Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе д/с для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Сидорова Алина Сергеевна

путешествие к Зимушке - Зиме, на пути выполняя задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логопедическое путешествие39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе д/с для детей с ОНР.

Лексическая тема «Зима». 

Цель. Формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать словарь по теме (зима, снег, снежинка, хлопья, метель, вьюга, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, холодный; замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать) . Учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать существительные с  уменьшительно - ласкательными  суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох, диалогическую речи,  зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, общую моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навыки  сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношения к природе.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, сюрпризные, игровые моменты, беседа, художественное слово, объяснение, вопросы, рассматривание.

Оборудование. Зеркала, сюжетные картинки «Времена года», большой воздушный шар, шапки, шарфы, волшебная палочка, плащ, оформление зимнего леса(деревья, ели, снег, домик Волшебницы – Зимы), игрушки животных лиса, заяц, плоскостные  изображения птиц синицы, воробья, снегиря, сороки, карта с заданиями, снежные комья, магнитная доска, аудиозаписи.

Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе.

Ход Н.О.Д.

Дети заходят в группу, звучит красивая инструментальная музыка.
Логопед  предлагает детям поздороваться.

Логопед:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться доброе утро.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам

И каждый становиться добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

- Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся ладошками, подарим тепло своих рук каждому пришедшему. Пройдите и поздоровайтесь. (дети здороваются ладошками)

 Логопед: Ребята, а у гостей ладошки теплые? Значит и люди к нам пришли добрые.
Логопед: Ребята посмотрите что – то необычное здесь лежит.

(Обращают внимание на лежащие  в стороне блестящую накидку, волшебную палочку.)
Логопед: Ребята, как вы думаете,  чьи  это вещи? (ответы детей). А вот я догадалась, и вам подскажу. Отгадайте загадку:        

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

                                        (Волшебница зима)

Логопед:  А как думаете, где она живет?

Дети: В лесу.

Логопед: Это вещи  Волшебницы – Зимы.  Она их, наверное, потеряла. Значит, нам надо скорее вернуть их ей. Ведь без этих вещей не наступит зима и не выпадет снег. А вы ведь, ребята,  хотите поиграть в снежки и скатиться со снежной горки? А без этих вещей Волшебница – Зима не может наколдовать снег. Мы поможем Волшебнице – Зиме?

Дети: Да!

Логопед: Давайте с вами поскорее отправимся в путь. На улице хоть и мало снега, но очень холодно, поэтому надеваем теплую одежду! А для чего нам теплая одежда?  (Дети надевают шапки). Путь наш будет очень сложен. Ведь мы не знаем где именно домик Зимушки и следов к нему не видно.

Только вот до леса добираться далеко, на чем мы можем попасть туда? (Предложения детей)

А я вам предлагаю полететь на воздушном шаре. Вы согласны? (ответы детей)

Возьмитесь за ленточки и займите своё место. (берутся за ниточки  шара).

- Ну что готовы отправиться в путь?

Дети: Да!

Логопед:  Тогда вперед! Ой, почему мы не летим? Без чего шар не полетит?
Дети: Без ветра.
Логопед: Давайте подуем на шар. Только дуть надо правильно. Вдыхаем воздух через нос и выдыхаем через рот. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на шарик. (следить, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи). Вы сделали все правильно теперь можно и лететь.

Логопед: Посмотрите, вдалеке сказочный зимний лес. Давайте, опустимся и посмотрим может где-то здесь живет Волшебница – Зима.

Как красиво! А что вы видите вокруг?

Дети: Снег, сугробы, деревья.

Логопед: Дети, а какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года зима.

Логопед: Почему вы так думаете?

Дети: Сейчас время года зима, так как стало холодно, выпал снег и т.д.

Логопед: Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?». Свой ответ начните со слова снег.

Дети: Снег белый, пушистый, холодный, блестящий

Логопед: Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья.

Дети: Деревья голые, заснеженные.

Логопед: Каких животных мы видим?

Дети: Мы видим зайца, лису.

Логопед: А почему мы не видим медведя, ежа?

Дети: Мы не видим медведя, ежа, потому что эти звери зимой спят.

Логопед: Холодно стало. Давайте немного поиграем, чтобы согреться.

Ой, в лесу мороз подмораживает,
Не велит долго стоять, замораживает.
Этот сильный мороз заморозил наш нос
(трут ладошкой нос)
Отогрели нос, да подбородок замёрз.(
трут подбородок)
Ладошки погреем, потрём их сильнее.
Мёрзнут ножки наши.

Может мы попляшем немножко?

(звучит хороводная музыка, водим хоровод около березы).

Логопед: Вот мы и согрелись. Тепло нам стало?

Дети: Да!
Логопед: Ребята, посмотрите  на дерево. Кого мы на нем видим?

Дети: мы видим птиц.

Логопед: Каких птиц мы видим на дереве?

