Перспективное планирование по развитию мелкой моторики у дошкольников c ОНР подготовительной к школе группы
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чуканцева Ирина Ивановна

Данное перспективное планирование по развитию мелкой моторики было разработано для детей подготовительной группы с ОНР. Основой перспективного планирования является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей.

Основная цель данной работы - повысить уровень речевой компетентности ребёнка с проблемами в развитии; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики у дошкольников c ОНР подготовительной к школе группы

Основой перспективного планирования коррекционной работы по развитию мелкой моторики является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей.

Цель: повысить уровень речевой компетентности ребёнка с проблемами в развитии; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  1. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки.
  2. Учить правильно держать карандаш, ручку; формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
  3. Развивать зрительно-моторные координации.
  4. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой.
  5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.
  6. Формировать навыки учебной деятельности:

- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога

- умение действовать, повторяя показанный образец и правило

  1. Осуществлять мероприятия по коррекции мышления, памяти, внимания, сосредоточения, зрительного и слухового восприятия.
  2. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  3. Осуществлять коррекцию эмоционально-волевой сферы, формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
  4. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.

Неделя

Лексическая тема

Виды деятельности, методы и средства

I период обучения

Сентябрь

1

Обследование

2

3

Игрушки

  • пальчиковая гимнастика «Игрушки»
  • «Игрушка сломалась» - разрезные картинки
  • «Чудесный мешочек» - определение на ощупь игрушки, называние материала из которого сделан
  • «Сюрприз для ребят» - размотать клубочек и найти игрушку
  • «Научим Буратино» - застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков
  • «Фабрика игрушек» - составить изображения игрушек из геометрических фигур
  • «Золотой ключик» - обводка по трафарету; раскрасить, не отрывая карандаша от бумаги
  • игра с шариком су-джок «Кулачки» - самомассаж рук
  • «Маша и куклы» - координация речи с движением

4

Осень

  • пальчиковая гимнастика «Осень», «Листья»
  • штриховка листика клёна
  • «Дорожка в лес» - выкладывание дорожки из семечек
  • «Собери листочек» - разрезная картинка (6-8 частей)
  • «Листья с веток облетели» - выкладывание веток из верёвочек
  • «Нарисуй, как падает лист» - рисование прямых, волнистых, спиральных вертикальных линий сверху вниз
  • игра с шариком су-джок «Горочка» - самомассаж рук
  • «Обведи по контуру»
  • «Дождик» - координация речи с движением

Октябрь

1

Овощи

  • пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
  • «Порежем овощи в салат» - обводка трафаретов, штриховка сверху вниз
  • игра «Чудесный мешочек» - определение овощей на ощупь
  • самомассаж «Репка» - «потягивание пальцев за ногтевые фаланги»
  • «Нарисуй горошинку в стручке»
  • перекатывание карандаша между ладошками
  • «Преврати геометрическую фигуру в овощ»
  • выкладывание из палочек (морковки)
  • «Капуста» - координация речи с движением

2

Фрукты

  • пальчиковая гимнастика «Апельсин»
  • «Тарелка с фруктами» - обводка трафаретов фруктов, штриховка слева направо; раскрашивание, не выходя за пределы и не отрывая карандаш от бумаги
  • игра «Волшебная корзина» - определение фруктов на ощупь
  • «Что здесь спрятано?» - разглаживание смятых комочков из бумаги с изображением фруктов
  • «Сушка фруктов» - нанизывание на проволоку «фруктов» из картона
  • игра с шариком су-джок «Покатай яблочко» - самомассаж рук
  • «Покрути карандаш»
  • «Нарисуй фрукты по клеткам» (по образцу)
  • «Садовник» - координация речи с движением

3

Сад-огород

  • пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
  • «Собери картинку» - разрезная картинка (6-8 частей)
  • работа  с трафаретами овощей и фруктов
  • «Дорисуй узор»
  •  «На базар ходили мы» - самомассаж рук (растирание пальцев подушечками)
  • выкладывание из палочек
  • «Обведи только…» (фрукты, овощи) – обводка по контуру
  • «Мы по саду шли» - координация речи с движением

