НОД "Цирковое представление"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Логопедическое занятие с детьми 5-7 лет по автоматизации звука Л в слогах, словах, предложениях и в тексте.На занятии решаются задачи по развитию фонематического слуха и навыка звуко-слогового анализа с опорой на графическую запись; развитие мелкой моторики через выкладывание буквы Л их различного материала; активизация и уточнение словаря по теме "домашние животные"; развитие грамматически правильной и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Цирковое представление" (Звук Л) | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
Тема: «Цирковое представление»
(звук Л)
Цели: Образовательные: Закрепление знаний о механизме образования звука и его акустических особенностях. Закрепление и уточнение словаря по теме «дикие животные», содержащие данный звук. Закрепление представлений о сезонных изменениях в природе. Продолжать учить образовывать множественное число существительных, обозначающих животных(волчата, бельчата и т. д.); употреблять существительные с обобщающим значением(дикие животные); совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; определять местонахождение предметов(слева, справа, спереди, сзади); вводить в словарь детей антонимы; употреблять в речи простые и сложные предложения.
Коррекционные: закреплять правильное произношение звука Л в самостоятельной речи ребёнка в различных речевых структурах(изолированно, слоги, слова, предложения).Продолжать совершенствовать моторику артикуляционного аппарата на данный артикуляционный уклад через специальную гимнастику; развитие фонематического слуха и навыка звуко-слогового анализа с опорой на графическую запись; развитие мелкой моторики руки.
Воспитательные: воспитание интереса к занятиям и воспитание эмоционально-волевой сферы.
Оборудование: зеркала, картинки предметные, игрушки, коробочка с двойным дном, схема характеристики звука, звуковые дорожки, фишки, косточки, проволока, буквы, карточки артикуляционной гимнастики, карандаши.
Ход занятия:
1.Организационный момент: (дети «залетают» в кабинет, руки в стороны, произнося звук Л-Л-Л.., лица разукрашены, как у клоунов).
-Ребята, чтобы стать настоящим клоуном и выступать в цирке, вы должны много знать и пройти в жизни много испытаний. Сегодня вас ждёт одно из испытаний.
2. Сообщение темы:
(Называются картинки, в названии которых есть звук Л).
-Какой звук есть в названиях всех картинок?
-Сегодня мы с вами будем закреплять звук Л.
3.Основные артикуляционные упражнения:
- Ну раз вы клоуны, покажите, как будете веселить зрителей.
«Иголочка», «Часики», «Индюк».
Упражнения на развитие дыхания:
«Подуй в трубочку», «Разверни язычок».
4.Изолированное произношение:
-Я слышала, вы сюда прилетели на самолётиках. Включите их ещё раз(Л-Л-Л…)
5.Анализ артикуляции звука Л ( по схеме)
-Расскажите, как вам помогали губы, зубы, язычок и т.д. произносить звук Л.
6. Связь звука с буквой:
- Покажите, какой буквой обозначается звук Л? Выложите букву Л (мозаика, проволока, пластилин, арбузные семечки).
-На что похожа буква Л?(шалаш, слон, кнут у дрессировщика)
7. Закрепление в слогах:
- Скажите, какое время года на улице? Назовите признаки весны. Сейчас я буду фокусником и покажу вам весенний фокус.(коробочка с двойным дном, открываем коробочку- пусто, трясу. Переворачиваю- вылетают птички). Если вы правильно произнесёте слоги, узнаете название каждой птицы.(ла-ла-ла-вылетает юла; лу-лу-лу - вылетает зяблик; ял-ял-ял- зорянка; ол-ол-ол- вылетает соловей; ил-ил-ил- вылетает кукушка).
-Как назвать птиц, которые прилетают к нам весной, и улетают осенью? -Назовите только тех птиц, в названиях которых есть звук Л.(юла, соловей)
Физминутка:
Игра с мячом «Наоборот»
Хороший- плохой, темный- светлый, грустный- весёлый, тонкий- толстый, добрый- злой, чёрный- белый, сильный- слабый, старый- молодой.
