Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на тему: "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Занятие проведено как итоговое в старшей группе для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kosmicheskoe_puteshestvie.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия
в старшей группе для детей с ТНР
Тема: «Космическое путешествие»
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Активизация лексического запаса (подбор прилагательных к существительным, подбор прилагательных с противоположным значением). Обучение составлению рассказа о космонавте по графическому плану. Совершенствование слогового деления слов. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Презентация на тему «Космос»; предметные картинки по теме «Космос»; спокойная космическая музыка; схема для составления рассказа о космонавте; бумажные звездочки с правильно и неправильно написанными буквами З; массажный мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Скажите, какой праздник мы отмечаем на этой неделе? (12 апреля мы отмечали День космонавтики.)
- А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? Но прежде давайте посмотрим, насколько вы сообразительны и внимательны. Я вам загадаю космические загадки.
В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари - фонарики
Меньше, чем комарики. (Звезды.)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд. (Ракета.)
Планета голубая,
Любимая, родная,
она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это?
(Космонавт.)
- Какие космические картинки вы видите еще? Назовите их. (Луна, скафандр, иллюминатор, спутник.)
- Скажите, мы с вами можем полететь в космос? Пока еще нет, но узнать, что происходит в космосе, мы можем в специальном доме, который называется планетарий. Сегодня я хочу вас пригласить в планетарий. Но прежде, чем мы попадем туда, выполните задание – разделите названия картинок на слоги и определите, сколько там слогов. (Лу-на – 2 слога, кос-мо-навт – 3 слога, и-ллю-ми-на-тор – 5 слогов и т.д.)
Дети выполняют задание и садятся на стульчики.
2. Беседа по теме с использованием презентации.
Слайд 1 – Мы с вами попали в планетарий – усаживайтесь поудобнее, наше путешествие в мир космоса начинается.
- Что такое космос? (Космос окружает Землю и другие планеты.)
Слайд 2 - Посмотрите на детей – они смотрят в ночное небо! Там столько красивых звезд! Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было интересно – какие же они на самом деле!
Слайд 3 - И вот однажды Люди решили полететь к звездам!
- Как же можно попасть в космос? (Туда можно попасть на космическом корабле.) Правильно, люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам.
- Кто был первым космонавтом? (Первым космонавтом был Юрий Гагарин.)
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин).
Слайд 4 - Но дело в том, что в космосе очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому космонавт надевает костюм, который называется… (скафандр).
- Для чего космонавту скафандр? (Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом.)
Слайд 5 - Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Из хвоста ракеты вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель.
Дыхательное упражнение «Заведи ракету». И.п.: ОС, 1-вдох носом, задержать дыхание, сжать кулачки, 2 – вращать кулачками перед грудью, произнося на выдохе РРРРРРР… - повторить 2-3 раза.
Ракета оторвалась от земли и полетела высоко в небо. Она поднималась все выше и выше и оказалась в открытом космосе! Вот что космонавты там увидели!
Слайд 6- Посмотрите и скажите, космос – какой? (Космос необъятный, бездонный, черный. В нем много звезд. В космосе очень красиво.)
- А звезды – какие? (Блестящие, яркие, большие, красивые.)
Слайд 7 - Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Видите, она круглая, похожа на большой разноцветный мяч. Синие пятна - это моря и океаны. Зеленые пятнышки – это леса и луга. Коричневые пятна – это горы. Подберите слова, Земля – какая? (Круглая, большая, голубая, далекая, красивая.)
-А этот небольшой шарик в уголке – это Луна! Она тоже как шар, но только меньше Земли. Луна – маленькая, серая, холодная – повторите эти слова.
Слайд 8 - Где живут и работают космонавты в космосе? (Космонавты работают на космической станции.) Ее еще называют орбитальной, потому что она находится на земной орбите и с огромной скоростью движется вокруг Земли. Космонавты проводят разные научные опыты и исследования (слайды 9-10).
- Как вы думаете, какая работа у космонавтов? (Трудная, интересная, важная, опасная.)
- Правильно. Космонавты действительно выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и техника.
3. Игра с мячом-«метеоритом» «Скажи наоборот».
Космонавт не слабый, а… сильный.
Космонавт не трусливый, а…смелый.
Космонавт не больной, а …здоровый.
Космонавт не неуклюжий, а …ловкий.
Космонавт не злой, а …добрый.
Космонавт не ленивый, а… трудолюбивый.
Космонавт не медлительный, а …быстрый.
Космонавт не неряшливый, а … аккуратный.
Космонавт не грустный, а …веселый.
Космонавт не старый, а …молодой.
4. Рассказ о космонавте по схеме. Развитие связной речи.
Логопед помещает на магнитную доску картинку с изображением космонавта и схему составления рассказа.
- А сейчас вы расскажете о космонавте по плану: сначала назовете профессию, потом — место, где работает этот человек, как называется его рабочая одежда и что он делает.
Логопед дает детям одну минуту для подготовки.
Дети: Это космонавт. Он работает на космической станции. Когда космонавт выходит в космос, он надевает скафандр. Скафандр защищает космонавта от холода, в нем можно дышать. Космонавт проводит научные опыты и исследования.
- Чей рассказ понравился больше всего?
5. Подвижная игра «В открытом космосе».
- А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не дети, а настоящие космонавты, которые надели скафандры и готовятся к выходу из ракеты. Откройте глаза, мы в открытом космосе – давайте покажем состояние невесомости. Все движения замедленные и плавные. Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в космосе.
В невесомости плывем
Мы под самым потолком
(под спокойную космическую музыку).
6. Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на Землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной - наш дом родной. | Сжимают, разжимают кулачки. Ладони соединены под острым углом. Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз. Загибают по одному пальцу. Ладонями изображают шар. |
7. Игра «Письмо от инопланетянина».
Логопед раздает детям бумажные звездочки, на обратной стороне которых написаны буквы. Дети находят правильно написанные буквы З, обводят их в круг (рисуют «орбиту»), а неправильно написанные буквы З зачеркивают.
8. Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какое задание вам понравилось?
- Какое задание показалось трудным?
- Сегодня вы узнали много о космосе! Наша страна награждает космонавтов за их важный и опасный труд. Я тоже хочу вас наградить за вашу хорошую работу! (Раздает наклейки – звездочки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».
Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей 5-6 лет с ФФНР "В гости к Буратино"
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей 5-6 лет с ФФНР по автоматизации и дифференциации звуков [Р]-[Л] на тему "В гости к Буратино"...
конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР ( I период обучения)
конспекты занятий...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР "Лес. Грибы. Ягоды."
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подоси...