Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Смирнова Ольга Владимировна

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_obsledovaniya_rebenka_s_onr_5_let_-.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол обследования

ребенка общего и речевого развития ребенка с ОНР 5-6 лет

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________________________________

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

____________________________________________________________________________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, сумбукозная щель) ___________________________________________________________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________________________________________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ___________

____________________________________________________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние ручной моторики:

Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук) ___________________________________________________________

Кинетическая основа движений («Игра на рояле» ведущей рукой) __________________________

(Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой) _______________________________________________

Навыки работы с карандашом (умение рисовать прямую, ломаную, замкнутую линии, человека) _______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Манипуляции с предметами (умение застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ______________________________________________________________________________

Состояние мимической мускулатуры:

Закрыть правый глаз, левый глаз __________________________________________________________________

Поднять, нахмурить брови __________________________________________________________________________

Надуть щеки, втянуть щеки _________________________________________________________________________

Наморщить нос ________________________________________________________________________________________

Артикуляционная моторика:

Нижней челюстью:

  • открыть и закрыть рот;
  • подвигать вправо-влево;

Губами:

  • «Улыбочка»;
  • «Трубочка»;
  • «Улыбочка-трубочка»;

Языком:

  • «Лопаточка»;
  • «Иголочка»;
  • «Лопаточка-иголочка»;
  • «Качели»;
  • «Часики»;
  • «Чашечка»;
  • «Вкусное варенье».

Мягким нёбом:

  • Широко открыть рот и зевнуть.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ

Состояние звукопроизношения:

а) гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

    позиция нарушения звука:

  • изолированно _________________________________________________________________________________;
  • в словах ________________________________________________________________________________________;
  • в предложениях _______________________________________________________________________________;

    характер нарушения звукопроизношения:

  • замена __________________________________________________________________________________________;
  • искажение _____________________________________________________________________________________;
  • смешение ______________________________________________________________________________________;
  • пропуск ________________________________________________________________________________________;

б) глухие и звонкие парные согласные [п-б], [в-ф], [д-т], [г-к] в твердом и мягком

     звучании;

     позиция нарушения звука:

  • изолированно _________________________________________________________________________________;
  • в словах ________________________________________________________________________________________;
  • в предложениях _______________________________________________________________________________;

     характер нарушения звукопроизношения:

  • замена __________________________________________________________________________________________;
  • искажение _____________________________________________________________________________________;
  • смешение ______________________________________________________________________________________;
  • пропуск ________________________________________________________________________________________;

в) свистящие, шипящие, аффрикаты [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]

    позиция нарушения звука:

  • изолированно _________________________________________________________________________________;
  • в словах ________________________________________________________________________________________;
  • в предложениях _______________________________________________________________________________;

     характер нарушения звукопроизношения:

  • замена __________________________________________________________________________________________;
  • искажение _____________________________________________________________________________________;
  • смешение ______________________________________________________________________________________;
  • пропуск ________________________________________________________________________________________;

г) сонорные [р], [р,], [л], [л,], [м], [м,], [н], [н,]

    позиция нарушения звука:

  • изолированно _________________________________________________________________________________;
  • в словах ________________________________________________________________________________________;
  • в предложениях _______________________________________________________________________________;

     характер нарушения звукопроизношения:

  • замена __________________________________________________________________________________________;
  • искажение _____________________________________________________________________________________;
  • смешение ______________________________________________________________________________________;
  • пропуск ________________________________________________________________________________________;

Состояние дыхательной и голосовой функции:

  • тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);
  • объем дыхания (достаточный, недостаточный);
  • продолжительность речевого вдоха ______________________________________________________;
  • сила голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);
  • модуляция голоса (модулированная, немодулированная).

Состояние просодических компонентов речи:

  • характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный);
  • характер ритма (нормальный, дисритмия);
  • паузация (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;
  • способность употреблять основные виды речевой и эмоциональной интонации: повествовательная, вопросительная, восклицательная.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Состояние фонематического восприятия:

  1. Различение оппозиционных звуков. Отраженное повторение цепочки слогов:

ба-па-ба                        па-ба-па

да-та-да                        та-да-та

га-ка-га                        ка-га-ка

та-тя-та                        тя-та-тя

са-за-са                        за-са-за

ша-жа-ша                        жа-ша-жа

  1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:

почка – бочка;

трава – дрова;

корка – горка;

сова – софа.