Дети: Мы видим снегирей и синичек, сороку, воробья.

Логопед: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Дети: Птицы, которые зимуют у нас называются – зимующие.

Логопед: Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие?

Дети: от слова зима.

Логопед: Верно. Каких зимующих птиц вы еще знаете?

Дети: Ворону, щегла, клеста, свиристеля.

Логопед: Ребята, смотрите, что это за птица?

Дети: Это птица сова.

Логопед: Может она может нам помочь. Давайте ее спросим?

Дети: Давайте.

Логопед: Здравствуй, Сова. Ты мудрая птица, везде летаешь, все знаешь. Не могла бы ты нам подсказать, как пройти к Волшебнице – Зиме?

(Звучит запись голоса совы)

Сова: Здравствуйте, гости волшебного леса! Чтобы попасть к Волшебнице – Зиме нужно будет справиться с  заданиями, которые вы найдете на этой карте. Удачи вам!

Логопед и дети: Спасибо, Сова!

Логопед: И так, ребята, давайте посмотрим. На карте показано, что первое задание находится у воробья. (Дети снимают сверток с заданием и выполняют его).

Дидактическая игра «Подбери слова»

Логопед: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы называйте, что это природное явление делает. 
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .

Логопед: Молодцы, ребята! Выполнили это задание. Давайте посмотрим на карту. Где нам следующее задание искать. А следующее задание находится у сороки. (Дети снимают сверток с заданием и выполняют его).

Упражнения для языка (Сидя за столом, спина прямая, мышцы лица и шеи не должны быть напряженными)

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

(звучит в записи завывание вьюги).

Логопед:  Ребята, слышите? Это вьюга разбушевалась! А как вы думаете, что такое вьюга? (ответы детей)

Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-п: ш-hi-hi». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Посмотрите , сколько вьюга снега намела. Все дороги замела. А карта нам показывает, что нужно идти прямо.  Как же нам  теперь идти дальше?  (Ответы детей.)  Чтобы пройти дальше нам нужно убрать эти комья снега, но вот, ребята, посмотрите эти комья не простые они тоже с заданием. Надо скорее его выполнять.

Игра «Назови ласково» 

Логопед: Я буду называть слово, а вы будете говорить его ласково.

Снег-снежок                  Ветер- ветерок           

Горка — горочка          Холод- холодок 

Зима- зимушка             Санки- саночки

Логопед: Вот со снегом поиграли, выполнили задание. Руки у нас замерзли? Давайте их погреем. (Греем руки, произнося звук [Х].)

Логопед: Какие ладошки стали?

Дети: Теплые

Логопед: Почему?

Дети: Ладошки теплые,  потому что мы выдыхали теплый воздух.

Логопед: Ребята,  карта показывает, что здесь для нас еще одно задание. Все времена года перепутались. Нам надо теперь все исправить. Какое сейчас время года ? (зима). Нам нужно оставить открытыми картинки, относящиеся только к  зиме, а остальные картинки закрыть снежинками.

Упражнение «Снегопад»

 (на плате, прикрепленному к магнитной доске изображены сюжетные картинки, дети по очереди снежинками на магнитах закрывают лишние.)

Логопед: Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. На санках когда катаются?

Дети: Зимой.

Логопед: Когда мы надеваем теплую одежду?

Дети: Зимой.

Логопед: В какое время года к нам прилетаю синицы?

Дети: Зимой.

Логопед: Все картинки относятся ко временю года – зима. Значит, мы правильно выполнили задание. Но вот посмотрите, что это за следы, куда они ведут, как вы думаете? (Ответы детей)

(По следам ведущих к домику мы идем).

Логопед: Вот и домик Волшебницы  - Зимы. Слышите кто – то плачет?(Волшебница – Зима выходит) Это же Волшебница – Зима. Здравствуй, Волшебница – Зима!  Что с тобой случилось?

Волшебница – Зима: Здравствуйте! Я потеряла мои волшебные вещи, а без них не могу творить чудеса.

Логопед: Не переживай, Волшебница – Зима, мы нашли твои вещи и принесли их.

Волшебница – Зима: Большое вам спасибо. За то, что  вы мне помогли, я вас отблагодарю. (Дарит подарки). А теперь отправлю вас обратно в детский сад.
(
Продвигаемся обратно к шару и улетаем)

Логопед: Скажите, куда мы с вами путешествовали?
Дети: Мы путешествовали в зимний лес.
Логопед: Что мы видели в лесу?
Что вам понравилось в зимнем лесу?
А чем вам нравится зима?
На этом наше занятие закончилось, давайте попрощаемся:
- До свиданья, дети!
- До свидания!
- До свиданья, гости!
- До свидания!
Звучит музыка, дети уходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: "Транспорт"

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у  детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР "Лес. Грибы. Ягоды."

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подоси...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномию»

Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка. Программное содержание:Задачи:Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количес...