Обобщение опыта по теме «Развитие связной речи по средствам дидактических игр в коррекционной работе».
материал на тему

Вестникова Мария Владимировна
«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» П.Ф.Каптерев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx199.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Звездочка»» городского округа город Шарья Костромской области.

Обобщение опыта по теме

«Развитие связной речи по средствам дидактических игр в коррекционной работе».

Составила:

Вестникова

Мария Владимировна

Воспитатель логопедической группы.

2015год.

Содержание.

1.        Вступление (теоретическое обоснование темы)

2.        Цель.

3.        Задачи.

4.        Условия.

5.        Выход на результат.

6.        Перспектива.

7.        Литература.

8.        Приложение.

 

«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»
П.Ф.Каптерев

                   

     

 Хорошая речь – важное условие  развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать  ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка
 .
 Гораздо успешнее  это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать  на все компоненты речи. В  игре ребенок получает возможность  обогащать и закреплять  словарь, формировать грамматические категории, развивать  связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать  словесное  творчество, развивать коммуникативные навыки. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и овладения правильным звукопроизношением. В своей работе я использую игры для речевого развития. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Таким образом, я определила для себя цель и задачи работы по теме: «Развитие связной речи по средствам дидактических игр в коррекционной работе».

Цель:

- развитие речи детей  в игровой деятельности.

   Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:

- формирование словаря;

- развитие звуковой культуры речи, связной речи;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие речи как средства общения.

 Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную работу по речевому  сопровождению детей через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми своей группы я обязательно использую игры.

  Так же проводится второй год два раза в месяц кружок по дидактическим играм «Любознайка»(Приложение № 1) кружок  посещало 7человек. Итоги мониторинга кружковой работы:

На начало учебного 2014года

На конец 2015 учебного года

Начало учебного 2015 года.            

Таким образом мы видим что на начало учебного года у детей присутствовал в основном низкий уровень,но к концу учебного года при системной работе уровень у большинства детей стал средним,а на начало учебного 2015года появляется и высокий уровень.Показания значительно улутшились. Планирую продолжать работу в и дальше.

Вывод.

   Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр.

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.В работе с родителями я использую консультации для родителей  где предложено много различных игр(Приложение №2)

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:

повышается   речевая  мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

обеспечивается психологический комфорт;

дети запоминают большое количество речевого материала;

активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

 Дидактические игры  универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и  интересно.

Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

   Я считаю, что выбранная мною тема достаточно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.

Приложение.№1

План работы кружка «Любознайка»

в старшей логопедической группе  «Радужка»

МБДОУ №11

 Воспитатель:

 Вестникова М.В.

2014-2015 уч. год

Время проведения кружка:

Количество

занятий

в месяц.

День недели.

Время.

Продолжительность.

Сентябрь

2 занятия

20-25мин.

Октябрь

2 занятия

20-25мин.

Ноябрь

2 занятия

20-25мин.

Декабрь

2занятия

20-25мин.

Январь

2 занятия

20-25мин.

Февраль

2 занятия

20-25мин.

Март

2 занятия

20-25мин.

Апрель

2занятия

20-25мин.

Май

2 занятия

20-25мин.

Список детей:

Пояснительная записка

Применение дидактических игр в развитии речи дошкольников с нарушениями речи в настоящее время стало одним из ведущих методов логопедической работы. В данном случае дидактическая игра может применяться не только в качестве структурного компонента занятия, но и в свободной деятельности детей, что усиливает результаты совместной деятельности воспитателей и педагогов-специалистов. Дидактическая игра выступает в роли инструмента психического и речевого развития ребенка и его социализации.

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Дидактическая игра не только способ развития ребенка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.

Основная цель: развитие всех компонентов речевой системы детей старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Задачи:

1.развитие навыков самостоятельной речевой деятельности;

2.развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы;

3.развитие творческих способностей детей;

4.развитие моторной активности;

5.совершенствование умений совместной и самостоятельной игры;

6. познание окружающего мира в игре.

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами.

Формы организации:

1.подгрупповая

2.индивидуальная


Содержание работы        

тема

цель

материал

Дата проведения

диагностика

Выявить знания детей в области развития речи посредством дидактического материала на начало года.