4

Ягоды

  • пальчиковая гимнастика «Компот», «Ягодки»
  • обводка трафаретов ягод, штриховка слева направо; раскрашивание, не выходя за пределы и не отрывая карандаш от бумаги
  • «Выложи по контуру» - выкладывание семечками
  • "Ягодка спряталась" - разглаживание смятого комочка бумаги с изображением ягод
  • «По ягоды» - координация речи с движением

Ноябрь

1

Лес. Грибы

  • пальчиковая гимнастика «Грибы», «Пальчики в лесу»
  •  обводка трафаретов грибов, штриховка сверху вниз; раскрашивание, не выходя за пределы и не отрывая карандаш от бумаги
  • игра с шариком су-джок «Карусель» - самомассаж рук
  • «Нарисуй по клеткам» (по образцу)
  • «За грибами» - координация речи с движением

2

Одежда

  • пальчиковая гимнастика «Обновки», «Перчатка»
  • «Бабушкины помощники» - сматывание клубков из толстых ниток
  • штриховка изображения одежды
  • «Дорисуй узор» - симметричное дорисовывание
  • «Укрась фартук бабушки» - изображение непрерывной волнистой линии, закрашивание предмета, не выходя за контур
  • «Нарисуй по клеткам одежду»
  • «Помощники» - координация речи с движением

3

Обувь, головные уборы

  • пальчиковая гимнастика «Ботинки», «Новые кроссовки»
  • «Спицы» - катание ребристого карандаша между ладонями
  • «Выгладим платочки» - сминание листа фольги двумя руками, а затем разглаживание его всеми пальцами
  • «Вот ботинки для Иринки» - шнуровка сверху вниз без перекрещивания шнурка
  • штриховка изображения шапочки
  • наматывание шнурков на карандаш
  • «Нарисуй по клеткам сапог»
  • «Две туфельки» - координация речи с движением

4

Посуда

  • пальчиковая гимнастика «Машина каша», «Помощники»
  • штриховка изображения посуды
  • выкладывание из палочек (стакан, тарелка)
  • «Дорисуй то, чего не хватает предметам»
  • игры с ребристым карандащом
  • рисование по клеткам посуды
  • «Вот большой стеклянный чайник» - координация речи с движением

II период обучения

Декабрь

1

Продукты питания

  • пальчиковая гимнастика «Мышка»
  • выкладывание из фасоли
  • «Мы тесто месили» - сухой бассейн
  • «Дорисуй узор»
  • игра с шариком су-джок «Волчок» - самомассаж рук
  • «Порежь колбасу, пирог»
  • «Нарисуй по клеткам» (яблоко, груша)
  • выкладывание из палочек – мельница
  •  «Как варили суп» - координация речи с движением

2

Зима. Зимние забавы

  • пальчиковая гимнастика «Снежок»
  • штриховка изображения снеговика
  • игра с шариком су-джок «Снежный ком» - самомассаж рук
  • «Слепим мы снеговика» - составление снеговика из геометрических фигур
  • «Укрась снеговика» - шнуровка
  • «Зальём каток» - разглаживание фольги
  • «Пройди по следу лыжника» - провести волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и повторяя изгибы, не отрывая карандаша от бумаги
  • составление из палочек (ёлочки, снежинки)
  • «Зимние забавы» - координация речи с движением

3

Зимующие птицы

  • пальчиковая гимнастика «Кормушка», «Стайка»
  • «Сорока» - массаж биологически активных зон
  • «Лыжники» - работа с счётными палочками и шашками
  • штриховка изображения птиц
  • «Дорисуй пёрышки»
  • игра с шариком су-джок «Удержи орешек» - самомассаж рук
  • «Нарисуй по клеткам птиц» (по образцу)
  • «Воробей» - координация речи с движением

4

Новый год

  • пальчиковая гимнастика «Подарки»
  • «Ёлка» - статическое упражнение для пальцев рук
  • обводка ёлки по контуру, штриховка изображения ёлочки
  • «Украсим ёлку» - украсить шариками из пластилина
  • выкладывание ёлки по контуру пластилиновыми жгутиками
  • конструирование дерева из палочек
  • игра с шариком су-джок «Лыжи» - самомассаж рук
  • «Ёлочная гирлянда» - шнуровка ёлки
  • «Мешок Деда Мороза» - определение на ощупь ёлочной игрушки
  • игра с шариком су-джок «Ёлочка – колючая иголочка» - самомассаж рук
  • изображение пальцами фигуры «Ёлка»
  • «С Новым годом» - координация речи с движением