  1. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:

суп – зуб;

челка – щелка;

сайка – чайка;

галка – галька.

Состояние фонематического анализа и синтеза:

  1. Выделить звук вначале слова, который звучит дольше всех (логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук): астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.
  2. Выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.
  3. Выделить первый звук в слове: мост, банка, тапки, вода, дом, чайник, щетка.
  4. Определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.
  5. Определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.

Состояние звукослоговой структуры слов:

Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. Показываем картинку и называем соответствующее ей слово или предложение. Затем просим ребенка повторить это слово или предложение.

  1. Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.
  2. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

ИМПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Состояние пассивного словаря:

  1. Показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета: мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки; живот и шея мальчика, девочки; дом, крышу дома; окна и дверь дома, балкон и трубу на крыше дома; стул, ножки стула, спинка стула, сиденье стула; машину, колеса машины; кабину и кузов грузовика; собаку, уши собаки, глаза собаки; туловище и голову собаки.
  2. Показать на картинках предметы (словарь существительных – картинки с изображениями по лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы»): куклу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли, кресло, диван, шкаф, капусту, помидор, репку, яблоко, грушу, апельсин, петуха, гуся, утку.  
  3. Умение обобщать. Выбрать картинки по темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».
  4. Понимание глаголов. Показать на картинках конкретные действия:
  • девочка сидит, стоит, лежит, идет;
  • мальчик ест, пьет, читает, рисует;
  • летит, плывет, идет, прыгает, ползет.
  1. Понимание прилагательных. Показать на картинках определенные признаки предметов:
  • большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкая еда, кислая; круглый торт, квадратный;
  • круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, про что можно сказать «сладкое», «горькое», «холодное», «горячее».
  1. Понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.
  • Показать картинку «Собака бежит за мальчиком», а потом – картинку «Мальчик бежит за собакой»;
  • Ребенку предлагается ряд заданий и вопросов по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Показать. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».

Понимание различных форм словоизменения:

  1. Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных. Показать на картинках изображения предметов, животных: глаз – глаза; окно – окна; стул – стулья; лист – листья.
  2. Дифференциация предложно-падежных конструкций. Показать на картинках указанные изображения: цыпленка, стоящего в корытце, на корытце, у корытца, цыпленка, который прыгает со ступеньки, гонится за бабочкой, спрятался под крыльцом, ходит по крыльцу.
  3. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Показать на картинке изображения предметов: носок – носочек; чашку – чашечку; окно – окошечко.
  4. Дифференциация глаголов с различными приставками. Последовательно показать на картинках конкретные действия: птицу, которая вылетает из клетки; влетает в клетку.

Понимание отдельных предложений и связной речи:

  1. Понимание предложений. Показать картинку с конкретным изображением:
  • «Собака бежит за мальчиком»;
  • «Мальчик бежит за собакой».
  1. Понимание содержания знакомых сказок. Сначала выясняем, знакома ли ребенку сказка. Если ребенку сказка незнакома, сначала рассказываем ее с опорой на картинку и только после этого задаем по ней вопросы или просим показать картинки.

           «Колобок»:

  • «Кто испек Колобка?»;
  • «Из чего бабка испекла Колобка?»;
  • «Куда покатился Колобок?»;
  • «Кого первого встретил Колобок в лесу?»;
  • «Какую песенку спел Колобок зайчику?»;
  • «Кого он встретил потом?»;
  • «Почему Колобок сел лисе на нос?».

ЭКСПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Общая характеристика экспрессивной речи:

  1. Характер экспрессивной речи (понятная или нет, четкая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или нестойкие аграмматизмы, достаточно интонируемая или монотонная).
  2. Соответствует последовательность слов в предложении грамматической норме или отличается от нормы.

