Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе "Тигруля учится рычать".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Антикян Инна Владимировна

Подробный конспект открытого индивидуального логопедического занятия, используемый на этапе автоматизации звука "Р" в предложениях и текстах. Игровая мотивация (помочь Тигруле)  обеспечивает  стойкий интерес ребенка к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»

п. Андра

2012 г.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р]

(подготовительная к школе группа)

                                                                            Подготовила: учитель-логопед

                                                                                                            Антикян И.В.

Цели: - коррекционно-образовательные:

  • закрепить навык правильного произношения звука[P] в слогах, в словах, предложениях, связной речи;
  • продолжить формировать навык описания игрушек и других предметов;
  • обогатить словарь: «чародей».

           - коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; внимание, мышление  и  память;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

            - воспитательные:

  • воспитывать интерес к речевым играм;
  • воспитывать любовь и доброжелательное отношение к животным.

Оборудование: письмо, картинка с зеркальцем, шапочка «тигр», игрушка тигренок, две    

медальки синие с колокольчиком, ведерко с фасолью, игрушка щенок,           буква Р, открытка, картинки со звуком [Р], изображения 3-х домиков со схемами, картинка с изображением игрушечного грузовика, лабиринт, книжка – раскраска, воздушный шарик

Ход.

Этапы занятия

Содержание этапов

1. Организационный момент.

2. Объявление темы.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Анализ артикуляции звука.

5. Характеристика звука.

6. Автоматизация звука в изолированном виде, закрепление графического образа буквы.

7. Динамическая пауза.

8. Автоматизация звука в слогах.

9. Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия.

10. Автоматизация звука во фразе.

11. Автоматизация звука в связной речи

12. Итог занятия, домашнее задание.

- Здравствуй, Маша! Я вижу, у тебя хорошее настроение, и хочу тебя порадовать. На твое имя пришло письмо. Тебе интересно его прочитать? (логопед читает письмо) «Привет, Маша! Приглашаю тебя на мой День Рождения, который состоится 1 января в 12:00. Но у меня есть одна проблема: мне исполняется 5 лет, а я еще не научилась рычать! Я узнала, что ты умеешь красиво выговаривать звук [Р], может и меня научишь? Если ты согласна, посмотри в волшебное зеркальце, и я окажусь рядом с тобой. Тигруля.»

- Научим Тигрулю рычать? Тогда возьмем зеркальце и посмотрим, кто же в нем отражается?

Раз, два, три! На Тигрулю посмотри!

(Появляется игрушка тигр)

Т. : - Здлавствуйте, а вот и я, Тиглуля! Давайте полычим!

-  Здравствуй, Тигруля! Мы с Сашей будем рады тебе помочь!

А чтобы было интереснее, она тоже превратится в тигренка (ребенок надевает на голову шапочку «тигр»).

В учении должно быть все по порядку.

Сейчас язычку нужно сделать зарядку.

- К нам прикатился волшебный кубик с картинками – названиями упражнений для язычка.

  • Лошадка
  • Грибок
  • Гармошка
  • Машина буксует

 Ну вот мы  размялись и можем учить

                       Тигрулю красиво звук [P] говорить.  

- Послушай, Тигруля, внимательно: Саша сейчас тебе расскажет, в каком положении находятся губы, зубы, язык, участвует ли голос при произношении звука [P]. (Ребенок описывает артикуляцию звука по опорной схеме).

  • Рот открыт
  • Зубы на расстоянии
  • Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
  • Сильная воздушная струя заставляет дрожать кончик языка
  • Голос работает

- А теперь расскажем, какой звук [P]?

  • Согласный
  • Твердый
  • Звонкий

- Я дарю тебе и Тигруле медальки на шею. Они обозначают звук [P] (синие медальки с колокольчиком).

«Чудесное ведерко»

- Запомнил, Тигруля, как правильно рычать? Ой, я слышу какой-то шорох! Он доносится из ведерка с фасолью. Маша, поищи, кто же там в ведерке? (Ребенок нащупывает футляр от киндер-сюрприза, внутри которого щенок.) Да это же Рексик, друг Тигрули. Он бежал вместе с ней к нам на занятие и теперь  готов зарычать от радости! Рексик, мы тоже рады тебе! Как рычит собака? Р-Р-Р! Тигруля, попытайся рычать вместе с нами.

