ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ СДЕТЬМИ 3 – 4 ЛЕТ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ. «ОСЕНЬ В ЛЕСУ»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ СДЕТЬМИ 3 – 4 ЛЕТ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ.
«ОСЕНЬ В ЛЕСУ»
ЦЕЛЬ: преодоление просодических нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
ЗАДАЧИ
Коррекционно – образовательные:
- Уточнение, расширение и активизация словаря;
Коррекционно – развивающие:
- Развивать речевое дыхание, слуховое внимание, чувство ритма, музыкальный слух и зрительную память;
- Продолжать развивать координацию движений рук и ног, пространственную ориентацию;
- Формировать выработку чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- Способствовать развитию мимической выразительности.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать интерес к логоритмическим занятиям.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Образовательная область «Познание»
1. Продолжать расширять детский кругозор.
Образовательная область «Коммуникация»
1. Развивать все компоненты устной речи детей.
2. Развивать умение детей свободно общаться со взрослым и детьми.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
1. Воспитывать чуткость к художественному слову.
2.Приобщать детей к словесному искусству, художественному восприятию стихов про осень.
Образовательная область «Физкультура»
1. Развивать координацию речи с движениями, умение действовать в соответствии со словами текста.
Образовательная область «Здоровье»
1. Упражнять в развитии мимических мышц, дыхания.
2. Способствовать формированию правильной осанки, развитию общей и мелкой моторики, укреплению зрения .
3. Упражнять в умении снимать эмоциональное и физическое напряжение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. У детей активизируется словарь по данной лексической теме.
2. Понимают, как правильно координировать речь с движением.
3. Овладевают средствами устной речи и способами взаимодействия со взрослым и друг другом.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Обогащение словаря:
Осень, листопад, лесная поляна , боровик, мухомор.
Активизация словаря:
Солнышко, тучки, лес, листья, лето, грибы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Музыкальное оформление, осенние листья, экран, проектор, ноутбук, простые карандаши и трафареты по количеству детей, корзинки, бумажные грибы, гимнастические коврики и маракасы по количеству детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Организационная часть. ( слайд №1-2 « Осенний пейзаж в лесу» +музыка)
(Дети входят в зал под песню Шаинского «Если с другом вышел в путь», встают полукругом,)
Логопед:
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за другом повернитесь,
И за мной поторопитесь!
По дорожкам, по тропинкам,
В лес гулять пойдём.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.
(Дети поворачиваются друг за другом и идут за логопедом «змейкой», между осенними листьями, выполняя движения согласно текста )
II.Основная часть. (слайд №3- 4 «Осень, дорога, река, мостик» + музыка)
1.Динамическое упражнение "Мы шагаем друг за другом"
(на развитие координации движений рук, ног, пространственной ориентации )
(дети идут по залу змейкой вслед за логопедом под тихую музыку, выполняя движения согласно тексту)
Пойдём осенними дорожками,
Пусть листики шуршат под ножками (Обычная ходьба.)
На носочках мы пойдём,
Мостик быстро перейдём (Ходьба на носках.)
И по кочкам : прыг, прыг, прыг –
Перейдём мы речку вмиг! (Перепрыгивание через воображаемую преграду)
На полянку быстро вышли,
А вокруг грибы растут. (Разводим руки перед грудью)
Ноги будем поднимать
И не будем их топтать (Ходьба с высоким подниманием колена)
Слева друг и справа друг –
Образуем полукруг! (Образуют полукруг и встают лицом к экрану)
(Слайд – анимация №5 «Лесная поляна»)
ЛОГОПЕД
- Вот мы и пришли на лесную поляну. Посмотрите, как красиво вокруг!
- Ребята, скажите, какого цвета на деревьях листья? (Ответы детей: жёлтого, красного, оранжевого.)
- А какими они были летом? (зелёными)
- Как вы думаете, почему листики из зеленых превратились в разноцветные? (потому, что наступила осень и солнышко превратило листики в разноцветные).
