Связная речь, как средство развития социализированной личности.
статья по логопедии по теме
Связная речь, как средство развития социализированной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед:
Путилова Екатерина Евгеньевна.
Связная речь, как средство развития социализированной личности.
Одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью.
После четырех лет начинается самый интересный этап в развитии вашего ребенка – этап бурного развития связной речи, а ведь это и есть главная цель нашей совместной деятельности – научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы и оценивать свои и чужие поступки. Ведь не за горами поступление в первый класс.
В речевых группах дошкольного учреждения речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.
Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность.
Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем речи.
Для связной речи важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому, необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношение с людьми, задерживает психическое развитие ребенка.Поэтому, очень важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Если ваш ребенок посещает д/с, то надо ли еще и дома устраивать какие-то занятия? Конечно, у родителей нет тех методических средств, которыми располагают профессионалы, но зато в распоряжении мам и пап столько удобных поводов для непосредственного влияния на речь ребенка!
Это и совместное просматривание детских передач по телевизору с обсуждением их содержания, и чтение перед сном любимых книжек, и прогулки в парке, и посещение детской библиотеки, и всевозможные поездки.
А что касается специальных занятий по развитию связной речи, то они тоже нужны.
Особо надо остановиться на характере взаимоотношений взрослого и ребенка. Отношение «ребенок – взрослый» можно разделить на два разнородных типа взаимоотношений:
- «ребенок – взрослый» как взрослый, то есть взрослый как представитель общества, носитель культурно-исторического достояния человечества, источник всего содержания психического развития;
- «ребенок – взрослый» как равный – участник совместной деятельности, равный партнер.
Общение ребенка со взрослым, как с равным, имеет решающее значение для развития общения со сверстниками. Если такого общения не происходит, ребенок не научится полноценно общаться с другими детьми, что скажется и на развитии его речи.
Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должны стать, конечно, вы уважаемые родители маленького оратора. Вовремя вставить какую-нибудь реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, да так, чтобы малыш не заметил, что вы его как-то поправили – вот далеко не полный перечень средств, которыми вы располагаете в процессе становления у вашего ребенка связной речи.
З.М. Истомина в своем исследовании, посвященном изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы и не ограничиваться только рассматриванием картинок и составлением рассказов по ним. Самые доступные речевые образцы – это собственные рассказы родителей. Дети обожают слушать о том, какие они были в младенчестве и раннем детстве, какие игрушки любили, как и когда начали говорить. Расскажите им о своем детстве, о ваших игрушках и увлечениях. И, конечно, главный источник прекрасных речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребенку книги: ни передача по телевизору, ни новейшие электронные игры. Лозунг «Любите книгу – источник знаний» в наше время опять должен быть поднят и услышан всеми, настолько существование наших детей за последние десять лет практически без детских книг сказывается на их умственном развитии и на развитии связной речи в частности.
Побольше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры на различные темы, причем давайте возможность малышу сказать как можно больше. Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника, дайте ему понять, что вам интересны его проблемы и увлечения. Ребенок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций,...
«Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники»
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильн...
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»
Речь- одна из центральных, важнейших психических функций, « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние...
Презентация "Развитие связной речи дошкольников средствами наглядного моделиования и мнемотехники."
Презентация раскрывает теоретические и методические аспекты развития связной речи дошкольников с помощью графических планов, схем. Даны основные понятия по данной теме. Презентация будет п...
Обобщение опыта по теме «Развитие связной речи по средствам дидактических игр в коррекционной работе».
«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» П.Ф.Каптерев ...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...