План работы воспитателя по самообразованию "Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста" на 2021 - 2022 учебный год
материал (старшая группа)
План работы воспитателя по самообразованию "Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_rabrty_po_samoobrazovaniyu_.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Морозко»
План работы воспитателя по самообразованию
«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
на 2021-2022 учебный год
Подготовила: воспитатель Фоменко Е.В.
г. Мегион
План работы по теме самообразования «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением,
Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.
Сроки выполнения | Содержание работы на 2021 – 2022 учебный год |
Сентябрь - май | Определение цели, задач, подбор литературы. Насыщение ППРС по теме исследования |
Сентябрь | НОД « Что такое сказка?» Досуг « Путешествие в сказочную страну» |
Октябрь | Дидактическая игра « Собери и расскажи сказку» Выставка рисунков « Моя любимая сказка» |
Ноябрь | Чтение и обсуждение сказки « По щучьему велению» НОД « У страха глаза велики» |
Декабрь | НОД « Расскажи сказку по картинкам» Изготовление масок для героев сказок |
Январь | Пополнение книжного уголка. Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка» Беседа «Моя любимая сказка». НОД «Мир сказок и приключений». Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». Драматизация отрывков из русской народной сказки «У страха глаза велики» |
Февраль | Выставка поделок из бросового материала « Мой любимый герой из сказки» Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц» Беседа "Где живут книги". Знакомство с профессией библиотекарь, Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». НОД - Лепка "Сестрица Аленушка". |
Март | Чтение и обсуждение сказки « Морозко» Беседа «Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика». НОД "Чтение русской народной сказки «Хвосты». Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». |
Апрель | Конструирование « Книжек малышек» Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят» Презентация альбома "Досье читателя" Конспект интегрированного занятия Мастерская "Живая книга" НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка". |
Май | Дидактическая игра « Расскажи сказку по героям» Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди". Выступление с драматизацией и кукольным театром по сказке «Гуси-Лебеди» перед воспитанниками детского сада. Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья» |
Перспективное планирование по работе с родителями.
Сроки выполнения | Содержание работы на 2021 – 2022 учебный год |
Сентябрь | Анкетирование для родителей « Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка» |
Октябрь | Консультация для родителей « Мама, почитай мне сказку» |
Ноябрь | Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок |
Декабрь | Изготовление костюмов, атрибутов для театральной деятельности |
Январь | Анкетирование родителей «Сказки в нашем доме» Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников» Индивидуальные и групповые консультации "О пользе чтения" |
Февраль | Мастер-класс по изготовлению настольного театра Индивидуальные рекомендации «Рекомендации по выбору сказок для чтения» Информационный стенд "Как превратить чтение в удовольствие". |
Март | Консультация для родителей « Сказка в жизни ребёнка» Литературная гостиная "Читающая семья" Памятки «Как и для чего читать детям сказки» Подготовка атрибутов к театральной постановке. |
Апрель | Выставка семейных рисунков « Моя любимая сказка» Создание детьми совместно с родителями альбома "Досье читателя". |
Май | Конкурс « Сочини сказку», акция « Подари детям книгу» Совместное развлечение родителей и воспитанников старшей группы «Мама, папа, я — читающая семья». |
Заключение. Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Средства развития речи, обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Предлагаемый материал способствует развитию речи и обогащению словарного запаса в игровой форме. Ненавязчиво, просто и доступно поможет ребенку преодолеть речевой барьер в общении....
Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Сообщение из опыта работы "Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей ДОУ "Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Данный материал будет интересен для воспитателей детских садов, так как в нем систематизирован практический материал по данной теме....
Перспективный план работы над темой « Загадки , как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста »
Перспективный план работы по самообразованию над темой "Загадки,как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...
Консультация для воспитателей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...