- Солнышко очень любит играть и с листиками и с тучками на небе. Давайте и мы поиграем с солнышком!
2.Гимнастика для глаз "Вышло солнце из – за тучи". (дети стоят полукругом, лицом к экрану)
(Слайды №6 – 7 «Солнышко , тучки, лес и грибы»)
(по щелчку появляются сначала солнышко, затем лес, далее грибы от центра верх-низ-слева-справа)
Вышло солнце из – за тучи / смотрим в центр на солнышко
Обогрело лес дремучий , / обводим глазами круг
И в земле грибы проснулись, / смотрим в центр на грибы
Потянулись, встрепенулись / смотрим вверх – вниз
И давай расти, расти – / смотрим влево – вправо
Глаз от них не отвести / обводим глазами круг
Тучки попрятались, тучек не стало. /Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе во - всю засияло. /Поморгать глазами.
(по полу раскладываются бумажные грибы)
(Слайд №8 – 9 «яркое солнце – лес – грибы- музыка быстрая – музыка медленная)
3.Подвижная игра "Грибники". (дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят слова)
За грибами мы собрались,
Но в грибах не разбирались.
Что себе мы соберём?
Для ежа что запасём?
Это нам никто не скажет,
Только музыка подскажет.
(Под громкую музыку дети начинают собирать боровики «для себя», под тихую - листочки «для ежа» в обручи – «корзины». По окончании игры садятся на ковёр)
(игра проводится два раза)
(по окончании игры Слайд №10 «Поляна с опавшими листьями»)
4.Ритмическая игра «Падают листья» ( на развитие речевого дыхания сидя на ковре)
- Ребята, посмотрите, как много листьев уже опало и лежит у нас под ногами. Это ветер их сорвал с деревьев и бросил на землю. Давайте и мы тоже устроим листопад.
(Слайд -анимация №11 «листопад – летят разные осенние листья» )
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
(дети поднимают руки вверх и качают кистями рук из стороны в сторону, произносят: У– У – У… «листья дрожат на ветру»)
Руки роняем, вниз опускаем –
Ветер срывает листву.
(Постепенно опускаем руки вниз, с четким ритмичным произнесением звука: П – П – П ….
«листья падают на землю»)
(Слайд - №12 «листопад - летят большие кленовые листья» )
В воздухе листья кружатся: Пы – Пы – Пы …(упражнение «Фонарики»)
(Слайд -анимация №13 «Листопад - летят маленькие листья» )
(летят маленькие листочки: дети опускают руки быстрее, произнося: Пы – пы – пы…..)
Под ноги к деткам ложатся: П – П – П ….
(летят большие листья: дети постепенно, прерывисто опускают руки вниз, произнося: «П», «П», «П», «П»,…)
Ветер листья покружил: У– У – У…
(делаем круговые движения руками над головой и опускаем руки вниз)
И на землю опустил: П – П – П ….
Логопед: После нашего листопада на поляне появилось ещё больше листьев и все они такие красивые и разноцветные, как цветы. Так и хочется собрать их в букет. Давайте соберём осенний букет для мамы!
(Слайд №14 «Осенний букет» листья появляются по щелчку)
5. Пальчиковая игра "Осенний букет"..
(Хором.)
1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать: /соединяем попарно пальцы рук, начиная с большого)
Листья берёзы, листья рябины /Поочерёдно загибают пальцы на каждой руке.
Листики дуба, листья осины,
Листики клена мы соберем –
Маме осенний букет принесём! / хлопаем в ладоши
Красный листик, желтый листик… /сжимаем – разжимаем пальчики в кулачки
Красный листик, желтый листик… /сжимаем – разжимаем пальчики в кулачки
Один, два, три, четыре, пять! /Поочерёдно загибают пальцы на руках.
Сколько листиков собрали? /Протягивают вперёд ладошки.
Пять! /Поднимают вверх одну руку , широко раздвинув пальцы.
