Интеграция образовательных областей
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Из опыта работы учителя-логопеда ( старший дошкольный возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей в работе учителя-логопеда по преодолению системного нарушения речи детей (коммуникация, физическая культура).
Реализация принципа интеграции образовательных областей - это обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной Программы дошкольного воспитания в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23.11 2009г.). В работе учителя-логопеда для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познание", " Коммуникация", "Физическая культура" и др. Только такая организация учебного процесса позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему, на занятиях логопеда, наряду с традиционными задачами, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные занятия, совместные занятия с преподавателем физической культуры, воспитателями, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.
Дети с системным недоразвитием речи часто отстают в развитии физических качеств и двигательных навыков. Общая неловкость и раскоординированность логопатов тесно связаны с нарушениями тонкой моторики рук. Незрелая зрительно-двигательная координация вызывает нарушение темпоритмических характеристик речи. Всё это ведёт к затруднениям формирования оптико-пространственного гнозиса и практиса.
Нельзя не использовать возможность совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с недостатками речи, с задачами развития речи и профилактики дисграфии.
Обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры стараемся наполнить коррекционно-логопедической составляющей. Оборудование, находящееся в физкультурном зале, открывает для этого дополнительные возможности. Нарушенная при дизартрии (среднюю или лёгкую степень имеет большинство детей в группе) моторная сторона речи, сопровождаемая спастичностью, дистонией или гипотонией артикуляционной и общей моторики, благотворно отзывается на любое увеличение двигательной активности и посменности действий. Оптимизация эмоционального фона, элемент соревновательности так же значительно помогает в работе.
В физкультурном зале проводим как фронтальные, так и индивидуальные занятия.
На занятиях в физкультурном зале используем:
- эстафеты по содержанию тем ознакомления с окружающим («Соберём урожай», «Одень Машу и Мишу», «В море и в реке», «Маму ждут малыши»), по обучению грамоте («Соберём слово», «Слоги встаньте в ряд»), дифференциацию гласных, согласных твёрдых и мягких звуков («По разным дорожкам», «Добежал - слово назвал», «С кочки на кочку»);
- игры на внимание с движением и статичными позами на дифференциацию звуков в начале или в конце слова («Заяц, сова, цапля ( звуки З - С – Ц)», «Жук жужжит, комар звенит ( звуки Ж – З)»);
- игры на внимание с мячом на развитие грамматической компетенции, расширение словаря («Летает - не летает», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное»);
- командные игры на дифференциацию гласных, согласных твёрдых и мягких звуков («К домику – беги», «Отбей мяч – назови слово», «Звуковой боулинг», «Ловишки с хвостиками»);
- традиционные подвижные игры, дополненные лексико-грамматическим содержанием («У медведя во бору», «Заяц без логова»);
- логоритмические упражнения, направленные на обогащение словаря и развитие лексико-грамматической компетенции;
- элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой.
В группе стараемся не забывать о необходимости дать ребятам возможность активно подвигаться, сменить вид деятельности. Игры средней подвижности и основные движения включаются не только в динамическую паузу, но и в другие части занятия, повышая продуктивную деятельность детей.
С включением движений легче проходят заключительные этапы автоматизации и дифференциации звуков. Игры с предметами («Кольцеброс», «Дартс», «Лабиринт») позволяют ребёнку отвлечься от основной задачи, повышают интерес к занятию и снижают утомляемость.
В помощь воспитателям группы, работающим по реализации долгосрочного комплексного информационно-творческого Проекта «Движение – жизнь», были определены задачи по расширению словаря и развития лексико – грамматическических компетенций, подобрана литература, пословицы, поговорки.
Не забываем о сотрудничестве с родителями. Проводим консультации («Движение и речь», «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми проблемами»), открытые просмотры НОД, индивидуальные консультации.
Участвуем в работе Семейного спортивного клуба «Гармония», ходим в походы.
Опыт работы наглядно доказывает, что организация итегративных форм работы позволяет учителю - логопеду наиболее успешно преодолевать речевые патологии детей.
Интеграция образовательных областей в работе учителя-логопеда по преодолению системного нарушения речи детей (коммуникация, познание – формирование элементарных математических представлений).
Реализация принципа интеграции образовательных областей - это обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной Программы дошкольного воспитания в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23.11 2009г.). В работе учителя-логопеда для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познание", " Коммуникация", "Физическая культура" и др. Только такая организация учебного процесса позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему, на занятиях логопеда, наряду с традиционными задачами, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные занятия, совместные занятия с преподавателем физической культуры, воспитателями, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.
Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счёта, не усвоив соотношение части и целого. На логопедических занятиях дети должны научиться подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове. Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля заметно тормозят процесс овладения навыками чтения и письма. Знакомство с предлогами и введение их в речь требует осознания положения предметов в пространстве. Развитие лексико-грамматических компетенций при использовании, например, уменьшительных и увеличительных суффиксов опирается на сформированные представления о размере и т. д.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи является насущной задачей для учителя-логопеда. Работать в этом направлении начинаем с самых первых занятий, ведь зрительное и пространственное восприятие, как и зрительная и слухоречевая память тесно связаны с возможностью установления связей и закономерностей.
Формирование навыков и умений происходит в процессе различных игр и упражнений:
- для формирования линейных представлений проводим дидактические игры с однотипными игрушками, предметами, муляжами («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий»);
- учим детей ориентироваться:
на листе бумаги («Поймай фигуру» – назвать геометрическую фигуру, цвет размер, «Слева, справа, в середине», «Графический диктант»),
на теле («Сделай так», «Закрой глаза и повтори»),
в пространстве («Холодно – горячо», «Найди по схеме», «Самый, самый», «Ближе – дальше»),
времени («Делу время», «Весёлая неделька»);
- сравниваем графическую структуру букв и цифр («Четвёртый лишний», «Буквы, цифры за вуалью», «Допиши»);
- отрабатываем порядковый и количественный счёт одновременно с согласованием имён существительных с именами числительными и именами прилагательными («Числовой куб», «Самый любимый пятый»). На первых этапах хорошо помогают стихи – «запоминалки»;
- подбираем логоритмические упражнения с учётом решаемых задач. Дети любят считалки (как современные, так и фольклорные), загадки – «вопрошалки», включающие логические отношения направления, величины, последовательности.
Стихов накопилось много, часто детские высказывания ложатся в их основу, дают толчок фантазии логопеда.
Пример авторских стихов, используемых на занятиях .
Поезд.
Вот едет наш поезд, колёса стучат.
В первом вагоне коровы мычат.
В третьем вагоне крякают утки.
В четвёртом – Василий играет на дудке.
В пятом вагоне свет погасили.
Какой же вагончик мы пропустили?
Танины щенки.
Пять щенков у нашей Тани.
Первый спрятался в чулане.
Где второй? Залез в подвал!
Третий платье разорвал.
А четвёртый непоседа
Птичьим кормом пообедал.
Пятый – белый – весь в сметане…
Нет покоя нашей Тане!
Ленивый Стас.
В понедельник утром рано
Стас вздохнул и встал с дивана.
А во вторник он оделся,
Каши рисовой наелся…
В среду Стас вздохнул опять
И пошёл портфель искать.
Весь четверг он рисовал,
Очень к пятнице устал.
Отдохнуть прилёг в субботу,
Отложив свою работу.
Воскресенье всё проспал.
В школу так и не попал!
Слева, справа.
Топнем правою ногой,
Топнем левою ногой!
Справа – дождик моросящий,
Слева – радуга дугой.
Хлопнем правою рукой,
Хлопнем левою рукой!
Справа лес шумит зелёный,
Слева – поле за рекой.
Правым глазом подмигнём!
Слева – камень на тропинке,
Справа – ветка с воробьём.
1.Название проекта:________________________________________________
2.Тематическое поле:_______________________________________________
3.Проблема:________________________________________________________
4.Цель:___________________________________________________________
5.Задачи:_________________________________________________________
6.Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):
7.Описание продукта, полученного в результате проекта:_______________________________________________________________
8.Вид проекта:______________________________________________________
9.Состав участников:________________________________________________
10.Межпредметные связи:
Название раздела программы
Содержание
Задачи
11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:_______________________________________________________________
12.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:_______________________________________________________________
13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап
Содержание деятельности
Сроки
Поисковый
Аналитический
Практический
Презентационный
Контрольный
14.Организационные формы работы над проектом:
Формы работы
Сроки
Занятия
Наблюдения
Экспериментирование,
моделирование
Экскурсии
Самостоятельная работа с родителями
Групповое обсуждение
1И5.Форма проведения презентации:___________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей
план-конспект "Мой любимый город"....
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)
«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...