НОД "Цирковое представление"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Зиятдинова Наталья Владимировна

Логопедическое занятие с детьми 5-7 лет по автоматизации звука Л в слогах, словах, предложениях и в тексте.На занятии решаются задачи по развитию фонематического слуха и навыка звуко-слогового анализа с опорой на графическую запись; развитие мелкой моторики через выкладывание буквы Л их различного материала; активизация и уточнение словаря по теме "домашние животные"; развитие грамматически правильной и связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД

Тема: «Цирковое представление»

                                             (звук Л)

Цели: Образовательные: Закрепление знаний о механизме образования звука и его акустических особенностях. Закрепление и уточнение словаря по теме «дикие животные», содержащие данный звук. Закрепление представлений о сезонных изменениях в природе. Продолжать учить образовывать множественное число существительных, обозначающих животных(волчата, бельчата и т. д.); употреблять существительные с обобщающим значением(дикие животные); совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; определять местонахождение предметов(слева, справа, спереди, сзади); вводить в словарь детей антонимы; употреблять в речи простые и сложные предложения.

Коррекционные: закреплять правильное произношение звука Л в самостоятельной речи ребёнка в различных речевых структурах(изолированно, слоги, слова, предложения).Продолжать совершенствовать моторику артикуляционного аппарата на данный артикуляционный уклад через специальную гимнастику; развитие фонематического слуха и навыка звуко-слогового анализа с опорой на графическую запись; развитие мелкой моторики руки.

Воспитательные: воспитание интереса к занятиям и воспитание эмоционально-волевой сферы.

Оборудование: зеркала, картинки предметные, игрушки, коробочка с двойным дном, схема характеристики звука, звуковые дорожки, фишки, косточки, проволока, буквы, карточки артикуляционной гимнастики, карандаши.

Ход занятия:

1.Организационный момент: (дети «залетают» в кабинет, руки в стороны, произнося звук Л-Л-Л.., лица разукрашены, как у клоунов).

-Ребята, чтобы стать настоящим клоуном и выступать в цирке, вы должны много знать и пройти в жизни много испытаний. Сегодня вас ждёт одно из испытаний.

2. Сообщение темы:

(Называются картинки, в названии которых есть звук Л).

-Какой звук есть в названиях всех картинок?

-Сегодня мы с вами будем закреплять звук Л.

3.Основные артикуляционные упражнения:

- Ну раз вы клоуны, покажите, как будете веселить зрителей.

«Иголочка», «Часики», «Индюк».

Упражнения на развитие дыхания:

«Подуй в трубочку», «Разверни язычок».

4.Изолированное произношение:

-Я слышала, вы сюда прилетели на самолётиках. Включите их ещё раз(Л-Л-Л…)

5.Анализ артикуляции звука Л ( по схеме)

-Расскажите, как вам помогали губы, зубы, язычок и т.д. произносить звук Л.

6. Связь звука с буквой:

- Покажите, какой буквой обозначается звук Л? Выложите букву Л (мозаика, проволока, пластилин, арбузные семечки).

-На что похожа буква Л?(шалаш, слон, кнут у дрессировщика)

7. Закрепление в слогах:

- Скажите, какое время года на улице? Назовите признаки весны. Сейчас я буду фокусником и покажу вам весенний фокус.(коробочка с двойным дном, открываем коробочку- пусто, трясу. Переворачиваю- вылетают птички). Если вы правильно произнесёте слоги, узнаете название каждой птицы.(ла-ла-ла-вылетает  юла; лу-лу-лу - вылетает  зяблик; ял-ял-ял- зорянка; ол-ол-ол- вылетает  соловей; ил-ил-ил- вылетает кукушка).

-Как назвать птиц, которые прилетают к нам весной, и улетают осенью?          -Назовите только тех птиц, в названиях которых есть звук Л.(юла, соловей)

Физминутка:

Игра с мячом «Наоборот»

Хороший- плохой, темный- светлый, грустный- весёлый, тонкий- толстый, добрый- злой, чёрный- белый, сильный- слабый, старый- молодой.