(дети встают на ноги )
(слайд -анимация №15 «листопад – летят разные осенние листья» )
Логопед: Ребята, посмотрите, ветерок стал сильнее и снова закружил листья в танце листопада. Давайте и мы с вами потанцуем вместе листиками и заодно споем песню про осень.
6.Танец с листьями под песню «Осень» (дети поют песню и танцуют)
Осень, осень – дождик льет,
Погулять нам не даёт.
Осень, осень – листопад,
Листья кружатся, летят.
Кап – кап – кап стучит в окно
Непоседа дождик
Мы возьмём с собой гулять
Разноцветный зонтик.
7.Ритмическое упражнение "Капли".
(слайд №16 – 17 «Дождь» + тихое музыкальное сопровождение «шум дождя»)
Логопед: Капля – раз! Капля – два! /шумовой «оркестр»
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой! /машем рукой
Побежим скорей домой! /Дети убегают и садятся на стульчики
III. Заключительная часть.
Логопед: вот и закончилась наша прогулка в осенний лес. Мы снова в детском саду. Наши ножки устали от дальней дороги. Давайте немного отдохнём! Возьмите гимнастические коврики и ложитесь на них поудобнее. Закройте глаза и послушайте, как за окном шумит дождь.
Релаксация (Слайд №18 – 19 «открытое окно + музыка»)
(дети ложатся на ковёр и слушают тихую мелодию вальса из мультфильма «Анастасия»)
Устала что – то осень, Она ложится спать.
И приглашает деток немного полежать.
Слышите, как за окном шумит дождь?
Дождь весёлый, озорной,
В детский сад пришел со мной:
Дождевую тучку Я держу за ручку.
Тучки убежали, детки тихо встали.
Логопед: дождевые тучки оставили нам вот такие рисунки. Тучки просили, чтобы вы соединили каждую капельку, нарисованную на тучке с листиком, лежащим на земле. Тогда у вас получится самый настоящий осенний дождик.
(Дети садятся за столы и проводят карандашом на своих рисунках прямые линии от каждой капельки, нарисованной на тучке , до листочка на земле.)
Логопед:
- Молодцы, ребята! Вы нарисовали замечательный дождик. А тучку и листики вы раскрасите дома.
- Какого цвета вы раскрасите тучки? А листики?
- Скажите, вам понравилось наша сегодняшняя прогулка?
- А что больше всего вам запомнилось на прогулке?
- На этом наше занятие закончено.
Список литературы:
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М; АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319, с.: ил.- (Высшая школа).
- Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г.А.Волковой. - СПб.: КАРО,2005.- 176с.
- Барышникова С.М., Козлова Е.В.Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ// Логопед. 2006, №4, стр. 21.
- Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, стр.158.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие, творческий центр Сфера. - М.: 2003.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
логоритмическое занятие в средней логопедической группе | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.
Основные компоненты просодической стороны речи.
- речевое дыхание;
- темпо-ритмическая организация речи;
- интонация;
- голосовые модуляции (сила и высота голоса);
- тембр речи.
Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно:
- речевое дыхание чаще всего верхнеключичное;
- речевой выдох ослаблен;
- речь монотонна, маловыразительна;
- темп речи замедленный или ускоренный;
- ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
- голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
- голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
- тембр чаще низкий;
Для того, чтобы выявить степень сформированности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией, можно воспользоваться методиками Е.Ф Архиповой, которые подобраны с учетом онтогенетического принципа, структуры дефекта и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Воздействовать на формирование просодических компонентов речи предлагаю при помощи комплекса упражнений логопедической ритмики. Который, направлен на обучение и воспитание детей дошкольного возраста с дизартрией, посредством движения, слова и музыки, а так же на преодоление выделенных особенностей просодики у детей дошкольного возраста.
Логоритмические упражнения должны проводиться на разных этапах занятий: перед началом занятий, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, а также включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Эта работа не должна заканчиваться даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там эту работу продолжают родители, следуя рекомендациям логопеда.
Содержание занятия должно быть напрямую связано с изучаемой лексической темой, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.
Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе я использовала приемы, предложенные Бабиной Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой Л.Ф., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В., Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, я адаптировала приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.
Формирование просодической стороны речи целесообразно проводить в три этапа, ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
Этапы формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. 1 этап Подготовительный 2 этап Основной 3 этап Заключительный
1 этап Подготовительный
1. Работа над речевым дыханием.
2. Работа над голосом.
3. Формирование ритмической организации речи.
4. Формирование темповой организации речи.
2 этап Основной
1. Формирование общих представлений об интонации.
2. Знакомство с повествовательной интонацией.
3. Знакомство с вопросительной интонацией.
4. Знакомство с восклицательной интонацией.
5.Дифференциация интонационной структуры предложения.
3 этап Заключительный
1. Работа над интонацией повествовательного предложения.
2. Работа над интонацией вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационной структуры предложения.
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ СДЕТЬМИ 3 – 4 ЛЕТ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ.
«ОСЕНЬ В ЛЕСУ»
ЦЕЛЬ: преодоление просодических нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
ЗАДАЧИ
Коррекционно – образовательные:
- Уточнение, расширение и активизация словаря;
Коррекционно – развивающие:
- Развивать речевое дыхание, слуховое внимание, чувство ритма, музыкальный слух и зрительную память;
- Продолжать развивать координацию движений рук и ног, пространственную ориентацию;
- Формировать выработку чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- Способствовать развитию мимической выразительности.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать интерес к логоритмическим занятиям.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Образовательная область «Познание»
1. Продолжать расширять детский кругозор.
Образовательная область «Коммуникация»
1. Развивать все компоненты устной речи детей.
2. Развивать умение детей свободно общаться со взрослым и детьми.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
1. Воспитывать чуткость к художественному слову.
2.Приобщать детей к словесному искусству, художественному восприятию стихов про осень.
Образовательная область «Физкультура»
1. Развивать координацию речи с движениями, умение действовать в соответствии со словами текста.
Образовательная область «Здоровье»
1. Упражнять в развитии мимических мышц, дыхания.
2. Способствовать формированию правильной осанки, развитию общей и мелкой моторики, укреплению зрения .
3. Упражнять в умении снимать эмоциональное и физическое напряжение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. У детей активизируется словарь по данной лексической теме.
2. Понимают, как правильно координировать речь с движением.
3. Овладевают средствами устной речи и способами взаимодействия со взрослым и друг другом.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Обогащение словаря:
Осень, листопад, лесная поляна , боровик, мухомор.
Активизация словаря:
Солнышко, тучки, лес, листья, лето, грибы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Музыкальное оформление, осенние листья, экран, проектор, ноутбук, простые карандаши и трафареты по количеству детей, корзинки, бумажные грибы, гимнастические коврики и маракасы по количеству детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Организационная часть. ( слайд №1-2 « Осенний пейзаж в лесу» +музыка)
(Дети входят в зал под песню Шаинского «Если с другом вышел в путь», встают полукругом,)
Логопед:
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за другом повернитесь,
И за мной поторопитесь!
По дорожкам, по тропинкам,
В лес гулять пойдём.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.
(Дети поворачиваются друг за другом и идут за логопедом «змейкой», между осенними листьями, выполняя движения согласно текста )
II.Основная часть. (слайд №3- 4 «Осень, дорога, река, мостик» + музыка)
1.Динамическое упражнение "Мы шагаем друг за другом"
(на развитие координации движений рук, ног, пространственной ориентации )
(дети идут по залу змейкой вслед за логопедом под тихую музыку, выполняя движения согласно тексту)
Пойдём осенними дорожками,
Пусть листики шуршат под ножками (Обычная ходьба.)
На носочках мы пойдём,
Мостик быстро перейдём (Ходьба на носках.)
