Методы и средства по преодолению нарушений слоговой структуры слов
статья по логопедии по теме
Румянцева Елена Николаевна
АНО ДО «Планета детства Лада»
д/с №203 «Алиса» г. Тольятти
Методы и средства коррекционного воздействия на детей по преодолению нарушений слоговой структуры слов.
Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте встречается такой дефект - как нарушение слоговой структуры слов. Проявляется он в трудностях произношения слова сложного состава.
Первые проявления подобного дефекта можно заметить в раннем возрасте (после3-х лет). По мере роста ребенка развитие его речи, нарушение слоговой структуры может стать менее заметным, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок столкнется с новым и достаточно сложным словом. Дети сначала стараются сознательно избегать в спонтанной речи употребления труднопроизносимых для них слов. А если в дошкольном возрасте не было проведено коррекции данного вида речевого нарушения, то в школе, на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов появляется нарушение письма( т.е. дисграфия).
Виды нарушений могут следующими:
1. Нарушение количества слогов.
- сокращение (пропуски) слога – «моток-молоток»
- опускание слогообразующих гласных «пинино-пианино»
- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в сочетания согласных «команата-комната»
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов «деворе-дерево»
- перестановка звуков соседних слогов «гебемот-бегемот»
3. Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение степени согласных «тул-стул»
- вставки согласных в слог «лимонт-лимон»
4 .Употребление слогов (косокосы-абрикосы)
5. Циклическое повторение, настойчивое воспроизведение слов (били, били, билитекарь, библиотекарь).
6. Замена предшествующих звуков последующими, (нананасы- ананасы)
7. Смешение элементов слов « в холодилтнице» (в холодильнике и хлебнице).
Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный(на невербальном и вербальном материале). Его цель – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слова. И непосредственно коррекционный (на вербальном материале – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка)
Подготовительный этап
1) В нашей группе используются игры и упражнения на развитии концентрации слухового внимания, памяти, узнавания предмета по характерному для него звуку на материале звуков: « Где позвонили в колокольчик?», « Узнай музыкальный инструмент», «Сколько раз ударили в барабан?».
2) Ведется работа над ритмом (сначала простым, затем сложным). Способы воспроизведения ритма могут быть различными: отхлопать в ладоши; отстучать мячом об пол; использовать музыкальные инструменты.
Мы используем разнообразные виды заданий:
-хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточку, на кубике;
- сосчитать сколько раз хлопнули вы в ладоши и поднять с соответствующей цифрой карточку
- сравнение ритма
- узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанный символами;
- воспроизведение определенного ритма по образцу или заданному рисунку;- задания с использованием ударения для выделения ритмического рисунка;
- воспроизведение долгих звуков и коротких, с использованием музыкальных инструментов (дудочка, губная гармошка – для долгих, барабан – короткие).
- формирование общей координации движений под ритмическую музыку (ходьба, бег, марш);
- упражнения на развитие динамического праксиса рук – выполнение движений (левой рукой, правой рукой, двумя руками);
-графические упражнения на переключение ( продолжи строку).
Работа на вербальном материале
Мы создаем игровые ситуации, направленные на формирование пространственно-временных представлений – начало, середина, конец; первый, последний, перед, за, после.
Для детей с низким уровнем речевого развития, предметные виды работ могут быть трудными или даже недоступными: развиваем умение слушать речь взрослого, выполнять определенные инструкции; учим узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления; учим различать звуки по силе, дать понятие «тихо-громко»; делим слова на слоги, после этого, слоговому проговариванию слов; проговариваем слоги (прямые, с одинаковыми согласными до-да, слоги с разными звуками ма-па, па-ма; закрытые и обратные слоги пан-ап).
Коррекционный этап на вербальном (словесном) материале строим из нескольких уровней.
Уровень гласных звуков:
- произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
- произнести звук А столько раз, сколько взрослый хлопнул в ладоши;
- те же задания, но с выделением ударного звука АУА;
-узнавание серий звуков по беззвучной артикуляции произнесение их с голосом;
- взрослый отстукивает ритм, а ребенок в соответствии с этим ритмом произносит гласные звуки.
