хороший «учитель», поскольку включает в себе слово и картинку, т.е. одновременно задействует два органа восприятия: зрение и слух. Мульти...
Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...
Обобщённый опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность, как средство развития выразительности речи у детей дошкольного возраста»
Я считаю, овладение родным языком, развитие выразительности речи - является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как о...