И по кочкам : прыг, прыг, прыг –
Перейдём мы речку вмиг! (Перепрыгивание через воображаемую преграду)
На полянку быстро вышли,
А вокруг грибы растут. (Разводим руки перед грудью)
Ноги будем поднимать
И не будем их топтать (Ходьба с высоким подниманием колена)
Слева друг и справа друг –
Образуем полукруг! (Образуют полукруг и встают лицом к экрану)
(Слайд – анимация №5 «Лесная поляна»)
ЛОГОПЕД
- Вот мы и пришли на лесную поляну. Посмотрите, как красиво вокруг!
- Ребята, скажите, какого цвета на деревьях листья? (Ответы детей: жёлтого, красного, оранжевого.)
- А какими они были летом? (зелёными)
- Как вы думаете, почему листики из зеленых превратились в разноцветные? (потому, что наступила осень и солнышко превратило листики в разноцветные).
- Солнышко очень любит играть и с листиками и с тучками на небе. Давайте и мы поиграем с солнышком!
2.Гимнастика для глаз "Вышло солнце из – за тучи". (дети стоят полукругом, лицом к экрану)
(Слайды №6 – 7 «Солнышко , тучки, лес и грибы»)
(по щелчку появляются сначала солнышко, затем лес, далее грибы от центра верх-низ-слева-справа)
Вышло солнце из – за тучи / смотрим в центр на солнышко
Обогрело лес дремучий , / обводим глазами круг
И в земле грибы проснулись, / смотрим в центр на грибы
Потянулись, встрепенулись / смотрим вверх – вниз
И давай расти, расти – / смотрим влево – вправо
Глаз от них не отвести / обводим глазами круг
Тучки попрятались, тучек не стало. /Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе во - всю засияло. /Поморгать глазами.
(по полу раскладываются бумажные грибы)
(Слайд №8 – 9 «яркое солнце – лес – грибы- музыка быстрая – музыка медленная)
3.Подвижная игра "Грибники". (дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят слова)
За грибами мы собрались,
Но в грибах не разбирались.
Что себе мы соберём?
Для ежа что запасём?
Это нам никто не скажет,
Только музыка подскажет.
(Под громкую музыку дети начинают собирать боровики «для себя», под тихую - листочки «для ежа» в обручи – «корзины». По окончании игры садятся на ковёр)
(игра проводится два раза)
(по окончании игры Слайд №10 «Поляна с опавшими листьями»)
4.Ритмическая игра «Падают листья» ( на развитие речевого дыхания сидя на ковре)
- Ребята, посмотрите, как много листьев уже опало и лежит у нас под ногами. Это ветер их сорвал с деревьев и бросил на землю. Давайте и мы тоже устроим листопад.
(Слайд -анимация №11 «листопад – летят разные осенние листья» )
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
(дети поднимают руки вверх и качают кистями рук из стороны в сторону, произносят: У– У – У… «листья дрожат на ветру»)
Руки роняем, вниз опускаем –
Ветер срывает листву.
(Постепенно опускаем руки вниз, с четким ритмичным произнесением звука: П – П – П ….
«листья падают на землю»)
(Слайд - №12 «листопад - летят большие кленовые листья» )
В воздухе листья кружатся: Пы – Пы – Пы …(упражнение «Фонарики»)
(Слайд -анимация №13 «Листопад - летят маленькие листья» )
(летят маленькие листочки: дети опускают руки быстрее, произнося: Пы – пы – пы…..)
Под ноги к деткам ложатся: П – П – П ….
(летят большие листья: дети постепенно, прерывисто опускают руки вниз, произнося: «П», «П», «П», «П»,…)
Ветер листья покружил: У– У – У…
(делаем круговые движения руками над головой и опускаем руки вниз)
И на землю опустил: П – П – П ….
Логопед: После нашего листопада на поляне появилось ещё больше листьев и все они такие красивые и разноцветные, как цветы. Так и хочется собрать их в букет. Давайте соберём осенний букет для мамы!
(Слайд №14 «Осенний букет» листья появляются по щелчку)
5. Пальчиковая игра "Осенний букет"..
(Хором.)
1, 2, 3, 4, 5 – будем листья собирать: /соединяем попарно пальцы рук, начиная с большого)
Листья берёзы, листья рябины /Поочерёдно загибают пальцы на каждой руке.
