Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transport_1.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: «Транспорт». Подготовила и провела: Учитель-логопед Близнюк Светлана Васильевна МБДОУ д/с «Тополёк» с. Новобатайск |
Коррекционно – образовательные задачи:
1.Систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». (машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, остановка, самолёт, теплоход, поезд, самосвал, корабль, такси, вертолёт, грузовик, экскаватор, трактор, руль, пассажир, шофёр, водитель, кабина, кузов, колесо, руль; перевозить, ездить, останавливаться, сигналить, плыть, лететь, везти, управлять, тормозить, ехать, доставлять, грузовой, пассажирский, специальный, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный, наземный).
2.Совершенствование фонематических представлений – выделение звука в начале и конце слова, выделение звука на фоне слова.
3.Совершенствование звукового анализа слова из трёх звуков.
4.Совершенствование навыков слогового анализа слов.
5.Формирование слоговой структуры слов различных типов.
6.Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных)
7.Обогащение экспрессивной речи сложными словами.
8.Совершенствование синтаксической стороны речи (сложные предложения).
9.Составление рассказов – описаний о транспорте по заранее составленному плану. Развитие связной речи.
Коррекционно – развивающие задачи:
1.Развитие зрительного внимания и восприятия.
2.Речевого слуха и фонематического восприятия.
3.Артикуляционной, тонкой и общей моторики.
4.Координации речи с движением.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
Оборудование:
Коврограф, магнитная доска, детали грузовой машины, рабочая тетрадь, контейнер с карандашами, иллюстрации видов транспорта, карточки со схемами слогов, пособие «Весёлый поезд», магнитофон, влажные салфетки, ватные палочки.
Предварительная работа:
Экскурсия на улицу вблизи детского сада, рассматривание транспорта, который по ней движется, беседа о транспорте, его назначении, правилах поведения на улице. Разучивание упражнения «Машины», «Мчится поезд», «На шоссе». Чтение загадок, скороговорок рассказов о транспорте.
Ход занятия
- Организационный момент.
Игра «Найди место» Систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.
На коврографе изображены небо, море, железная дорога и шоссе, идущее вдоль моря. На столе логопед раскладывает изображения транспорта, снабжённые липучками.
Логопед: Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт и по чему. Используйте в своём предложении слово потому что и слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?
- Пассажирский самолёт летит высоко в небе, потому что это воздушный транспорт.
- Грузовой корабль плывёт в море, потому что это водный транспорт.
- Пассажирский поезд несётся по рельсам, потому что это железнодорожный транспорт.
- Легковая машина едет по шоссе, потому что это дорожный или наземный транспорт.
Логопед: сколько слогов в слове машина? Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог, какой слог ударный? Прохлопайте слово ма-ШИ-на выделяя ударный слог.
2.Игра «Цепочка»
Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт». Совершенствование фонематических представлений – выделение звука в начале и конце слова.
Логопед приглашает детей пройти к столу, стать возле стульчиков. На столе перед детьми лежат картинки (лодка, автобус, самолёт, троллейбус).
Логопед: Как вы догадались, сегодня мы продолжим разговор о транспорте. Посмотрите на картинки, произнесите названия транспорта, изображённого на них; выделите первый и последний звуки в этих словах. С какого звука начинается и каким заканчивается название транспорта на твоей картинке?
1-й ребёнок: слово лодка начинается со звука [л], а заканчивается звуком [а].
Логопед: верно, садись. Название какого транспорта начинается со звука [a]?
2-й ребёнок: это слово автобус. Он у меня на картинке.
Логопед: верно, каким звуком заканчивается слово автобус?
2-й ребёнок: слово автобус заканчивается звуком [с].
Логопед: чья картинка будет следующей в цепочке и почему?
3-й ребёнок: следующей будет моя картинка, потому что слово самолёт начинается со звука [с], которым заканчивается слово автобус. Слово самолёт заканчивается на звук [т].
Логопед: (к 4му ребёнку) может ли твоё слово продолжить цепочку?
4-й ребёнок: да, слово троллейбус начинается со звука [т].
Логопед: хорошо, а каким звуком заканчивается слово троллейбус?
