Конспекты тематическмх занятий логотренинга.
план-конспект занятия по логопедии по теме
Два конспекта занятий логотренинга "Путешествие на машине" и "Прогулка в весенний лес".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематические занятия логотренинга. | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Будем правильно дышать, мышцы все тренировать.
расслабляться, ритм ловить, четко, плавно говорить!
Основной вид деятельности ребенка – игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося.
Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции, так и во всем теле.
Мы разработали комплексные занятия, в которые вошли упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, помогающие детям расслабиться, снять чрезмерное напряжение, упражнения на развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений с речью. Эти упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаются рифмованными фразами, доступными и интересными. Также в занятия включены упражнения для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию. Упражнения, включенные в одно занятие, объединены одной темой. Например, «Путешествие на машине», «Прогулка в лес», «Поездка в деревню», «Покатаемся на поезде», «Моряки на корабле», и др. Упражнения подобраны по принципу «от простого к сложному».
Я приведу описания нескольких таких занятий. Конкретные условия продиктуют логопедам выбор темы и самих упражнений.
Путешествие на машине.
- Сегодня мы отправимся в путешествие на машине. Но сначала проверим шины. О, шины спущены. Покажем, как они сдуваются.
1.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
1). Динамические дыхательные упражнения:
«Шину прокололи» - Вдох носом – руки округлить перед грудью,
Выдох ртом – присесть со звуком «Ш-ш-ш»,
обхватив себя руками за плечи крест накрест.
«Накачаем шины» - Вдох носом – руки поднимаются до пояса, держат
«насос»,
Выдох ртом – наклон вперед, опуская руки вниз,
произнося «С-с-с».
- Проверим, какие круглые стали шины. Руку положить на живот, фиксируем вдох и выдох.
«Шарик» - «Ямка» - Вдох носом, плечи не поднимаем, животик
надувается.
Выдох продолжительный ртом, живот
втягивается.
2). Статические дыхательные упражнения.
- Перед дорогой попьем горячего чаю. Смотрите не обожгитесь, дуть надо потихоньку!
(Дыхательный тренажер «Горячий чай»)
«Горячий чай» - Вдох носом, чашку держим на уровне губ на
расстоянии 15 см от губ.
Выдох продолжительный, ртом, губы вытянуты
трубочкой.
- Теперь можно ехать.
2. ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Идем дробным шагом, повторяя стих:
Я шофером быть хочу,
Очень быстро вас помчу.
Затем идем на слоги: «Та-та-та-та, та-та-та…»
- Вот мы и приехали на лесную полянку. Смотрим, на пеньке стоит заяц, вытянулся, замер.
3. УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ ПО КОНТРАСТУ С НАПРЯЖЕНИЕМ.
1). «Заколдованный заяц» - стоя замереть в позе навытяжку;
затем полное расслабление всего тела,
«провисание» (зайца превратили в тряпичную
куклу).
- Вдалеке видна избушка. Давайте посмотрим, что там. Но сначала надо постараться открыть замок, который висит на двери.
2). «Замок» - пальцы соединить в «замок» на затылке, плавно без рывков
стараться отводить голову назад, преодолевая
сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки
вниз и расслабиться.
- В избушке лежит большая штанга, Она очень тяжелая. Но мы-то сможем ее поднять,
3). «Штанга»
Мы готовимся к рекордам,
Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем,
Держим, держим, ….
Опускаем! (Резкий наклон вперед, расслабление рук).
- Пора нам ехать дальше. Но надо потренировать ноги, чтобы хорошо нажимать на педали в машине.
4). «Загораем» - сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподняты,
Затем опускаем ноги – полное
расслабление.
4. ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
- У машины должен быть хороший сигнал. Покажем, как он звучит.
1). Артикулирование гласных звуков. Тихо – громко (машина далеко – близко).
А-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, о-о-о-о.
2). Чистоговорки.
Им-им-им, на машине мы помчим,
Ом-Ом-Ом, всех друзей с собой возьмем,
Им-им-им, всем подарки мы дадим,
Ой-ой-ой, возвратились мы домой.
5. РЕЛАКСАЦИЯ.
- Вот и закончилось наше путешествие. Мы вернулись домой, и теперь давайте отдохнем после долгой дороги.
Дети кладут под шею валики и ложатся на ковер. Звучит музыка, зажигается
аромалампа. Логопед спокойным негромким голосом говорит:
Волшебный сон.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются (2 раза).
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Отдыхаем, засыпаем (2 раза).
Наши ручки отдыхают,
Отдыхают, засыпают (2 раза).
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы не напряжены, приоткрыты и теплы.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется (2 раза).
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык (2 раза).
