Мастер-класс Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем по изобразительной деятельности с целью обогащения словарного запаса дошкольников»
методическая разработка по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем по изобразительной деятельности с целью обогащения словарного запаса дошкольников»
«Истоки творческих способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
/В.А. Сухомлинский/
Цель: расширение знаний педагогов в обогащении словаря дошкольников фразеологическими оборотами через изобразительную деятельность.
Задачи:
- пополнить теоретический запас знаний о формировании фразеологического словаря дошкольника;
- показать значимость взаимодействия работы педагогов МДОУ в обогащении словаря дошкольников.
Оборудование: компьютерная презентация, литература по теме, альбомы с работами детей, родителей и педагогов, памятки для педагогов и родителей.
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.
По мнению К.И. Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети — вещами, предметами. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами. Именно особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов. Ребенок усваивает родной язык, подражая живой разговорной речи, впитывая поэтические образы.
Фразеология — одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. Предметом фразеологии является фразеологическая единица, как особая единица языка, а ее объектом — состав таких единиц в языке. Фразеологический оборот — величайшая сокровищница и непроходящая ценность любого языка. Данное стихотворение позволяет убедиться в правильности этого высказывания:
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Поэтому не случайно мы обратились к использованию возможностей фразеологии в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста в обогащении словаря.
На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами в детском саду указывали A.M. Бородич, Ю.С. Ляховская, О.С.Ушакова. Значимость этой работы показывают исследования, в которых вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами затрагивались в связи с решением таких проблем, как:
- определение содержания словарной работы;
- усвоение переносных значений слов детьми;
- совершенствование качества связных высказываний дошкольников;
- становление словесного творчества;
- развитие образной речи детей;
- понимание содержания текстов художественной литературы;
- формированию интереса к родному языку;
Существуют некоторые особенности происхождения фразеологизмов русского языка, это:
- исконно русские;
- старославянские;
- заимствованные из других языков.
В зависимости от происхождения они делятся на несколько групп:
- фразеологический зверинец
- сказочные фразеологизмы
- цветные фразеологизмы
- математические фразеологизмы
- фразеологизмы о человеке «От макушечки до пят»
- окружающий мир и др.
Наша работа с использованием фразеологической лексики осуществляется поэтапно:
1) знакомство с фразеологическим оборотом — толкование. Сначала даётся толкование предложенных фразеологических оборотов: за семью замками — большой секрет, великая тайна;
- использование наглядной основы в работе с фразеологическим оборотом активизация фразеологизма в речи детей. Детям предлагается подобрать синонимы к каждому фразеологическому обороту, а также вспомнить
сходную ситуацию из жизни. Данный прием, на наш взгляд, способствует «вхождению высказывания в жизненный опыт ребенка»; (тише воды, ниже травы)- бесшумно. - закрепление знаний детей. В процессе повседневного общения, при анализе бытовых ситуаций детям предлагаем вспомнить и назвать фразеологизм, который бы соответствовал случаю (начинать с нуля - заново; наломать дров - наделать ошибок).
- выполнение творческих заданий: воспитанники составляют рассказ и прорисовывают ситуацию, либо наоборот.
Например, при изучении темы: «Человек», используются «фразеологические загадки».
Такие как:
- её теряют иногда; она варит; на неё неожиданно падает снег (голова).
- его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (нос).
- не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают (уши).
А при изучении темы «Дикие животные», подбирая признаки животных, детям предлагается договорить сравнения:
голоден как волк ; хитёр как лиса ; колючий как ёж ; труслив как заяц ; неуклюжий как медведь.
Только после этого формируется у детей умение конструировать высказывания, включающие фразеологизмы. Чтобы ребёнок услышал, увидел и почувствовал слово в данной ситуации.
А сейчас мы хотим предложить Вам упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний о значении фразеологизмов:
1. Распределите фразеологизмы на две группы, согласно их значению:
- засучив рукава;
- в поте лица;
- пальцем не пошевелить;
- сложа руки;
- палец о палец не ударит;
- не покладая рук.