4-й ребёнок: слово троллейбус заканчивается звуком [с].
Логопед: вот вы и составили цепочку слов, правильно выделили первые и последние звуки в словах.
3.Игра «Четвёртый лишний». Совершенствование фонематических представлений (выделение звука на фоне слова)
Логопед: ещё раз посмотрите на картинки, произнесите их названия, послушайте, как они звучат.
Дети: лодка, автобус, самолёт, троллейбус.
Логопед: определите лишнее слово и объясните своё решение.
Дети: лишнее слово лодка, потому что в нём нет звука [с], а в словах самолёт, троллейбус, автобус этот звук есть.
Логопед: правильно (раздать детям светофорчики) и маленькие модели машин.
- определите место звука [с] в слове троллейбус (дети моделью машинки
показывают место звука в слове)
Логопед: правильно. Теперь покажите место этого звука в слове самолёт.
Логопед: отлично. И наконец, отметьте место звука[с] в слове автобус.
Логопед: чудесно. Вы выполнили задание. (логопед убирает картинки, светофоры и модели машин)
4. Работа в тетради № 1. Развитие тонкой моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование звукового анализа слова из трёх звуков.
Логопед раздаёт детям тетради, ставит контейнер с карандашами.
Логопед: Посмотрите на левую страницу. Что вы видите? (Это паровоз и легковая машина)
Логопед: Послушайте мою загадку.
За дымком,
За свистком
Братья бегают бегом.
(Это поезд, у него есть свисток, вагоны бегут друг за другом, а из трубы у паровоза идёт дым.)
Логопед: дома вы раскрасите паровоз, а теперь посмотрите, что у вас нарисовано справа (труба и дым)
Логопед: Прочитайте слово, которое написано внизу страницы. (ДЫМ)(Выложить слово на коврографе и далее схему слова)
- Сколько букв в этом слове? (3 буквы)
- А сколько звуков? (3 звука)
- Перечислите их по порядку. ([д], [ы], [м] )
- Давайте выложим схему этого слова. Каким кружком вы обозначите первый звук и почему? (Первый звук [д] мы обозначим синим кружком, потому что он согласный. Выкладываем синий кружок. Второй звук [ы] мы обозначим красным кружком, потому что он гласный. Выкладываем красный кружок. Последний звук [м] мы обозначим синим кружком, потому что он согласный. Выкладываем синий кружок.)
Логопед: Закрасьте схему слова ДЫМ у вас в тетради.
Логопед: Сколько согласных звуков в слове ДЫМ? (в этом слове 2 согласных звука)
-Сколько гласных звуков в этом слове? (1 гласный звук)
- Сколько слогов в этом слове (1 слог)
Логопед помещает под схему слова 1 жёлтый квадрат.
Логопед: Запомните: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
5.Игра: «Весёлый поезд». Совершенствование навыков слогового анализа слов.
Логопед: следующая игра называется «Весёлый поезд»
Вы видите, что на каждом поезде 1,2, 3 или 4 окошка, которые обозначают количество слогов в словах названиях транспорта, мимо которого будет проезжать наш поезд. Вам необходимо расставить транспорт возле поездов по количеству слогов и объяснить.(кран, автобус, мотоцикл, велосипед, самолёт, троллейбус, грузовик, трактор, вертолёт, экскаватор, лодка, катер, метро, поезд, такси). Дети выполняют задание с объяснением.
(1 – отхлопывая слоги в ладоши, 2 – отстукивание по столу, 3 - рука под подбородком, 4 – рука на локте, отмашка руки влево – вправо)
Логопед: Замечательно! Вы великолепно справились с этим заданием
6.Упражнение «Будь внимательным». Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Логопед вновь привлекает внимание детей к изображениям.
Логопед: Посмотрите ещё раз на транспорт возле ваших поездов. Назовите грузовой транспорт. (грузовик, поезд, катер)
Теперь перечислите названия пассажирского транспорта. (самолёт, такси, поезд, троллейбус, вертолёт, автобус, велосипед, катер, лодка)
А какую машину вы не назвали сейчас?
Дети: экскаватор.
Логопед: к какому виду транспорта его можно отнести?
