ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ C ОНР.
консультация по логопедии по теме
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ C ОНР.
В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение с ребенком. Иначе обстоит дело при отклонении от нормы при усвоении словарного запаса.
Однако важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Если до школы не исправить наметившееся отставание в речевом развитии ребенка, то будут серьезные проблемы при обучении.
Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи: 1) развивать понимание обобщающего смысла слова, 2) развивать понимание отношений «целое и его часть», 3) развивать понимание отвлеченного смысла слова, 4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем), 5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов, 6) развивать стилистическое чутье, 7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarnogo_zapasa_s_onr.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ C ОНР.
В развитии словарного запаса у детей наблюдаются особенности, отличающие его от словаря взрослых. В норме необходимы лишь правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение с ребенком. Иначе обстоит дело при отклонении от нормы при усвоении словарного запаса.
Однако важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Если до школы не исправить наметившееся отставание в речевом развитии ребенка, то будут серьезные проблемы при обучении.
Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи: 1) развивать понимание обобщающего смысла слова, 2) развивать понимание отношений «целое и его часть», 3) развивать понимание отвлеченного смысла слова, 4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем), 5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов, 6) развивать стилистическое чутье, 7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Основные направления работы:
Обогащение словаря именами существительными:
- Дети должны уметь назвать группу предметов одним обобщающим словом: «Тарелка, вилка, нож, стакан - это посуда. Пила, топор, молоток, дрель- это инструменты. » и т.д.
- Далее необходимо научить ребенка называть детенышей диких и домашних животных и птиц : « У курицы - цыпленок, у овцы- ягненок, у вороны- вороненок, у ежа- ежонок и т.д.»
- Ваш малыш должен овладеть и правилами образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: «Стол- столик, шапка- шапочка, жук- жучок, башня башенка, круг-кружок и т.д.»
Обогащение словаря глаголами:
- Умение называть способы передвижения разных животных : «Птицы, мухи, комары летают. Рыбы, утки, киты плавают. Змеи, черви, гусеницы ползают. Лягушки, зайцы прыгают.».
- Ребенок должен уметь назвать действия, которые совершает тот или иной предмет: «Собака стоит, лежит, спит, лает, ест, играет и т.д.».
- Трудности вызывает и называние голоса животных и птиц: «Тигр рычит, змея шипит, собака лает, лошадь ржет и т.д.» Для закрепления материала ребенка надо спрашивать: «Кто рычит? Кто кукует? Что делает собака? А волк?».
- Необходимо научить малыша образовывать глаголы при помощи приставок: входит, выходит, заходит, подходит, обходит, переходит и т.д.
Обогащение словаря именами прилагательными:
- Ребёнок должен уметь назвать вкус продукта: « Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый…» и ответить на вопросы: «Что бывает кислое? Соленое? и т.д.».
- Знание цветов и оттенков закрепляется вопросами: «Какого цвета небо? - Небо синее.».
- В речь ребенка необходимо вводить прилагательные-антонимы («скажи наоборот»): «Дерево высокое, а куст низкий. Река широкая, а ручей узкий. Береза белая, а черника черная.».
- Есть имена прилагательные, которые образуются от имен существительных. Их то-же надо вводить в речь дошкольника. «Этот стакан сделан из стекла. Значит, он какой? Стеклянный.».
- Для обучения образованию притяжательных имен прилагательных можно поиграть в игру « Чей? Чья? Чьё?»: « У оленя голова чья? Оленья. У белки хвост чей? Беличий. У зайца уши чьи? Заячьи.»
Обогащение словаря наречиями:
- Можно проводить путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко, находиться высоко или низко, ходить можно быстро и медленно, на улице может быть тепло, прохладно, ветрено, пасмурно и т.д.
Формирование лексики проводится по следующим направлениям.
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- уточнение значений слов;
- работа над словом, как структурной единицей языка и речи;
- организация семантических полей по различным признакам (На начальных этапах работы по формированию семантических полей проводится группирование слов на основе тематических признаков (например: платье, брюки, свитер – их носят – одежда );
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, ниже рассмотрим задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Игры и задания для развития лексики.
1.Развитие ассоциаций.
Говорим ребенку по 1 слову и просим назвать в ответ первое слово, которое вспомнит (пришло в голову)
Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, заяц, смелость, цвет.
Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, два. Летящий.
Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему ты вспомнил именно это слово?»
2. Классификация предметов по картинкам.
Предлагаются картинки и дается задание разложить их на 2 группы (критерий классификации не называется).
Например:
Овощи и фрукты.
3. Игра «найди лишний предмет»
Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок показывает (убирает) «лишнюю» картинку и объясняет, почему убрал именно ее.