сентябрь

«Чудесный мешочек»

учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Тканевый мешочек, несколько предметов, мелкие игрушки.

октябрь

«Чудесный мешочек»

Закрепить знания детей узнавать предметы по характерным признакам

Тканевый мешочек, несколько предметов, мелкие игрушки.

«Кто больше увидит и назовёт»

 Учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки

кукла

ноябрь

«Кто больше увидит и назовёт»

 Закрепить умения детей обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

кукла

«Сорока»

 Учить соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг, кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

декабрь

«Сорока»

Закрепить умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг, кисть, веник, игрушка – птица Сорока. Иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг, кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

«Скажи, какой?»

Учить детей выделять признаки предмета.

Коробка, предметы для коробки

январь

«Скажи, какой?»

Закрепить умение детей выделять признак предмета

Коробка, предметы для коробки

«Разноцветный сундучок»

учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Шкатулка, предметные картинки по количеству детей

февраль

«Разноцветный сундучок»

Закрепить знания детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Шкатулка, предметные картинки по количеству детей

«Кто больше действий назовёт»

 Активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

март

«Кто больше действий назовёт»

Закрепить умение детей использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

«Почтальон принёс открытку»

 Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия

апрель

Закрепить знания детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия

«Буратино-путешественник»

Ориентироваться в значении глаголов.

Кукла Буратино.

май

диагностика

Выявить знания детей в области развития речи посредством дидактического материала на конец года.

Приложение №2

Консультация для родителей на тему:

«Предлагаю поиграть с ребёнком дома» 

Уважаемые родители!

Чтобы речь  ваших детей была правильной и грамотной рекомендую играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи.

"Закончи предложение"
(употребление сложноподчинённых предложений)
-Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
-Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
-бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
-Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
-Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
-Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
"Режим дня"
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
"Кому угощение?"
( употребление трудных форм существительных)
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
"Назови три слова"
(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Кто кем хочет стать?"
(употребление трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
"Зоопарк"
(развитие связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид;
2. Чем питается.
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
"Сравни предметы"
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".
Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".
Ребёнок: "У меня рабочий фартук".
Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".
Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".
Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".
Ребёнок: "А мой - красной лентой".
Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".
Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".
Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".
Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".
Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".
Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".
"Кто кем был или что чем было"
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
"Назови как можно больше предметов"
(активизация словаря, развитие внимания).
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дидактическая игра в жизни ребенка.

Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Дидактические игры, являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При этом родители должны знать, что игры, могут всегда реализовать поставленную цель, если они: будут подобраны в соответствии возможностями ребенка; будут подобраны с учетом того, чтобы основное содержание их отвечало обучающей цели занятия; будут служить дисциплинарным средством, воспитывать выдержку, терпение ребенка, (поскольку для детей с нарушением социально-эмоционального взаимодействия характерны легкая возбудимость, быстрая отвлекаемость, трудность сосредоточения внимания на главном). Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Интерес повышает роль, создает бодрое, радостное настроение, повышает эффективность усвоения материала и трудового усилия. Интерес облегчает преодоление трудностей, повышает темп работы, улучшает ее качество и во время проведения дидактических игр, резко повышает активность, инициативность даже обычно инертных, вялых детей, дисциплинирует самых трудных и неспокойных.

Включение в занятие дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к происходимому.

Дидактическая игра дает возможность решать различные учебные задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей с РДА. Дидактическая игра позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного учебного материала.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам.

Дидактические игры как метод обучения содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе».

Доклад об опыте работе. Может быть использован родителями при подготовке ребёнка к школе....

Обобщение опыта на тему «Обучение связной речи детей старшего возраста»

Развитие связной монологической речи детей является актуальной проблемой нашего общества и одна из главных образовательных задач в ДОУ.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускн...

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством включения в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр»

В статье представлен опыт развития, и формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством включения  в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр....

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи детей раннего возраста"

В презентации предоставлен опыт работы по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи  детей раннего возраста".(дидактические игры, структура занятия...)...

обобщение опыта по теме "Развитие связной речи в условиях ФГОС ДО"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым у...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"...