Дети: это специальный транспорт.
Логопед: а какой ещё транспорт можно отнести к специальному? (снегоуборочная машина, подъёмный кран, каток, бульдозер, поливальная машина). Правильно, молодцы.
7.Игра «Один – много». Совершенствование грамматического строя речи ( образование формы множественного числа существительных)
Логопед: А теперь игра «Один – много». Я называю транспорт, который у вас на картинке, а вы по очереди называете много таких машин.
Кран - краны, автобус - автобусы, мотоцикл – мотоциклы, велосипед – велосипеды, самолёт – самолёты, троллейбус – троллейбусы, грузовик –грузовики, трактор – трактора, вертолёт – вертолёты, экскаватор – экскаваторы, лодка – лодки, катер – катера, метро – метро, поезд – поезда, такси - такси.
Логопед: Молодцы, слова метро и такси не изменяются, запомните это.
Сейчас я предлагаю вам прокатиться на автомобиле, но сначала надо завести мотор.
8. Упражнение «Моторчик». Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р]
Логопед предлагает детям протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3-4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру, др,др,др,др. мы с вами завели мотор нашей машины, а теперь можно и прокатиться.
9. Подвижная игра «Я еду - еду». Координация речи с движением.
Логопед предлагает детям пройти на ковёр, сесть на мячи.
(1)Я еду-еду-еду, я руль кручу-кручу
Везёт меня машина, везёт меня машина…
Туда, куда хочу
(2)Теперь быстрей мы едем, мотор стучит сильней
Ещё быстрей поехали…
Ещё-ещё быстрей
(3)Свернули мы направо, а впереди канава
И нас трясёт-трясёт…
Но едем мы вперёд
(4)На тормоз мы нажали, и вот уже стоим
Гудеть машины стали…
Мы громче всех гудим
(5)Я еду-еду-еду, я руль кручу-кручу
Везёт меня машина, везёт меня машина…
Туда, куда хочу
Для игры понадобятся бубны или колечки от пирамидки, свистки.
1 – покачивание ребёнка на мяче (малыш крутит руль)
2 – малыш пружинит на мяче
3 – малыш подпрыгивает на мяче
4 – останавливаемся, малыш сигналит – дует в дудочку.
5 - ребёнок покачивается на мяче
10. Упражнение с мячом «Сложные слова». Обогащение экспрессивной речи сложными словами.
Логопед берёт в руки мяч и предлагает детям встать в круг.
Логопед: В русском языке очень много сложных слов. Они образованы их двух слов. Например, слово молоковоз образовано из слов молоко и возить. Сейчас я буду бросать вам мяч и называть два слова, из которых вы должны образовать сложное слово, название транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов мусор и собирать?
1-й ребёнок: мусоросборник.
Логопед: Какое название транспорта можно образовать из слов контейнер и возить?
2-й ребёнок: контейнеровоз.
Логопед : Какое название транспорта можно образовать из слов автомобиль и возить?
3-й ребёнок: автовоз.
Логопед : Какое название транспорта можно образовать из слов бетон и мешать?
4-й ребёнок: бетономешалка.
Логопед: А теперь поиграем в новую игру «Что делает». Я буду бросать мяч и называть транспорт, а вы будете ловить мяч и говорить, что этот транспорт делает.
Логопед: Автобус.
1-й ребёнок: перевозит пассажиров.
Логопед: мусоросборник
2-й ребёнок: вывозит мусор.
Логопед: снегоуборочная машина.
3-й ребёнок: очищает проезжую часть от снега.
Логопед: гусеничный трактор.
4-ребёнок: пашет и боронит землю.
Логопед: замечательно, это было трудное задание.
11. Упражнение «Что лишнее» Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложные предложения)
Логопед: я перечисляю название транспорта, а вы определяете, что лишнее и даёте объяснение.
1.Легковая машина, самосвал, автобус, троллейбус.
(лишний самосвал, так как это грузовой транспорт, а легковая машина, автобус и троллейбус – пассажирский транспорт)
2.Бульдозер, такси, экскаватор, подъёмный кран.