Январь

1

каникулы

2

Домашние птицы

  • пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
  • штриховка изображения домашних птиц
  • самомассаж гранёными карандашами
  • «Дорисуй узор»
  • обвести по контуру, выложить семечками
  • составление из геометрических фигур цыплёнка
  • игра с шариком су-джок «Гнёздышко» - самомассаж рук
  • «Нарисуй по клеткам домашних птиц» (по образцу)
  • «Гости» - координация речи с движением

3

Домашние животные, их детёныши

  • пальчиковая гимнастика «Котёнок-шалун», «Мамы и дети»
  • «Шаловливый котёнок» - смотать и размотать клубок сначала правой, а затем левой рукой
  • «Угостим козочку травкой» - разрывать бумагу на длинные и узкие полоски
  • «Полосатый кот» - обводка по трафарету, штриховка (прямыми линиями сверху вниз)
  • «Нарисуй по клеткам домашних животных» (по образцу)
  • «Важный пёс» - координация речи с движением

4

Дикие животные, их детёныши

  • пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом», «Ёжик»
  • «В зоопарке мы бродили» - «шагать» указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог
  • «Составь из геометрических фигур» - выкладывание зайчика, медведя из геометрических фигур
  • игра с шариком су-джок «Колючий ёжик» - самомассаж рук
  • «Проводи животных к угощению» - рисование прямых горизонтальных линий по середине дорожки
  • «Дорога домой» - выкладывание гороха на дощечку с размазанным пластилином
  •  графический диктант – рисование по клеткам диких животных
  • «На водопой» - координация речи с движением

Февраль

1

Мебель

  • пальчиковая гимнастика «Наша квартира», «Много мебели в квартире»
  • штриховка изображения мебели
  • статическое упражнение для пальцев и кистей рук «Стол, стул»
  • «Мебель для куклы» выкладывание из палочек (стол, стул, полка, кровать)
  • «Домик» - составление из геометрических фигур
  • обрывание лишней бумаги по контуру
  • «Дорисуй узор»
  • складывание разрезных картинок
  • «Расставь мебель в комнате» (по образцу)
  • «Будем мебель мы считать » - координация речи с движением

2

Инструменты

  • пальчиковая гимнастика «Строим дом»
  • «Нарисуй инструменты по клеткам»
  • штриховка изображений инструментов
  • «Чудесный мешочек» - определить на ощупь предмет
  • «Почини инструмент» - разрезные картинки
  • графический диктант – рисование по клеткам
  • игра с шариком су-джок «Волчок» - самомассаж рук
  • «Сложи из палочек» - выкладывание из палочек
  • «Старый клён» - координация речи с движением

3

Профессии

  • пальчиковая гимнастика «Повар», «Что принёс нам почтальон»
  • «Мастер шкафчик мастерил» - самомассаж рук
  • выкладывание из палочек, из мозаики
  • штриховка изображения повара
  • «Я - строитель» - выкладывание из палочек контура 2-3 –этажного дома
  • «Витаминный завод» - скатывание шариков из бумаги
  • «Дорисуй машину» - дорисовать половину машины до получения целостного изображения
  • «Кровельщик» - координация речи с движением

4

Транспорт

  • пальчиковая гимнастика «На улице и в море», «Виды транспорта»
  • обводка по трафарету, штриховка (прямыми линиями сверху вниз)
  • игра с шариком су-джок «Машина» - самомассаж рук
  • «Составь из палочек» (машину, корабль, ракета)
  • «Нарисуй по клеткам транспорт»
  • «Дорисуй самолёт, машину»
  • «На шоссе» - координация речи с движением

III период обучения

Март

1

Семья. 8 Марта

  • пальчиковая гимнастика «Кто живёт у нас в квартире», «Семья»
  • «Помоги бабушке довязать шарфик» - изображение волнистой линии
  • «Доделай бахрому на салфетке» - рисование горизонтальных и вертикальных линий
  • «Помешай суп в кастрюльке» - рисование линий по кругу
  • выкладывание из палочек - очки
  • «Собери бусы на нитку» - дорисовать узор
  • графический диктант
  • фигурка из геометрических фигур человека
  • «Весы» - игры с ребристым карандашом
  • «Свою маму я люблю» - координация речи с движением

2

Весна

  • пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок»
  • «Волшебный клубочек» - сматывание и разматывание клубка
  • «Вытрем наши ручки» - собирать платочек в кулак сначала одной рукой, затем другой
  • «Проведи кораблик по ручью» - провести волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и повторяя изгибы, не отрывая карандаша от бумаги
  • «Дорисуй сосульки на крыше»
  • выкладывание кораблика из палочек
  • «Весна, весна красная!» - координация речи с движением

3

Перелётные птицы

  • пальчиковая гимнастика «Птичка песенку поёт»
  • «Ладонь-кулак» - упражнение для кистей и пальцев рук
  • штриховка изображения птиц; закрашивание, не выходя за пределы и не отрывая карандаша от бумаги
  • «Дорисуй узор»
  • игра с шариком су-джок «Упрямый орешек» - самомассаж рук
  • «Нарисуй по клеткам птиц»
  • «Веснянка» - координация речи с движением

4

Животные жарких и холодных стран

  • пальчиковая гимнастика «Где обедал, воробей?»
  • «Составь фотографию» - разрезные картинки
  • «Крокодил» - статическое упражнение для пальцев рук
  • «Слон-силач» - массаж пальцев (сжимать и разжимать резиновый мяч правой, а затем левой рукой)
  • графический диктант «Слон»
  • «Учёные мартышки» - координация речи с движением

Апрель

1

Откуда хлеб пришёл. Труд людей весной

  • разрезные картинки по теме
  • пальчиковая гимнастика «На работу пора!»
  • «Дорисуй узор»
  • штриховка
  • выкладывание фигур из палочек - лопата
  • графический диктант
  • «Грядка» - координация речи с движением

2

Наш город, улица. ПДД

  • пальчиковая гимнастика «Пешеходный переход», «На улице и в море»
  • «Нарисуй пешеходный переход»
  • «Проведи машину по улицам города»
  • «Нарисуй по клеткам» (дом, машину)
  • «Дорисуй рисунок»
  • обводка по трафарету, штриховка
  • выкладывание из палочек, геометрических фигур (дом, машина)
  • «Машины» - координация речи с движением

3

Рыбы

  • пальчиковая гимнастика «Акула»
  • «Сухой бассейн»- найти на ощупь в коробке с фасолью
  • «Морская звезда» - выкладывание из палочек
  • «Дельфинчик» - обвести по контуру, штриховать прямыми линиями в разном направлении
  • игра с шариком су-джок «Морской ёж» - самомассаж рук
  • «Дорисуй узор» - ориентировка на листе в клетку
  • «Дорисуй чешую у рыбки»
  • рисование по клеткам рыбки
  • выкладывание из палочек – рыбка
  • «Летучая рыба» - координация речи с движением

4

Насекомые

  • пальчиковая гимнастика «Жук», «Оса»
  • «Нарисуй дорожку, по которой ползёт гусеница» - провести волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и повторяя изгибы, не отрывая карандаша от бумаги
  • рисование по клеткам насекомых
  • выкладывание из палочек бабочки
  • штриховка изображения жука
  • выкладывание по контуру
  • «Гусеница» - координация речи с движением

Май

1

Цветы

  • пальчиковая гимнастика «Цветок», «Алые цветки»
  • «Составь из геометрических фигур» - выкладывание цветов из геометрических фигур
  • «Нарисуй по клеткам цветы»
  • штриховка изображения цветка
  • «Дорисуй цветок»
  • «Цветик-колокольчик» - координация речи с движением

