Природа России как коррекционно-развивающая среда
статья по логопедии по теме
Статья познакомит с причинами эффективного обогащения словаря через природу России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 941.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Все вы знаете, что в России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Стержнем его педагогической системы стала идея народности воспитания. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский утвердил принципы воспитывающего обучения и воспитания. Он говорил, что обучение должно строиться на основе принципа наглядности.
Проблемы нравственного воспитания представлены у К.Д. Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, а одним из главных методов развития ребенка педагог считал наблюдение в природе.
Наблюдения и экскурсии в природу формируют у детей целостное восприятие окружающего мира, значительно обогащают его чувственный опыт – учат его быть внимательным к любым изменениям. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем у ребенка с нарушением речи чувственную основу для слова, подготавливаем его к восприятию описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).
Удачное сочетание художественного слова и наблюдаемого природного объекта способствует лучшему усвоению нового понятия. Например,
Береза
У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зелены косицы.
(П. Воронько.)
или загадки:
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
Что это?
Эффективнее идет обогащение словаря, когда в данную работу мы включаем знакомство с природой России. Этот факт определен психологически:
- природа России – это то, что ребенок часто наблюдает в парке, в лесу, во дворе, видит в мультфильмах. Например, береза.
Ребенок не только видит ее, наблюдает в разное время года, но и трогает, вдыхает аромат. Значит, у него имеется чувственная основа для слова. Причем эта основа обогащается, что позволяет усвоить не только номинативный словарь, но и словарь антонимов, синонимов, понять эпитеты (белоствольная), метафоры (в белом сарафане)
и т.д.;
- какие-то моменты природы России знакомы ребенку: «То, что знакомо не вызывает напряжения, наоборот, оно комфортно и безопасно»
;
- о русской природе много песен, стихов, ее описание встречается в русских народных сказках. Здесь идет эмоциональное окрашивание слова. А то, что эмоционально, ребенок дошкольного возраста усваивает легко и прочно;
- образы русской природы заложены в генетической памяти и поэтому легче для усвоения и обозначения словаря.
Таким образом, природа России – это коррекционно-развивающая среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Коррекционно-развивающая среда в старшей речевой группе"
презентация с чётким зонированием коррекционных зон...
"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)
Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...
Развивающая зона "Умное окошко" как элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета
Аннотация: в статье описывается элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета - развивающая зона "Умное окошко", служащая для нестандартного размещения демонстрационного ма...
Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.
В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....
Современные подходы к созданию коррекционно-развивающей среды в ДОУ и дома Как грамотно сформировать развивающую среду:Десять принципов
Описание подробно о 10 принципах к созданию условий развивающей среды...
Предметно-развивающая среда в работе учителя-дефектолога, как фактор успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.
Информационный материал для учителей-дефектологов ДОУ....
Специфика коррекционно-развивающей образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям детей с ЗПР, требованиям безопасности и охраны здоровья
Организация жизнедеятельности детей с ЗПР во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развити...