(лишнее такси, так как это пассажирский транспорт, а экскаватор, подъёмный кран и бульдозер это специальная строительная техника)
3.Поезд, трамвай, троллейбус, автобус (автобус не электрический транспорт)
4.Лодка, пароход, самолёт, катер. (самолёт не водный транспорт)
12. Составление рассказов – описаний о транспорте по заранее составленному плану. Развитие связной речи.
Логопед: ребята к нам в гости пришёл Старик Хоттабыч (появляется кукольный персонаж). Единственный транспорт, который знает Старик Хоттабыч, - это ковёр – самолёт. Давайте познакомим нашего гостя с назначением современных видов транспорта.
Логопед предлагает детям сесть на ковёр и раздаёт им предметные картинки с изображением транспорта.
Логопед: составьте рассказы о транспорте по нашему плану:
1. Что это?
2. Из каких частей состоит?
3. Чем приводится в движение?
4. Где движется этот транспорт?
5. Для чего используется?
6. Кто управляет этим видом транспорта?
1. Это «Скорая Помощь». Чтение всех стихотворений с отстукиванием ритма.
На машине красный крест, в ней совсем немного мест.
Все дорогу ей дают, скорой помощью зовут.
Кто-то заболел – 03 быстро номер набери.
«Скорая помощь»- это специальный транспорт. У этой машины есть кабина, колёса, руль. В движение приводится при помощи бензина. Это наземный транспорт, он движется по земле. Скорую вызывают по телефону -03, когда кто-то сильно заболел. Управляет этим транспортом водитель или шофёр, а рядом обязательно находится медсестра.
2.Это самосвал.
Самосвалом я зовусь: сам я сваливаю груз.
Разгружать меня не надо – все такой машине рады.
Самосвал – грузовой дорожный транспорт. Это сильная, мощная машина. У самосвала большая кабина, кузов и колёса. Это наземный транспорт, в движение приводится при помощи солярки. Самосвал может работать на стройке и привозить песок, камни, землю. Управляет самосвалом – шофёр.
3.Это теплоход.
Теплоходик голубой дружит с синею волной.
От причала он отплыл, в рейсе две недели был.
Теплоход гудок даёт, вот он к пристани идёт.
Теплоход состоит из огромного корпуса, внутри которого размещаются каюты, а также рестораны, бассейны и даже концертные залы. Теплоход – судно, приводимое в движение тепловой машиной. Движется этот транспорт по воде, это водный транспорт. Теплоход используют для перевозки пассажиров в те места, куда нельзя добраться другим транспортом. Управляет теплоходом капитан.
4. Это вертолёт.
Он пожарный, и военный, милицейский, грузовой.
Он поможет непременно, позывной услышав твой.
Вертолёт состоит из кабины, двух винтов – на хвосте вертолёта и сверху. В движение приводится при помощи топлива. Вертолёт движется в воздухе, это воздушный транспорт. Он может приземлиться в любом месте, где есть ровная площадка, так как вертолёты способны к вертикальному взлёту и посадке, зависанию в воздухе и даже к полёту «задом». Применяются вертолёты в армии, в милиции, в спасательных работах, при тушении пожаров, для борьбы с вредителями на полях. Управляет вертолётом пилот.
13. Окончание занятия. Оценка работы детей. Дети перечисляют задания, которые они выполняли, и оценивают работу друг друга.
Домашнее задание: раскрасить паровоз, выполнять упражнения «Танк стреляет», «Пулемёт строчит», «Заводим мотоцикл», «Машина буксует», выполнить задание по лексико – грамматической теме «Транспорт».
Подарки гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада "Путешествие веселого Жука"
Логопедическое занятие проводится в речевой группе (подготовительный возраст) детского сада . Логопедиеская цель: Автоматизация звука (Ж) в словах....
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе д/с для детей с ОНР.
путешествие к Зимушке - Зиме, на пути выполняя задания....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».
Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе детского сада
Тема: "Насекомые". Логопедическая цель: "Автоматизация звука [ж] в словах". Логопедическая тема: "Путешествие весёлого жука"....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР "Лес. Грибы. Ягоды."
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подоси...
Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномию»
Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка. Программное содержание:Задачи:Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количес...