Уровень слогов:
- сосчитать сколько слогов произнес взрослый ( слоги прямые, обратные, со стечением);
- назвать (выделить) ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- наращивание слогов ( скажи на «больше, чем я» та-та (та-та-та)
- уменьшение слогов ( скажи меньше на, чем я)
- отстукивание ( отслеживание слоговых цепочек, путем соприкосновения большого пальца с другими « та-то-ту» )
- запоминание и повторение цепочек слоа или А-са; А-со; со-са-со; са-са-со;
Для детей, умеющих читать: составить наибольшее количество слогов из предложения букв (Кто больше?), нанизывание колец пирамидки с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждую деталь – один слог), придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек на кубике; записывать под диктовку слоги различных слогов.
Важно учитывать лексический материал для отработки слов, которые пригодятся ребенку в общении. Хорошо использовать знакомую бытовую технику. Не забывать объяснять не знакомые по смыслу слова.
Виды работ мы усложняем постепенно. Дети обучаются чтению слов на слоги неосознанно, и все ведется к четкому послоговому проговариванию при одновременном ритмическом движении руки (отстукивать по столу количество слогов в слове). Работу подкрепляем наглядным материалом.
В отработке слов используем следующие виды игр и упражнений: телеграф; записать цифры, обозначающую количество слогов в слове; разбор слова по схеме ( на звуки); расселить слова по домам; игра с мячом ( дети передают слово по слогам); назвать лишнее слово(по количеству слогов); исправить ошибку в слове( слоги перепутались); выбрать из ряда слов самое короткое или длинное; объяснить, что изменилось в слове( лис-лиса-лисица).
Закрепление слоговой структуры происходит на материале чистоговорок, стихов, законченных предложений, чтение, запись слов(выкладывание из букв), самостоятельное деление на слоги, проигрывание на металлофоне .
Список используемой литературы
1) Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] : практич. пособие для логопедов
2) Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова [Текст]:практич.пособие для логопедов, воспитателей, родителей / С.Е. Большакова.- М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2006.
3) Дель, С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи С.В. Дель, А.П. Непокорова // Логопед. – 2007. - №4.
4) Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст]: практич. пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Н.С. Четверушкина. – М.: Изд-во «Гном и Д»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_sredstva_korrektsionnogo_vozdeystvia.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Румянцева Елена Николаевна
АНО ДО «Планета детства Лада»
д/с №203 «Алиса» г. Тольятти
Методы и средства коррекционного воздействия на детей по преодолению нарушений слоговой структуры слов.
Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте встречается такой дефект - как нарушение слоговой структуры слов. Проявляется он в трудностях произношения слова сложного состава.
Первые проявления подобного дефекта можно заметить в раннем возрасте (после3-х лет). По мере роста ребенка развитие его речи, нарушение слоговой структуры может стать менее заметным, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок столкнется с новым и достаточно сложным словом. Дети сначала стараются сознательно избегать в спонтанной речи употребления труднопроизносимых для них слов. А если в дошкольном возрасте не было проведено коррекции данного вида речевого нарушения, то в школе, на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов появляется нарушение письма( т.е. дисграфия).
Виды нарушений могут следующими:
- Нарушение количества слогов.
- сокращение (пропуски) слога – «моток-молоток»
- опускание слогообразующих гласных «пинино-пианино»
- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в сочетания согласных «команата-комната»
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов «деворе-дерево»
- перестановка звуков соседних слогов «гебемот-бегемот»
3. Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение степени согласных «тул-стул»
- вставки согласных в слог «лимонт-лимон»
4 .Употребление слогов (косокосы-абрикосы)
5. Циклическое повторение, настойчивое воспроизведение слов (били, били, билитекарь, библиотекарь).
6. Замена предшествующих звуков последующими, (нананасы- ананасы)
7. Смешение элементов слов « в холодилтнице» (в холодильнике и хлебнице).
Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный(на невербальном и вербальном материале). Его цель – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слова. И непосредственно коррекционный (на вербальном материале – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка)
Подготовительный этап
- В нашей группе используются игры и упражнения на развити концентрации слухового внимания, памяти, узнавания предмета по характерному для него звуку на материале звуков: « Где позвонили в колокольчик?», « Узнай музыкальный инструмент», «Сколько раз ударили в барабан?».
- Ведется работа над ритмом (сначала простым, затем сложным). Способы воспроизведения ритма могут быть различными: отхлопать в ладоши; отстучать мячом об пол; использовать музыкальные инструменты.
Мы используем разнообразные виды заданий:
-хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточку, на кубике;
- сосчитать сколько раз хлопнули вы в ладоши и поднять с соответствующей цифрой карточку
- сравнение ритма
- узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанный символами;
- воспроизведение определенного ритма по образцу или заданному рисунку;- задания с использованием ударения для выделения ритмического рисунка;
- воспроизведение долгих звуков и коротких, с использованием музыкальных инструментов ( дудочка, губная гармошка – для долгих, барабан – короткие).
- формирование общей координации движений под ритмическую музыку(ходьба, бег, марш);
- упражнения на развитие динамического праксиса рук – выполнение движений( левой рукой, правой рукой, двумя руками);
-графические упражнения на переключение( продолжи строку).
Работа на вербальном материале
Мы создаем игровые ситуации, направленные на формирование пространственно-временных представлений – начало, середина, конец; первый, последний, перед, за, после.
Для детей с низким уровнем речевого развития, предметные виды работ могут быть трудными или даже недоступными: развиваем умение слушать речь взрослого, выполнять определенные инструкции; учим узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления; учим различать звуки по силе, дать понятие «тихо-громко»; делим слова на слоги, после этого, слоговому проговариванию слов; проговариваем слоги (прямые, с одинаковыми согласными до-да, слоги с разными звуками ма-па, па-ма; закрытые и обратные слоги пан-ап).
Коррекционный этап на вербальном (словесном) материале строим из нескольких уровней.
Уровень гласных звуков:
- произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
- произнести звук А столько раз, сколько взрослый хлопнул в ладоши;
- те же задания, но с выделением ударного звука АУА;
-узнавание серий звуков по беззвучной артикуляции произнесение их с голосом;
- взрослый отстукивает ритм, а ребенок в соответствии с этим ритмом произносит гласные звуки.
Уровень слогов:
- сосчитать сколько слогов произнес взрослый ( слоги прямые, обратные, со стечением);
- назвать (выделить) ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- наращивание слогов ( скажи на «больше, чем я» та-та (та-та-та)
- уменьшение слогов ( скажи меньше на, чем я)
- отстукивание ( отслеживание слоговых цепочек, путем соприкосновения большого пальца с другими « та-то-ту» )
- запоминание и повторение цепочек слоа или А-са; А-со; со-са-со; са-са-со;
Для детей, умеющих читать: составить наибольшее количество слогов из предложения букв ( Кто больше?), нанизывание колец пирамидки с одновременным произнесением цепочки слогов ( на каждую деталь – один слог), придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек на кубике; записывать под диктовку слоги различных слогов.
Важно учитывать лексический материал для отработки слов, которые пригодятся ребенку в общении. Хорошо использовать знакомую бытовую технику. Не забывать объяснять не знакомые по смыслу слова.
Виды работ мы усложняем постепенно. Дети обучаются чтению слов на слоги неосознанно, и все ведется к четкому послоговому проговариванию при одновременном ритмическом движении руки (отстукивать по столу количество слогов в слове). Работу подкрепляем наглядным материалом.
В отработке слов используем следующие виды игр и упражнений: телеграф; записать цифру , обозначающую количество слогов в слове; разбор слова по схеме( на звуки); расселить слова по домам; игра с мячом( дети передают слово по слогам); назвать лишнее слово(по количеству слогов); исправить ошибку в слове( слоги перепутались); выбрать из ряда слов самое короткое или длинное; объяснить , что изменилось в слове( лис-лиса-лисица).
Закрепление слоговой структуры происходит на материале чистоговорок, стихов, законченных предложений, чтение, запись слов(выкладывание из букв), самостоятельное деление на слоги, проигрывание на металлофоне .
Список используемой литературы
- Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] : практич. пособие для логопедов
- Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова [Текст]:практич.пособие для логопедов, воспитателей, родителей / С.Е. Большакова.- М.: Изд-во «ТЦ Сфера», 2006.
- Дель, С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи С.В. Дель, А.П. Непокорова // Логопед. – 2007. - №4.
- Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет [Текст]: практич. пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Н.С. Четверушкина. – М.: Изд-во «Гном и Д»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднение в произнесении отд...
Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с ОНР являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и отрицательно влияют на усвоение чтения ...
Дидактические игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на этапе автоматизации и диффенеренциации, отрабат...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением речи по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Методика работы по формированию слоговой структуры слова....
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...