(Можно использовать картинки предложенные выше)
4. Игра «Назови лишнее слово»
- Среди имен существительных
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
Волк, собака, рысь, лиса, заяц;
Лошадь, корова, олень, баран, свинья;
Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак;
Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;
Зима, апрель, весна, осень, лето;
Мама, подруга, папа, сын, бабушка;
Море, озеро, река, мост, пруд;
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр;
Молоток, топор, ложка, пила, клещи;
Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
Дом, сарай, изба, хижина, здание;
- Среди имен прилагательных.
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Желтый, красный, сильный, зелёный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далёкий, прочный, надежный;
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий;
- среди глаголов
Думать, ехать, размышлять, соображать;
Бросился, слушал, ринулся, помчался;
Ненавидеть, презирать, наказывать;
Приехал, прибыл, убежал, прискакал;
Пришел, явился, смотрел;
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;
Налил, насорил, вылил;
Подбежал, вошел, подошел.
5. Объяснить, чем отличаются предметы ( с использованием картинок)
Например:
Чашка и стакан.
Яблоко и груша.
Помидор и тыква.
Кофта и свитер.
Стул и кресло.
Грузовик и легковая машина.
Самолет и птица.
Береза и дуб.
6. Разложите картинки по сходству.
Раскладываем вертикальный ряд картинок:
Овца, дерево, корова, колос.
Даем ребенку (нескольким детям) картинки:
Свитер, шапка, шерстяные варежки, шарф – к картинке «овца»
Стол, деревянные грабли, забор, стул - к картинке «дерево»
Молоко, масло, сыр, мороженное - к картинке «корова»
Хлеб, батон, бублик, рогалик – к картинке «колос».
Нужно разложить картинки к одной из 4х первых картинок и объяснить свой выбор.
7. Игра «Пара к паре» (подбор слов по аналогии)
Предлагаем подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, просим объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).
Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).
Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).
Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).
Молоток – гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).
Костюм – ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).
Стул – дерево, булка (стол, колос, нож).
Окно – дом, глаз (рот, очки, лицо).
Телефон – ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).
Шапка – голова, сапог (щётка, мальчик, нога).
Шерсть – овца, молоко (сыр, корова, кот).
Гвоздь – молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).
Курица – петух, кошка (котёнок, кот, молоко).
Чтение – буквы, счёт (задача, число, вопрос).
8«Назови только…»
Назови слова, которые обозначают домашних животных:
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух.
Осёл, косуля, рысь, тигр.
Назови слова, которые обозначают овощи:
Лук, репа, подорожник, укроп.
Чеснок, редис, роза, брюква.
Смородина, кабачки, петушка, огурцы.
Послушай слова. Какие из них обозначают транспорт?
Грузовик, метро, самолёт, скамейка.
Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
Трамвай, водитель, троллейбус.
9. Назови следующей слово (смысловые ряды).
Гвоздь – молоток, шуруп -…
Дом – крыша, книга - …
Квадрат – куб, книга - …
Птица – яйцо, растение - …
Хорошо – лучше, медленно - …
Огонь – пожар, вода - …
Зерно – амбар, деньги - …
Электричество – выключатель, вода - …
Одежда – голый, обувь - …
Школа – обучение, больница - …
Человек – ребенок, собака…
Птица – гнездо, человек -…
Пальто – пуговица, ботинок - …
Утро – ночь, зима - …
Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелёк (или банк), кран, босой, лечение, щенок, дом, шнурок, осень.
10. Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка.
- для прикрепления бумаги к доске;
-сдать в металлолом;
- провести маленький круг;
- положить на стол и т.д.
Слова: гвоздь - …, ботинок- …, помидор- …, шнурок-…, одеяло- ….
11 Игра «Назови части»
Можно выполнять задание с опорой на картинку, позже – по представлению.
Показываем картинку (или предлагаем представить предмет) и назвать его части.
Например: кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик - …, дом - …., дерево - …, часы - ….
12. Отгадай предмет по названию частей.
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (Грузовик)
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама стекло (окно).
13. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых нужно выбрать нужную.
- Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами
Он на севере живет, вместо сена мох жует.
- Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки от копыт до головы.
- Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.
- Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
Все эти задания не только значительно обогатят словарный запас ребенка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к родному языку. Это поможет ребенку в школе и в дальнейшей жизни, такой многогранной и все более усложняющейся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...
Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".
Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со...
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....
Тема: «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей»
Многолетний опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в шк...
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.
Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи....
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами. Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...
Консультация по обогащению словарного запаса
Этот материал поможет родителям больше узнать об обогащении словарного запаса речи детей 5-6 лет....