8. Закрепление в словах:

- Одним из признаков весны вы назвали дождь. Давайте скажем про дождь весело, грустно затем сердито. «Снова полил дождь»

-Когда идёт дождь, немного грустно, поэтому давайте зайдём в цирк- повеселимся. (выставляется макет цирка)

- В цирке на представлении участвуют не только люди- клоуны, фокусники,  и т.д., но и разные животные, птицы. А кто будет в нашем цирке, вы узнаете, угадав их по описанию:

1.Огромный, лопоухий, с хоботом.( на арену выставляется слон)

2.Зелёный, зубастый, с длинным хвостом, живёт в воде.(крокодил)

3.Быстрый, сильный, рогатый, с  копытами, живёт в лесу.(лось)

4.Сизокрылый. живёт с нами круглый год. Любит хлебные крошки.(голубь)

5.Ловкая, с пушистым хвостом, прыгает по деревьям, живёт в дупле.(белка)

6.Серый, он зимой холодной, ходит злой, голодный.(волк)

-Для волка нам нужно построить клетку. На листочке бумаги отсчитайте от точки вниз три клетки и поставьте точку, соедините их. От нижней точки вверх отсчитайте три  клетки и снова поставьте точку, соедините их(повторить три раза)- получилась клетка. ( Выставляется клетка с волком)

-Посмотрите и скажите, кто из «артистов» цирка на арене лишний? Почему голубь?

-Скажите, где находятся животные по отношению к клетке? (волк сидит в клетке, белка сидит на клетке, слон стоит за клеткой и т.д.)

-У всех животных есть детёныши, а вот кто у кого, вы назовёте сами. (у белки- бельчата, у шакала-шакалята, у крокодила-крокодильчики и т.д.)

9. Развитие  фонематического  слуха:

-А теперь назовите только тех животных, в названии которых звук Л стоит в конце слова(шакал, крокодил); в середине слова (волк, белка, слон); в начале слова(лось)

10. Звуко-слоговой анализ:

-Давайте выложим  слово «лось» на звуковой дорожке фишками. Откроем столько окошечек, сколько звуков в слове «лось».

-Сколько звуков в слове «лось»?

-Какой первый звук в слове «лось»?  Дайте характеристику звуку Л(Л-согласный, твёрдый, обозначается синий фишкой)

- Какой второй звук в слове «лось»? (О- гласный, обозначим синий фишкой)

- Третий звук какой? (Сь- согласный, мягкий, обозначается зелёной фишкой)

-На котором по счёту месте стоит звук Л?(Звук Л стоит на первом месте)

- Положите на место звука Л букву Л.

-Сколько слогов частей в слове «лось»? (в слове «лось»  один слог, одна часть, потому – что один гласный звук О)

11. Закрепление в предложениях:

- Придумайте предложение со словом «лось», «голубь».

12. Закрепление во фразовой речи:

-Клоуны всегда веселят всех шутками,  прибаутками, весёлыми стихами.(дети читают выученные заранее стихи)

«Посадил дед лук, отрастил лук чуб,

Увидал лук внук, оборвал луку чуб».

«Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собачки лают ворота.

Лошадь ела кашу, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз».

«Я себе пальто одела

И рукавом свой нос задела,

Пальто решила наказать,

И без пальто пошла гулять».

 13. Итог занятия:

-Молодцы! Первое испытание вы выдержали. Какой звук объединяет всех «артистов» в нашем цирке?(всех «артистов»  объединяет звук Л)

-За  выдержанное испытание вы награждаетесь медальками.(шоколадные медальки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.

Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза  звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект НОД по формированию математических представлений. Тема:"Представление о преобразованиях,изменяющих и сохраняющих количество. Действие сложение."

Материал представлен в занимательной форме,есть игровые,логические упражнения,проблемные ситуации,рисунки-схемы для придумывания историй действия сложения....