Звуковая культура речи
консультация по логопедии по теме
Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его кругозор, его возможности в познании действительности, тем активнее проходит его психическое развитие. Большое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.zvukovaya_kultura_rechi.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи
Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать с малышом еще до его появления на свет, что важно для будущего психического развития благополучия малыша. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш не в состоянии что-либо воспринять или понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.
К 6 месяцам под влиянием общения с взрослым у ребенка формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух (различение звуков речи): ааа-гуу, ба-ба-ба, да-да-да. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека. К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные слова: ляля, биби, коко.
Малыш не сразу может произносить слова взрослого языка. На протяжении всего дошкольного возраста он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи (вопросительную, утвердительную, восклицательную интонации, повышение и понижение голоса). Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении с взрослыми. Большое значение имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звучащим словом.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомиться с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со смысловой и фонетической или звуковой стороной речи (слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т.д.). В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, анализировать слоговой и звуковой состав, «слышать» ударение.
Такой путь в овладении звуковой стороной речи совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, взрослый должен своевременно приходить на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности.
Правильная речь стимулирует общее и психическое развитие ребенка, формирует способность общения с окружающим миром. И обеспечивает хорошее восприятие материала в школе. Правильная речь: неторопливая, четкая, плавная, выразительная, с правильным произношением звуков и слов. Состоит она из 2-х разделов:
- общие речевые навыки;
- правильное произношение.
Общие речевые навыки: неторопливый темп и ритм, четкая дикция, умение подавать тихий и громкий голос, модулировать его, правильное речевое дыхание, ударение, выразительность и правильное произнесение слов.
Развитие органов артикуляторного аппарата
Мы правильно произносим различные звуки, как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря подвижной и дифференцированной работе артикуляторного аппарата. Точность, сила, дифференцированность этих движений разрабатывается у ребенка постепенно в процессе речевой деятельности. Нарушения в строении артикуляторного аппарата являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения (например, короткая уздечка, толстый или малоподвижный язык, высокое или узкое небо, неправильный прикус и другие отклонения в строении артикуляторного аппарата). Вырабатывать движения органов артикуляторного аппарата помогает артикуляторная гимнастика. Упражнения артикуляторной гимнастики нельзя использовать произвольно. Следует предусматривать те движения, в результате которых образуются звуки, составляющие фонематическую систему языка.
Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня, спинки и кончика (передняя, средняя и задняя части). Наибольшей подвижностью обладает кончик и передняя часть языка.
Кончик языка может:
- опускаться за нижние зубы: звуки С, З, Ц;
- подниматься за верхние зубы: звуки Т, Д, Н;
- прижиматься к альвеолам: звук Л;
- дрожать под напором воздушной струи: звук Р.
Средняя часть наиболее ограничена в своих движения: она может только подниматься к твердому небу (при звуке Й и мягких согласных звуках).
Задняя часть языка может смыкаться к небом: звуки К, Г; или образовывать щель: звук Х.
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не выпускать в бок выходящую воздушную струю или опускаться и пропускать струю воздуха в бок: звук Л.
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, что важно для произнесения гласных звуков.
Мягкое небо может опускаться и подниматься. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки: М, Н. Если мягкое небо поднято, то закрывает носовой проход и выдыхаемая струя идет через рот.
Обычно нарушаются следующие группы звуков:
- свистящие - C, CЬ, З, ЗЬ, Ц
- шипящие - Ш, Ж, Ч, Щ
- сонорные - Р, Л, Й
- заднеязычные - К, Г, Х
Существует три формы нарушения звуков:
- искажение (межзубное произношение звуков, боковое, горловое и т.д.);
- отсутствие звука (ракета – акета);
- замена одного звука другим (рак - лак, мышка - мыска и т.д.).
Причина искажения звуков: недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Такие нарушения называются фонетическими (затруднена работа артикуляторного аппарата, при этом фонема не заменяется, а звучит искаженно)
Причина замены звуков: недостаточная сформированность или нарушение фонематического слуха (ребенок не слышит разницу между звуком и его заменителем). Такие нарушения называются фонематическими.
Чаще всего встречается смешенная форма нарушений: фонетико-фонематическая, когда одна группа звуков имеет замены, другая группа звуков искажается.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.
Ребенок должен:
- быть психически и соматически здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Необходимо помнить:
- Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его кругозор, его возможности в познании действительности, тем активнее проходит его психическое развитие.
- Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Большое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь ребенка формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе, к нарушению психологического равновесия.
- Речь взрослого является образцом речи ребенка. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...