Листики дуба, листья осины,
Листики клена мы соберем –
Маме осенний букет принесём! / хлопаем в ладоши
Красный листик, желтый листик… /сжимаем – разжимаем пальчики в кулачки
Красный листик, желтый листик… /сжимаем – разжимаем пальчики в кулачки
Один, два, три, четыре, пять! /Поочерёдно загибают пальцы на руках.
Сколько листиков собрали? /Протягивают вперёд ладошки.
Пять! /Поднимают вверх одну руку , широко раздвинув пальцы.
(дети встают на ноги )
(слайд -анимация №15 «листопад – летят разные осенние листья» )
Логопед: Ребята, посмотрите, ветерок стал сильнее и снова закружил листья в танце листопада. Давайте и мы с вами потанцуем вместе листиками и заодно споем песню про осень.
6.Танец с листьями под песню «Осень» (дети поют песню и танцуют)
Осень, осень – дождик льет,
Погулять нам не даёт.
Осень, осень – листопад,
Листья кружатся, летят.
Кап – кап – кап стучит в окно
Непоседа дождик
Мы возьмём с собой гулять
Разноцветный зонтик.
7.Ритмическое упражнение "Капли".
(слайд №16 – 17 «Дождь» + тихое музыкальное сопровождение «шум дождя»)
Логопед: Капля – раз! Капля – два! /шумовой «оркестр»
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой! /машем рукой
Побежим скорей домой! /Дети убегают и садятся на стульчики
III. Заключительная часть.
Логопед: вот и закончилась наша прогулка в осенний лес. Мы снова в детском саду. Наши ножки устали от дальней дороги. Давайте немного отдохнём! Возьмите гимнастические коврики и ложитесь на них поудобнее. Закройте глаза и послушайте, как за окном шумит дождь.
Релаксация (Слайд №18 – 19 «открытое окно + музыка»)
(дети ложатся на ковёр и слушают тихую мелодию вальса из мультфильма «Анастасия»)
Устала что – то осень, Она ложится спать.
И приглашает деток немного полежать.
Слышите, как за окном шумит дождь?
Дождь весёлый, озорной,
В детский сад пришел со мной:
Дождевую тучку Я держу за ручку.
Тучки убежали, детки тихо встали.
Логопед: дождевые тучки оставили нам вот такие рисунки. Тучки просили, чтобы вы соединили каждую капельку, нарисованную на тучке с листиком, лежащим на земле. Тогда у вас получится самый настоящий осенний дождик.
(Дети садятся за столы и проводят карандашом на своих рисунках прямые линии от каждой капельки, нарисованной на тучке , до листочка на земле.)
Логопед:
- Молодцы, ребята! Вы нарисовали замечательный дождик. А тучку и листики вы раскрасите дома.
- Какого цвета вы раскрасите тучки? А листики?
- Скажите, вам понравилось наша сегодняшняя прогулка?
- А что больше всего вам запомнилось на прогулке?
- На этом наше занятие закончено.
Список литературы:
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М; АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319, с.: ил.- (Высшая школа).
- Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г.А.Волковой. - СПб.: КАРО,2005.- 176с.
- Барышникова С.М., Козлова Е.В.Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ// Логопед. 2006, №4, стр. 21.
- Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, стр.158.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие, творческий центр Сфера. - М.: 2003.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 35 «Теремок» р. п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
подгруппового логоритмического занятия
с детьми со стертой формой дизартрии
в средней логопедической группе
(I-й год обучения)
Районное методическое объединение учителей – логопедов №2 «Система работы по преодолению фонетических компонентов речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии» 25.11.2013г.
Учитель-логопед
МАДОУ №35 «Теремок»
р.п.Приютово
Трофимова Наталья
Владимировна
2013год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата
1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...
Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции
Выпускная аттестационная работа Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...
Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии
Моя работа по Исследованию ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...
Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.
Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...
Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"
Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...
Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии
В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии...