Театрализованные игры как средство коррекционного обучения детей
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

      

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ   ИГРЫ

ЗНАЧЕНИЕ  ИХ   В  КОРРЕКЦИОННОМ

О Б У Ч Е Н И И   Д Е Т Е Й

Воспитатель:  Волчева  Е. Ф.

                                                  Декабрь 2017

Игра является основной  деятельностью  ребенка  дошкольного  возраста.  Для   детей   с задержкой психического  развития, игровая деятельность сохраняет свое значение  как необходимое условие развития интеллекта,  психических  процессов,  личности  в  целом.

Однако, неустойчивость внимания, плохая  слуховая и зрительная память,трудности  при  ориентировке  в  пространстве,   недостаточное   развитие познавательной  деятельности , нарушение грамматического строя речи, свойственные детям с задержкой  психического  развития в различной степени влияют  на их игровую деятельность.  Эти дети, склонные  к тормозным процессам, проявляют в игре робость,  скованность, быструю утомляемость ;    детям    с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Все эти факторы необходимо необходимо учитывать при организации игр для детей с ЗПР.

В систему коррекционной работы с  детьми  с ЗПР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, повышают эмоциональную активность.

Особая роль в этом принадлежит театрализованным  играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир,  становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Исходя из особенностей  психического развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной.  Это игрушки, времена года; мебель, посуда,  из жизни растений; труд людей; транпорт и т. д. При выборе игр я руководствовалась  рекомендациями программы коррекционно — развивающего  обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения  детей к друг другу, развитии коллективизма. В театрализованных играх тесно взаимосвязанны развитие  эмоций и расширение  знаний об окружающем мире,  становление основных психических процессов и развитие речи.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из ведущих ролей в них принадлежит вопитателю.

Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу  и в полном обьёме  овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх.  Речь воспитателя  на этом  этапе служит образцом  подражания.  Дети наблюдают  как вопитатель  говорит, действует  за персонажей,  имитирует ролевые движения.  Стараются  чувствовать интонации,  особенно построенные на  контрастах.  Особое внимание при этом надо уделить  анализу сюжета игры,  разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах,  явлениях и их назначении,

сравнительным характеристикам героев,  выявлению отличительных

признаков  предметов, которые «оживают» в театрализованных играх,  различению их цвета формы,  величины.

Постепенно  творческая  активность  детей  возрастает.  Воспитатель

организует  различные упражнения. Детям становится  интересно,  когда они не только говорят, но и действуют  как сказочные герои. Они пытаются  имитировать  ролевые движения,  наблюдают друг за другом,  стараются все лучше и лучше играть  роль.

Полезно использовать  любые моменты  из жизни группы  для упражнений в различном  интонировании слов (радостно,  удивленно, грустно, тихо,  громко, быстро, медленно).  Так у детей развивается  мелодико-интонационная  выразительность ,  плавность речи.

В театрализованных  играх  используется  музыка, которая подчеркивает характер  героев и помогает детям имитировать  движения  персонажей при этом  совершенствуется  их координация,  вырабатывается

чувство  ритма.  А движения, в свою очередь,  повышают  активность речедвигательного  анализатора ,  «балансируют» процессы возбуждения и торможения.  Движения могут сопровождаться  репликами, стихами, пением.

При организации  игр можно  использовать  фланелеграф (особенно  на начальных этапах).  Картинку используют для иллюстрации рассказа,  сказки.  Так, особенно  эффективно,   используется  фланелеграф для составления  сезонных сказок:  например,  на небе  появляется  тучка, из неё  сыплются капельки — сестрички.  Можно  использовать настольный театр.   Особенно много сценок можно разыграть  с куклами  бибабо.

От игры к игре  нарастает активность  детей , они запоминают текст,  перевоплащаются, «входят в образ»,  овладевают средствами выразительности.

Воспитатель является  акивным участником  игры — представления.  Своими   пояснениями он направляет  внимание  детей  на те предметы и явления,  которые  надо уточнить,  закрепить их в их сознании.

Театрализованные игры — один из  самых  эффективных способов  коррекционного воздействия на ребенка, в котором  наиболее ярко проявляется   принцип обучения:  учить  играя.

В своих занятиях я широко использую  театрализованные игры.  Театрализованная игра стала частью  занятия или режимного момента.

Проводятся  такие  игры систематически.  При выборе и распределении  речевого материала учитываю индивидуальные возможности   детей. Через разлчные виды театра  развиваю у детей  мелкую  и  общую  моторику.  На первых  этапах работы игры для театрализации подбираются по схеме «Воспитатель — дети» ,  а в последствии  «ребенок  дети»,   где  вопитатель выступает  в  роли  посредника.

В процессе театрализованных игр  расширяются  и углубляются  знания  детей об окружающем мире. Развиваются психические процессы:  внимание, память, восприятие, воображение,  стимулируются мыслительные операции.

Происходит развитие  различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.

Активизируются  и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи,  темп, выразительность речи.

Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается  чувство коллективизма , ответственности друг за друга,  формируется  опыт нравственного поведения.

Стимулируется  развитие творческой , поисковой активности, самостоятельности.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес , увлекает их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

В работе описано как влияют театрализованные игры на эмоциональное развитие дошкольников...

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

«Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей с ОНР в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида»

В статье раскрывается сущность использования театрализованной деятельности как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями....

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Значение театрализованных игр для развитие речи детей....

"Театрализованные игры как средство эмоционального здоровья детей"

В консультации приводятся особенности работы на каждом возрастном этапе с детьми 4-5, 5-6 и 6-7 лет...

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста

В статье рассматривается роль театрализованных игр в развитии речи детей....

Статья "Театрализованные игры, как средство коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ"

В статье раскрыт опыт работы по применению тетрализованных игр в коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ....