Речевая готовность ребёнка к школе.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Дается понятие "речевая готовность к школе", раскрываются компоненты речи, которые должны быть сформированы у будущего первоклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_rechevoy_gotovnosti.docx | 614.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность ребёнка к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Давайте определим:
• Что входит в понятие «речевая готовность к школе».
• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.
• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.
• Игры и упражнения на развитие фонематических процессов, как профилактика нарушений письменной речи.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи (фонематический слух и звукопроизношение)
Дети должны уметь:
-правильно произносить все звуки речи.
Первоклассник должен правильно произносить все звуки родного языка в словах, во фразовой речи. Он не должен пропускать звуки, искажать их, заменять другими.
- различать на слух и далёкие и близкие пары звуков (пр: звонкие – глухие:
п - б, к - г, з – с и др.; свистящие- шипящие: с -ш, з –ж; соноры л –р; твёрдые и мягкие т-т’, р –р’ и др.);
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
Помните, что письмо является отражением устной речи. Ребенок будет писать так, как он проговаривает. Если есть замены и пропуски звуков в устной речи, то могут появиться соответствующие замены и пропуски при письме (пр: шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»);
-говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
-изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
3. Функции языкового анализа.
Дети должны уметь:
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо еще научиться звуковому анализу и синтезу слов. В школе для этой цели специально отведен добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому, если ребенок придет в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями (пр.: пропуски гласных букв в словах (поросенок – «просенок»)), пропуски согласных при их стечении, перестановки букв (комната – «конмата»). Поэтому ребёнок подготовительного возраста должен безошибочно определять первый звук в слове, последний звук в слове, место определенного звука в слове (начало, середина, конец), последовательность звуков в слове (пр.: Какой первый звук, второй звук, третий звук в слове “мак”?), количество звуков в слове.
-делить слова на слоги;
- делить предложения на слова;
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения (пр: слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»)).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
К школьному возрасту в словаре ребенка должно насчитываться до 1500–2000 слов.
- использовать в своей речи обобщающие слова (мебель, транспорт и т. д.);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный),
антонимы (весёлый-грустный);
-использовать слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
5. Грамматическая сторона речи.
К 7 годам ребенок должен:
-уметь понимать грамматические конструкции (пр. «Зимой Паша катал Сашу на своих санках.»)
-уметь правильно образовывать слова (пр.: правильно употреблять существительные в различных падежах, образовывать относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, без ошибок употреблять простые и сложные предлоги и т.д.);
-уметь строить предложения.
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных
( пр.: много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (пр.: над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования ( пр.: белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.
Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь.
Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое. Под связной речью принято понимать развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко, последовательно излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающими людьми.
Данный компонент считается сформирован, если ребёнок может:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
-раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. Если попросить ребенка рассказать о том, что он видит на картинке, то результаты могут оказаться для родителей самыми неожиданными. Одни дети составят большой и достаточно связный рассказ, используя в нем даже такие события, которые на иллюстрации не изображены. Другие с трудом составят несколько правильных или с ошибками построенных предложений, могут ограничиться только одним предложением. Но, а третьи дети смогут только просто перечислить изображенные на картинке предметы и явления, не связывая их между собой (зима, снег, сугробы, горки, санки, дети).
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Таким образом, были рассмотрены основные компоненты речевой готовности дошкольников, а так же некоторые трудности, с которыми может столкнуться ребёнок в школе, если будет недостаточно сформировано то или иное речевое умение.
Мы предлагаем вам несколько игровых заданий на развитие фонематических процессов- одного из компонентов речевой готовности. Это игры и упражнения, в которые можно играть с ребёнком дома, они не требуют сложных атрибутов, но позволяют научить дошкольника слышать и дифференцировать звуки, осуществлять звуковой анализ слова, делить слова на слоги и многое другое.
«Не порви цепочку»
Описание игры: взрослый называет слово. Ребёнок должен подобрать своё слово так, что бы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное взрослым: сок - книга – автобус – стол – лимон -…
Ребёнок, не нашедший нужное слово, « разрывает » цепочку и платит фант. В конце игры дети выкупают фанты: определяют первые звуки в словах, которые по сигналу взрослого называют их товарищи.
«Услышь разницу»
Описание игры: взрослый называет пары слов с похожим звучанием и просит определить, какими звуками они отличаются: дом – дым, рак – мак, руки – раки, лук – сук, воз – вёз и т. д.
«Придумай слово»
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Ребёнок берёт картинку, называет первый звук слова- названия и придумывает своё слово, которое начинается с того же звука.
«Мамина сумка»
Оборудование: сумка или коробка, которая выполняет её роль, предметные картинки, игрушки.
Описание игры: взрослый сообщает игровую ситуацию: « Мама пришла из магазина с полной сумкой покупок. Догадайся, что она купила, если в названиях покупок есть звуки (М), (М’)». Дошкольник подбирает соответствующие слова: масло, молоко, морковь, мыло и т.д. Потом из сумки достаются рисунки, игрушки или конкретные предметы с целью проверки правильности ответов. Взрослый меняет звук, и игра продолжается.
« Наоборотик »
Описание игры: взрослый произносит двухбуквенный открытый (или закрытый ) слог и предлагает ребёнку стать «наоборотиком», т. е. произнести слог, поменяв местами звуки, которые его составляют: ам – ма, су – ус и т. д.
«Какой звук потерялся?»
Описание игры: взрослый читает дошкольнику знакомые стихи. В каком-то из слов он не произносит первый звук. Ребёнок обнаруживает искажённые слова, произносит их правильно и указывает, какой звук потерялся.
Например: Наша Таня громко ..лачет ( потерялся звук П ).
«Назови своё слово»
Оборудование: мяч.
Описание игры: взрослый называет слово, начинающееся с твёрдого согласного звука, и бросает мяч ребёнку. Дошкольник ловит мяч и называет слово, которое начинается с парного мягкого согласного.
Например: кот-кит, майка-мячик.
«Собери слово»
Описание игры. Взрослый произносит все звуки слова: (а), (с), (т), (р), (а).
Дети узнают слово и называют его целиком. Тот, кто раньше назовёт слово, получает фишку. Побеждает ребёнок, набравший большее количество фишек.
«Фанты»
Описание игры. Взрослый называет разные слова, ребёнок хлопает в ладоши, если в слове есть заранее названный взрослым звук. Если он ошибается, платит фанты. Чтобы выкупить фант, необходимо выполнить задание фонетического характера: подсчитать количество слогов в слове, определить ударный слог, указать первый (последний) звук, последовательно назвать все звуки слова.
Подобные игры и упражнения служат профилактикой нарушений письменной речи в будущем. И помните, что гораздо проще предотвратить нарушения письма и чтения в дошкольном детстве, вовремя обратив внимания на патологии в развитии устной речи, чем исправлять дисграфические и дислексические ошибки в школе.
Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребёнка к школе
Консультация для родителей...
"Что такое речевая готовность ребёнка к школе?"
консультация для родителей подглтовительной группы...
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?...
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...