2. На сколько групп можно распределить фразеологизмы, согласно их значению:
- сломя голову;
- и дело с концом;
- во всю прыть;
- дело в шляпе;
- поминай, как звали.
3. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм:
- за тридевять земель;
- повесить голову;
- с гулькин нос;
- выйти из себя;
- хоть пруд пруди;
- взять себя в руки;
- воспрянуть духом;
- рукой подать.
4.Упражнение, направленное на формирование образности речи.
Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным?
Ничего не помню, всё вылетело из головы. - Ничего не помню, всё забыл.
Свалился, как снег на голову. - Неожиданно приехал.
Пишет, как курица лапой. - Плохой почерк.
Знакомство с фразеологизмами может происходить не только на занятиях по развитию речи. Например, фразеологизмам, связанным с понятием единиц измерения, можно уделить несколько минут на занятиях по математике: как две капли воды, от горшка два вершка; два сапога пара; не по дням, а по часам. Большое количество фразеологизмов, связанных с природой и животными, могут вписаться на занятиях по ознакомлению с окружающим миром: ходить гоголем; медведь на ухо наступил; где раки зимуют. Обогащение словаря фразеологическими оборотами так же закрепляется в изобразительной деятельности. Так как фразеология представляет собой выражение национальной самобытности носителей языка. Образы, закрепленные во фразеологическом составе, так или иначе, связаны с материальной, социальной или духовной культурой народа. Использование фразеологизмов позволяет конкретизировать предмет мысли, а также выразить при этом свое отношение к нему через изобразительную деятельность, чтобы наглядно представить истинное лексическое значение фразеологизма.
Такую работу, мы проводим с воспитанниками на занятиях и кружках по изобразительной деятельности, с родителями на родительских клубах и с педагогами на мастер - классах в рамках «Школы дошкольных наук».
Предлагаем вашему вниманию альбомы с фразеологическими оборотами, выполненные детьми, педагогами, родителями.
А сейчас предлагаем вам нарисовать фразеологический обороты.
Задание 1 группе. В какой сказке волк точил зубы на козлят? На поросят? На девочку? Нарисуйте этот фразеологический оборот.
Задание 2 группе. В какой сказке повесил нос ослик Иа? Дед и баба? Малыш? Нарисуйте этот фразеологический оборот.
Задание 3 группе. В каких сказах герои садились на голову? Нарисуйте этот фразеологический оборот.
Познание фразеологии родного языка есть не только путь обогащения словаря дошкольников, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, самое главное, привьёт любовь к родному языку и литературе.
Литература
- Ерёмина О.А. От макушечки до пят. - Самара: «Учебная литература», 2003.
- Лаврентьева Е.В. Весёлый фразеологический словарь. Росса.
- Лаврентьева Е.В., Валасина А.В. Знакомимся с фразеологизмами.
Карапуз, 2007. - Перова О. Слова-волшебники, - М: Махаон, 2008.
- Чуковский К.И. «от 2 до 5».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Использование игровых приемов по обогащению словарного запаса дошкольников».
Игровые приемы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста...
"Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР»
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения...
Использование дидактических игр в работе по обогащению словарного запаса дошкольников
Тезисы выступления на VI Всероссийской научно-практической конференции "Стандарты современного образования - путь в будущее"...
Методические рекомендации для воспитателя по обогащению словарного запаса дошкольников.
При планировании и проведении работы с детьми в детском саду воспитатели нередко ведущее место отводят словарю детей. Между воспитателем и логопедом должно быть четкое деление фу...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ C ОНР.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ C ОНР.В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и об...
Лексический материал для обогащения словарного запаса дошкольников.
Данный речевой материал, поможет расширить словарный запас дошкольников по разным лексическим темам....
План работы воспитателя по самообразованию "Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста" на 2021 - 2022 учебный год
План работы воспитателя по самообразованию "Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...