«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»
Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для педагогов по теме:
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»
Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что нередко ведёт к нарушению самосознания и самооценки ребёнка, отклонению в развитии личности ребёнка, что приводит к замкнутости, неуверенности в себе, негативизму, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.
Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и развития словаря, формирования грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
Известны два вида речи - диалогическая и монологическая, которые более приемлемы при проведении сюжетно-ролевой игры. Так форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждают к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, яркая интонационная выразительность, жест, мимика - основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным, строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Монологическая речь характеризуют развёрнутость, полнота, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряжённого внимания к содержанию речи и его словесному оформлению; при этом очень важно сохранять живость и непосредственность речи.
Содержание сюжетно-ролевых игр по восполнению пробелов в развитии связной речи направлено на активную работу по:
- Уточнению знаний имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- Дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении;
- Установлению связности и последовательности высказывания.
Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.
Сюжетно-ролевая игра- сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.
Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученные во время наблюдений, экскурсий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников
Консультация для педагогов по вопросам организации игровой деятельности старших дошкольников в целях речевого развития...
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников»
Речь- одна из центральных, важнейших психических функций, « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние...
Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников
В статье рассматривается сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи и социального развития дошкольников...
«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников»
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников...
Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.
Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....