Т.: - Р-Р-Р! Урра! Я ррычу!

                                    Так старательно рычали

                                    И  немножечко устали,

                                    А сейчас мы отдохнем

                                    И опять рычать начнем!

В Африке.

В Африке животные делают вот так.

Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк»

А слонята топают «топ-топ-топ» 

И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп»

Обезьяны прыгают «прыг-прыг-прыг»

И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг»

Руки к солнцу поднимают

И все дружно отдыхают.

Возвращаемся обратно,

Расслабление приятно!

«Лабиринт».

- К Тигруле на День Рождения спешит много гостей, но некоторые из них заблудились в пути. Помоги гостям пройти по дорожкам к домику тигренка. Веди пальчиком по дорожке и изображай, как:

Ворона каркает – КРА – КРА – КРА

      Тигр рычит – ЫГР – ЫГР – ЫГР

      Жираф фырчит – ФРЫ – ФРЫ – ФРЫ

«Гости».

- Много гостей пришло к тигруле. Помоги ей расселить всех гостей по домикам (домики со схемами: звук в начале, в середине, в конце слова).

Картинки для игры: рыба, рак, жираф, крокодил, негр, динозавр.

«Смешилки».

- У Тигрули есть друг – веселый чародей, то есть волшебник. Он подписал поздравительную открытку для нашего тигренка, но в ней все перепутал. Помоги Тигруле исправить ошибки в открытке чародея, потом покажи подходящую картинку.

  1. Дровами рубят топор.
  2. На радуге небо.
  3. Сахар грызет Иру.
  4. Дорога едет по грузовику.
  5. Горшок растет в розе.
  6. Градусник несет врача.
  7. Крышка накрыта ведром.
  8. Пассажиры везут трамвай.

«Грузовик» (пересказ описательного рассказа).

- Посмотри на картинку и послушай рассказ про грузовик, который везет подарки для тигренка.

Игрушечный грузовик везет подарки для Тигрули на День рождения. У грузовика черные шины, красный кузов, серая кабина. Грузовик везет подарки в коробках.

Вопросы к тексту:

- Что везет игрушечный грузовик?

- Какие у грузовика шины, кузов, кабина?

- Во что упакованы подарки?

- Ответь полным предложением на вопрос: какие подарки везет грузовик?

Например: игрушечный грузовик везет в коробке ромашку.

- Скажи, Тигруля, научили мы с Машей тебя рычать?

- Да, большое вам РРР, то есть спасибо! А мне порра домой, к своим дррузьям! Маша, раскрась, пожалуйста, дома грузовичок, который ты описала, и приезжай на нем ко мне. Увидимся на Дне РРРождения! (Тигруля «улетает» на воздушном шаре.)

- Маша, тебе понравилось играть с Тигрулей? У тебя очень хорошо получилось научить тигренка рычать! Ты просто молодец!

- Из картинок с заданиями, которые вы с тигренком выполняли, мы сделаем книжку-раскраску. Дома ты сможешь поиграть,  раскрасить все картинки и вспомнить, как научила Тигрулю рычать.

Используемая литература.

1. И. В. Баскакина, М. И. Лынская. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р. Москва. АЙРИС – пресс, 2007 г.

2. Дошкольная логопедическая служба. Под редакцией О. А. Степановой. ТЦ Сфера, Москва, 2008 г.

3. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Составитель О. Е. Громова. Линка – пресс. Москва. 2008 г.

4. Материалы интернет-сайта Логобург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....

Конспект занятия по автоматизации звука Л для подготовительной к школе группы "Экскурсия в школу"

Тема: «Экскурсия в школу» Цель: Автоматизация звука  «Л» Задачи:Закрепление правильного произношения звука л в слогах, словах, фразах.Развитие речевого дыхания.Развитие артикуляци...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...