Состояние активного словаря:

Номинативный словарь.

  1. Вспомнить и назвать слова, обозначающие предметы соответствующих групп: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт».
  2. Узнать и назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов: нос, рот, шея, живот, грудь; рукав, воротник, пуговица; кабина машины.
  3. Назвать одним словом изображения нескольких предметов: мебели, овощей, фруктов, птиц.

Состояние предикативного словаря:

Ответить на вопросы:

  1.  «Кто как передвигается?» (без зрительной опоры) - (птицы летают, рыбы плавают, змея ползает, лягушка прыгает, человек ходит).

Состояние атрибутивного словаря:

  1. Рассмотреть на картинке разноцветные чашки, блюдца и носки. Назвать предмет и его цвет на картинке по показу: красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевую, розовую, голубую чашки.

Состояние грамматического строя речи:

  1. Способность образовывать форму множественного числа имен существительных – назвать пары картинок:
  • глаз – глаза;
  • рот – рты;
  • река – реки;
  • ухо – уши;
  • кольцо – кольца.
  1. Способность образовывать формы имен существительных в косвенных падежах – ответить на вопросы по картинкам:
  • «Что есть у мальчика?» (мяч);
  • «Чего нет у мальчика?» (мяча);
  • «Кому мальчик дает мяч?» (девочке);
  • «Что ты видишь на картинке?» (машину);
  • «Чем рисует девочка?» (карандашом);
  • «О ком думает мышка?» (о мышке).
  1. Способность образовывать существительные множественного числа в родительном падеже – ответить по картинкам на вопрос «Много чего?». Ребенок образует словосочетания:
  • шаров;
  • ключей;
  • берез;
  • ложек;
  • окон.
  1. Способность согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа – ответить по картинкам на вопрос «Что это?». Ребенок образует словосочетания:
  • оранжевый апельсин;
  • голубая бабочка;
  • белое блюдце.
  1. Способность употреблять предложно-падежные конструкции – ответить на вопросы по картинкам:
  • «Где сидит снегирь?» (на дереве);
  • «Где стоит машина?» (в гараже);
  • «У кого кукла?» (у девочки);
  • «Где стоит коза?» (за забором);
  • «Где едет машина?» (по дороге).
  1. Способность согласовывать имена числительные с именами существительными – сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?»:
  • Два мяча, пять мячей;
  • Две розы, пять роз;
  • Два окна, пять окон.

Состояние словообразования:

  1. Способность пользоваться суффиксальным способом словообразования – назвать по картинкам большой и маленький предметы. Образец «Большая кукла, а маленькая куколка». Ребенок образует по картинкам пары слов:
  • забор – заборчик;
  • носок – носочек;
  • лента – ленточка;
  • окно – окошечко.
  1. Способность образовывать названия детенышей животных – по образцу, без зрительной опоры, назвать детенышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом:
  • у кошки – котенок;
  • у зайца – зайчонок;
  • у волка – волчонок;
  • у белки – бельчонок;
  • у козы – козленок.

Состояние связной речи:

Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Ребенку задаются вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?»

Далее предлагаем ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец расскажи, что сварила Илюше мама».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта Н.В. Нищевой старший возраст

Речевая карта старший возраст к диагностической альбому Нищевой Н.В....

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст...

Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (5-6 лет).

Диагностический материал для анализа формирования знаний и умений детей 5 - 6 лет по НДПИ. Включает в себя игры, упражнения и критерии оценки знаний и работ детей по декаративно - прикладному искуству...

карта индивидуального развития ребенка старший возраст

карта индивидуального развития ребенка старший возраст...

Карта индивидуального развития воспитанника старшего возраста

Карта индивидуального развития воспитанника старшего возраста...

Технологическая карта занятия для детей старшего возраста по технологии деятельностного подхода "Ситуация" Л.Г. Петерсон "Мой край - моя малая Родина"

Технологическая карта занятия для детей старшего дошкольного возрастаПодготовила: воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада №31 Петрушева Инга АнатольевнаТема занятия:   «Мой край &nd...