8. Закрепление в словах:
- Одним из признаков весны вы назвали дождь. Давайте скажем про дождь весело, грустно затем сердито. «Снова полил дождь»
-Когда идёт дождь, немного грустно, поэтому давайте зайдём в цирк- повеселимся. (выставляется макет цирка)
- В цирке на представлении участвуют не только люди- клоуны, фокусники, и т.д., но и разные животные, птицы. А кто будет в нашем цирке, вы узнаете, угадав их по описанию:
1.Огромный, лопоухий, с хоботом.( на арену выставляется слон)
2.Зелёный, зубастый, с длинным хвостом, живёт в воде.(крокодил)
3.Быстрый, сильный, рогатый, с копытами, живёт в лесу.(лось)
4.Сизокрылый. живёт с нами круглый год. Любит хлебные крошки.(голубь)
5.Ловкая, с пушистым хвостом, прыгает по деревьям, живёт в дупле.(белка)
6.Серый, он зимой холодной, ходит злой, голодный.(волк)
-Для волка нам нужно построить клетку. На листочке бумаги отсчитайте от точки вниз три клетки и поставьте точку, соедините их. От нижней точки вверх отсчитайте три клетки и снова поставьте точку, соедините их(повторить три раза)- получилась клетка. ( Выставляется клетка с волком)
-Посмотрите и скажите, кто из «артистов» цирка на арене лишний? Почему голубь?
-Скажите, где находятся животные по отношению к клетке? (волк сидит в клетке, белка сидит на клетке, слон стоит за клеткой и т.д.)
-У всех животных есть детёныши, а вот кто у кого, вы назовёте сами. (у белки- бельчата, у шакала-шакалята, у крокодила-крокодильчики и т.д.)
9. Развитие фонематического слуха:
-А теперь назовите только тех животных, в названии которых звук Л стоит в конце слова(шакал, крокодил); в середине слова (волк, белка, слон); в начале слова(лось)
10. Звуко-слоговой анализ:
-Давайте выложим слово «лось» на звуковой дорожке фишками. Откроем столько окошечек, сколько звуков в слове «лось».
-Сколько звуков в слове «лось»?
-Какой первый звук в слове «лось»? Дайте характеристику звуку Л(Л-согласный, твёрдый, обозначается синий фишкой)
- Какой второй звук в слове «лось»? (О- гласный, обозначим синий фишкой)
- Третий звук какой? (Сь- согласный, мягкий, обозначается зелёной фишкой)
-На котором по счёту месте стоит звук Л?(Звук Л стоит на первом месте)
- Положите на место звука Л букву Л.
-Сколько слогов частей в слове «лось»? (в слове «лось» один слог, одна часть, потому – что один гласный звук О)
11. Закрепление в предложениях:
- Придумайте предложение со словом «лось», «голубь».
12. Закрепление во фразовой речи:
-Клоуны всегда веселят всех шутками, прибаутками, весёлыми стихами.(дети читают выученные заранее стихи)
«Посадил дед лук, отрастил лук чуб,
Увидал лук внук, оборвал луку чуб».
«Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собачки лают ворота.
Лошадь ела кашу, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз».
«Я себе пальто одела
И рукавом свой нос задела,
Пальто решила наказать,
И без пальто пошла гулять».
13. Итог занятия:
-Молодцы! Первое испытание вы выдержали. Какой звук объединяет всех «артистов» в нашем цирке?(всех «артистов» объединяет звук Л)
-За выдержанное испытание вы награждаетесь медальками.(шоколадные медальки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений "Куб. Представление о кубе"
В конспекте представлены разнообразные виды деятельности....
Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.
Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.
Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с деятельностью, которой занимаются дети в эти дни. Развит...
Конспект НОД по формированию математических представлений. Тема:"Представление о преобразованиях,изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложение."
Материал представлен в занимательной форме,есть игровые,логические упражнения,проблемные ситуации,рисунки-схемы для придумывания историй действия сложения....