План работы воспитателя по самообразованию "Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста" на 2021 - 2022 учебный год
материал (старшая группа)

Фоменко Елена Владимировна

План работы воспитателя по самообразованию "Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_rabrty_po_samoobrazovaniyu_.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Морозко»

План работы воспитателя по самообразованию

«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

на 2021-2022 учебный год

Подготовила: воспитатель Фоменко Е.В.

г. Мегион

План работы по теме самообразования «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.

Задачи: 

Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения,  метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,

Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.

Сроки выполнения

Содержание работы на 2021 – 2022 учебный год

Сентябрь - май

Определение цели, задач, подбор литературы.

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь

НОД « Что такое сказка?» Досуг « Путешествие в сказочную страну»

Октябрь

Дидактическая игра « Собери и расскажи сказку» Выставка рисунков « Моя любимая сказка»

Ноябрь

Чтение и обсуждение сказки « По щучьему велению» НОД « У страха глаза велики»

Декабрь

НОД « Расскажи сказку по картинкам» Изготовление масок для героев сказок

Январь

Пополнение книжного уголка. Чтение и обсуждение сказки

 «Сивка-бурка»

Беседа «Моя любимая сказка».

НОД «Мир сказок и приключений».

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Драматизация отрывков из русской народной сказки «У страха глаза велики»

Февраль

Выставка поделок из бросового материала « Мой любимый герой из сказки»

Чтение и обсуждение сказки  «Лиса и заяц»

Беседа "Где живут книги".

Знакомство с профессией библиотекарь,  

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Чтение русской народной сказки

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

НОД  - Лепка "Сестрица Аленушка".

Март

Чтение и обсуждение сказки  « Морозко»

Беседа «Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика».

НОД "Чтение русской народной сказки «Хвосты».

Чтение русской народной сказки  «Крылатый, мохнатый да масленый».

Апрель

Конструирование « Книжек малышек» Чтение и обсуждение сказки  «Волк и семеро козлят»

Презентация альбома "Досье читателя"

 Конспект интегрированного занятия

 Мастерская "Живая книга"

НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка".

Май

Дидактическая игра « Расскажи сказку по героям»

Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди".

Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказке «Гуси-Лебеди» перед воспитанниками  детского сада.

Совместное развлечение  родителей и  воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья»

Перспективное планирование по работе с родителями.

Сроки выполнения

Содержание работы на 2021 – 2022 учебный год

Сентябрь

Анкетирование для родителей « Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка»

Октябрь

Консультация для родителей « Мама, почитай мне сказку»

Ноябрь

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Декабрь

Изготовление костюмов, атрибутов для театральной деятельности

Январь

Анкетирование родителей  «Сказки в нашем доме»

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Индивидуальные и групповые консультации "О пользе чтения"

Февраль

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Индивидуальные рекомендации «Рекомендации по выбору сказок для чтения»

Информационный стенд "Как превратить чтение в удовольствие".

Март

Консультация для родителей « Сказка в жизни ребёнка»

Литературная гостиная "Читающая семья"

Памятки «Как и для чего читать детям сказки»

Подготовка атрибутов к театральной постановке.

Апрель

Выставка семейных рисунков « Моя любимая сказка»

Создание детьми совместно с родителями альбома "Досье читателя".

Май

Конкурс « Сочини сказку», акция « Подари детям книгу»

Совместное развлечение  родителей и  воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья».

Заключение. Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства развития речи, обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Предлагаемый материал способствует развитию речи и обогащению словарного запаса в игровой форме. Ненавязчиво, просто и доступно поможет ребенку преодолеть речевой барьер в общении....

Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы  "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей ДОУ "Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен для воспитателей детских садов, так как в нем систематизирован практический материал по данной теме....

Перспективный план работы над темой « Загадки , как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста »

Перспективный план работы по самообразованию над темой  "Загадки,как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для воспитателей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...