2

Школьные принадлежности

  • пальчиковая гимнастика «В школу»
  • «Чудесный мешочек» - определять на ощупь школьные принадлежности
  • «Вышиваем букву» - шнуровка
  • «Мы научимся орех между пальцами катать» - самомассаж пальцев
  • «Ранец для первоклассника»- обводка по пунктиру непрерывными движениями, штриховка
  • «Наш весёлый карандаш» - самомассаж пальцев и кистей рук (с ребристым карандашом)
  • «В школу мы с тобой пойдём» - координация речи с движением

3

Времена года

  • пальчиковая гимнастика «Как живёшь?»
  • «Дорисуй леску у удочки, чешую у рыбки »
  • выкладывание фигур из палочек
  • «Дорисуй узор»
  • штриховка
  • игры с шариком су-джок
  • «Пришла весна» - координация речи с движением

4

Лето

  • пальчиковая гимнастика «Прогулка»
  •  «Нарисуй рыбку» - рисование по клеткам
  • «Разные настроения» - психогимнастика
  • «Дорисуй волны на море»
  • обводка по трафаретам, штриховка
  • игры с шариком су-джок
  • «Облака» - координация речи с движением

Список литературы        

  1. Акименко В.М. "Развивающие технологии в логопедии" – Ростов- на-Дону: издательство «Феникс», 2011.
  2. Антонова А.В. «Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: методическое пособие» - М.: 1997.
  3. Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: методическое пособие» - М.: издательство «ТЦ Сфера», 2005.
  4. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» - М.: издательство «ТЦ Сфера», 2005.
  5. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет» - М.: издательство «АРКТИ», 2010.
  6. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка…» - М.: издательство «Мозаика - Синтез», 2004.
  7. Граб Л.М. «Развиваем графические навыки: рабочая тетрадь для детей с ОНР» - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
  8. Голубь В.Т. «графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5-7 лет» - М.: издательство «ВАКО», 2004.
  9. «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи» /автор-сост. Н.Л. Стефанова / -  Волгоград: издательство «Учитель», 2012.
  10. «Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет - игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика» /авт.-сост. С.И. Токарева/ - Волгоград: издательство «Учитель», 2012.
  11. Лифиц Е.А., Лифиц И.В. «Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия» - М.: издательство «Айрис - пресс», 2010.
  12. Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение» - СПб.: издательство «Дельта», 1997.
  13. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» - СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  14. Нищева Н.В. "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики" 2009 г.
  15.  Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» - СПб.: издательство «КАРО», 2006.
  16.  «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» /сост. Т.В. Калинина и др./ - Волгоград: издательство «Учитель», 2011.
  17.  Подрезова И.А. «Школа умелого карандаша: перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями» - М.: издательство «ГНОМ и Д», 2009.
  18.  Рыжанкова Е.Н., Ракитина В.А. «Пальцы развиваем, буквы составляем» - М.: издательство «ТЦ Сфера», 2009.
  19. Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» - СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  20.  Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» - М.: издательство «АРКТИ», 2010.
  21.  Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи» - М.: издательство «Мозаика-Синтез», 2003.
  22. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи» - М.: издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  23.  Ткаченко Т.А. «Готовим дошкольника к письму: рабочая тетрадь » - Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2010.
  24.  Ткачёва М.В. «Рисуем обеими руками. От линии к линии» - М.: издательство «Дрофа», 2004.
  25. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» - СПб.: издательство «Лань», 1999.
  26.  Шевелёв К.В. «Графические диктанты: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет» - М.: издательство «Ювента», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики

план на год по развитию мелкой моторике рук детей младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Основой перспективного планирования по развитию мелкой моторики является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, многократное повторение, что позволяет организовать у...

Конспект занятия НОД по развитию мелкой моторики у детей старшей и подготовительной к школе групп с использование ИКТ.

Конспект занятия НОД по развитию мелкой моторики у детей старшей и подготовительной к школе групп с использование ИКТ.  Тема: «Мышкино государство».Задачи:Образовательная:Закреплять р...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики в средней группе

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики  в таблице...

Перспективное планирование "Познавательное развитие" "Ознакомление с окружающим и предметным миром". Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

В методической разработке представлено краткое перспективное планирование занятий по ознакомлению с окружющим миром в подготовительной группе, определены цели и задачи образовательной деятельности, об...