Профессиональная речь логопеда
консультация по логопедии по теме
Консультация для начинающих логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_rech_logopeda.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная речь логопеда
Консультация для начинающих логопедов
Н.Н. Шмакова,
учитель-логопед МБДОУ № 25
г. Снежинск, Челябинская область
Профессиональная деятельность логопеда заключается в оказании медико-педагогической помощи ребёнку, страдающему дефектами речи, для его полноценной социализации в обществе.
Работа логопеда эффективна только в том случае, если она построена на солидном фундаменте медицинских и психолого-педагогических знаний, а также с использованием специальных приёмов общения, способствующих налаживанию и поддержанию контакта с ребёнком и его родителями.
В педагогическом общении речь учителя-логопеда должна быть образцовой по форме, доступной и эффективной по содержанию. Основные фонетические характеристики речи логопеда сводятся к следующим признакам:
- отчётливость артикуляции;
- контролируемый темп речи;
- модулируемая громкость голоса;
- интонационная сторона речи.
По своей предметной сфере терминология, используемая специалистами-логопедами, относится к медицине, педагогике, лингвистике.
Использование терминологии в профессиональном общении необходимо для того, чтобы обеспечить точность обозначения предмета речи, речевой патологии, анатомических особенностей, лингвистических параметров артикуляции.
При общении с родителями – принимается во внимание образовательный уровень, чем он ниже, тем менее вероятно использование терминов. Достаточно часто термин объясняется и комментируется. Использование терминов резко увеличивается при обсуждении того или иного
вопроса в рамках консультации нескольких специалистов (консилиум). Иногда термины используются с целью дистанцирования от родителей и подтверждения статусных различий.
Огромное внимание отводится коммуникативной функции речи логопеда. Под коммуникативными стратегиями понимаются планируемые речевые действия, направленные на достижение определённых целей в условиях реального общения. Коммуникативная функция речи направлена на то, чтобы:
- Объяснить родителям, в чём состоит суть дефекта произношения ребёнка с учётом образования родителей.
- Продемонстрировать родителям упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать их внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних заданий.
- Убедить родителей и ребёнка в успехе лечения при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке.
- Предупредить родителей и ребёнка о возможных трудностях при проведении домашних занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут.
Установление эмоционального контакта с ребёнком и родителями являются залогом успешного обучения. В случае возможности конфликтного общения логопед переводит коммуникацию в сугубо официальную тональность. Но при этом проявление личного негативного отношения к родителям недопустимо в профессиональной речи логопеда. Коммуникативная тональность общения логопеда характеризуется минимально подчёркиваемой, но чётко осознаваемой официальностью общения, с доброжелательным отношением к ребёнку и родителям.
Занятия с логопедом – это неразрывное сочетание медицинского и педагогического воздействия. Поэтому для логопедов, как и для врачей, существует особая медицинская этика, связанная с неразглашением врачебной тайны (карты анамнеза, данные медицинских экспертиз и т.д.).
Таким образом, учитель-логопед – образцовый носитель коммуникативной культуры, должен внедрять эту культуру в сознание детей, учащихся и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»
Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...
Индивидуальный план профессионального развития логопеда
План на межаттестационный период 2016-2021 гг...
Индивидуальный план профессионального развития логопеда
план работы по методической теме на 2016-2021 гг...
Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС Д...
Положение о профессиональном конкурсе логопедов "Радуга логопедических идей"
Цель и задачи Конкурса - Выявление и поддержка логопедов, проявивших творческие способности в области логопедии- Обмен и распространение педагогического опыта в области логопедической работ...
РЕФЕРАТ "Основы речевой культуры дефектолога" Тема: Профессиональная речь логопеда.
РЕФЕРАТ"Основы речевой культуры дефектолога" Тема: Профессиональная речь логопеда.Профессиональная речь логопеда. Огромное значение на раз...
Индивидуальный план профессионального развития логопеда
план развития логопеда...