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело. (2 раза).
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам понятно, что такое,
Состояние покоя (пауза).
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас (2 раза).
Жарче солнышко сейчас,
Ноги теплые у нас (2 раза).
Отдыхаем, засыпаем (2 раза).
(Пауза).
Мы спокойны всегда.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Ясно, чётко говорим,
Потому, что не спешим (2раза).
Так легко и так приятно,
Говорим – и всем понятно (2раза).
(Пауза).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Кулачки сильней сжимаем,
Их повыше поднимаем!
Потянулись, улыбнулись,
Всем открыть глаза и встать.
«Осенняя прогулка в лес».
- Наступила золотая осень. В лесу сейчас очень красиво. Давайте пойдем в лес и полюбуемся красотой.
- А чтоб было веселее нам идти, повторим чистоговорки мы в пути!
(Дети идут по кругу, координируя движения рук и ног с речью).
1. Темпо-ритмические упражнения.
Ом-Ом-Ом, в лес гулять идем,
Ум-ум-ум, на поляне шум,
Су-су-су, красота в лесу,
Ос-ос-ос, много здесь берез,
Су-су-су, заблудились мы в лесу.
(Дети делятся на две команды).
2. Дыхательно-голосовые упражнения.
1). Развитие силы голоса
- Заблудились мы и зовем друг друга: «Ау!»
- Вы ушли далеко (одна команда) и ваш голос еле слышно.
- А вы близко и ваш голос звучит громко.
- А теперь вы встретились и уходите все дальше в лес, ваш голос сначала звучит
громко, а затем всё тише: «Ау!»
2). «Понюхаем осенний воздух».
Вдох носом – поворот головы вправо,
Выдох – прямо,
Вдох – прямо,
Выдох – влево.
3). «Листочки» (формирование плавного, длительного выдоха).
3. Расслабление по контрасту с напряжением.
- Давайте прислушаемся, что мы слышим в осеннем лесу? Слышен треск сучьев. Это олень!
1). «Олени».
(Руки над головой, «рога». Жёсткие).
«Посмотрите, мы олени,
Рвется ветер нам навстречу.
(руки напрягаются, замерли неподвижно).
Ветер стих, расправим плечи.
(расслабляют руки)
2). «Ёжик.
(Дети сидят на ковре, ноги вытянуты, расслаблены, руки в упоре сзади,
лицо расслаблено).
- Ёжик сидит, на солнышке греется. Вдруг услышал он шаги, это медведь! Спрятался ёжик.
(Ноги согнули в коленях, подтянули к подбородку, обхватив руками – ёжик
спрятался. Спина напряжена).
- Стихли шаги, и ёжик снова расслабился. Приятно ему на солнышке греться.
3). «Заяц».
- Посмотрите, кто это стоит на пенечке, замер, не шевелится. Это зайчик. Напряглось у него всё тело. И мы давайте покажем, как он стоит.
- Устал он так стоять и превратился в тряпичную куклу (наклонились вперед, расслабились).
4. Развитие мелкой моторики.
Мы по лесу нагулялись (Сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
И в лесу нам повстречались:
И зайчонок, и лиса, (Разгибают по очереди пальцы обеих рук)
И олень, и два ежа.
Будем с ними мы дружить, (Сплетают пальцы рук, ритмично сжимают и
разжимают пальцы).
На прогулку в лес ходить. (Хлопают).
5. Развитие координации движений с речью. Массаж.
Дети стоят парами один спиной к другому.
Ёжик, ёжик, где ты был? (Стучат пальчиками по спине)
В норку яблочки носил. (Стучат кулачками).
Я в лесу их собирал, (Пощипывают спину).
Всех ребяток угощал! (Гладят спину сверху вниз).
- Давайте приляжем на лесной полянке отдыхать.
6. Релаксация.
Волшебный сон.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются (2 раза).
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Отдыхаем, засыпаем (2 раза).
Наши ручки отдыхают,
Отдыхают, засыпают (2 раза).
Ножки тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы не напряжены, приоткрыты и теплы.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется (2 раза).
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык (2 раза).
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело. (2 раза).
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам понятно, что такое,
Состояние покоя (пауза).
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас (2 раза).
Жарче солнышко сейчас,
Ноги теплые у нас (2 раза).
Отдыхаем, засыпаем (2 раза).
(Пауза).
Мы спокойны всегда.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Ясно, чётко говорим,
Потому, что не спешим (2раза).
Так легко и так приятно,
Говорим – и всем понятно (2раза).
(Пауза).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Кулачки сильней сжимаем,
Их повыше поднимаем!
Потянулись, улыбнулись,
Всем открыть глаза и встать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»
цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...
Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...