«Развитие речи у детей с речевой патологией через экологическое воспитание».
статья по окружающему миру (старшая группа)
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. А так как одной из задач коррекционно-воспитательного воздействия является пополнение , уточнение и активизация словарного запаса детей, мы старались решить ее, используя окружающий нас мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_k_seminaru.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи у детей с речевой патологией через экологическое воспитание».
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Старший дошкольный возраст отличается большой любознательностью, в этом возрасте у детей активно формируются экологические представления .А так как экология--(по определению академика М.С.Гилярова) -это наука о взаимоотношении живых организмов между собой и с окружающей средой, мы решили использовать для развития речи у наших детей, в логопедической группе, экологическое воспитание. Под экологическим воспитанием я понимаю прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
А так как одной из задач коррекционно-воспитательного воздействия является пополнение , уточнение и активизация словарного запаса детей, мы старались решить ее, используя окружающий нас мир.
Окружающая среда-это непосредственный источник из которого ребёнок черпает свои первые впечатления.
Автоматизацию звуков тоже стараюсь проводить с учётом экологического воспитания. Например, рассматривая картинку с изображением дятла, отмечаю особенности этой птицы: красная шапочка на голове, крепкий, длинный клюв, дятел - лесной доктор . птица- зимующая и пр.Здесь же использую игру ''Дятел'', когда вся подгруппа детей произносит:
Дятел дерево долбит,
Дятел клювом дуб долбит.
На вес лес он стучит.
А ребенок, изображающий дятла, говорит : ''д-д-д'' и бьет кулачком о кулачок. Так закрепляется произношение изолированного звука ''д''.
Однажды на занятии показала детям картинку курица с цыплятами. Конечно мы с ребятами рассмотрели и маму и ее деток, отметили, что цыплята маленькие, пушистые, пугливые и пр.
И сразу же дети вспомнили и прочитали стихотворение, которое мы разучили для закрепления звука ''ц''.
Забрели к нам в детский сад
Двенадцать маленьких цыплят,
Привела их с улицы
Беленькая курица.
Миленькая курица,
Ты забыла улицу.
Это детский сад,
Но не для цыплят.
Наши дети с удовольствием работают на огороде детского сада, ухаживают за овощами, собирают урожай. при этом расширяются знания детей, пополняется их словарный запас. При этом можно закреплять и звуки ранее поставленные детям. Так собирая щавель для борща на обед, мы закрепляли звук ''щ'', читая потешку:
Ты нас, мама, не ищи -
Щиплем мы щавель на щи.
В роще травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
С наступлением зимы очень хорошо используя стихи, потешки, загадки, закреплять произношение звуков.
С, с'
Сыпься, сыпься,
Снег, снег,
Посыпай всех, всех!
Стою и снежинки в руку ловлю
Я зиму , и снег и снежинки люблю
Но где же снежинки? В ладошке вода
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Л, л'
Все бело, бело, бело
Много снегу намело,
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки!
Когда после оттепели подморозило, подмечаем это явление - гололедица, закрепляя звук ''ц'':
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается,
Почему ни кто не радуется?
Ребятам очень нравится слушать стихи русских поэтов о природе. Осенью стихи Ф.Н.Тютчева ''Есть в осени первоначальной'', П.Н.Плещеева ''Осень наступила'', А.С.Пушкина''Унылая пора, очей очарованье'', ''Уж небо осенью дышало'', С.А.Есенина ''Нивы сжаты, рощи полы''.
Слушая, дети определяют, когда это бывает: в начале, середине или конце сезона, стараются повторить некоторые строки. Таким образом мы учим детей видеть прекрасное вокруг нас, пополняем их словарный запас красивыми эпитетами, определениями.
Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке, как по предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой. Диалог по картине способствует закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы, пополнению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию памяти, внимания, совершенствованию словесной стороны речи, приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами, развитию понимания смысла и содержания картин, формированию объяснительной, доказательной речи и пр.
В ходе диалогов по картине воспитатель может проводить систематический контроль за постановкой звуков и грамматической правильностью речи детей, навыками звукового анализа и синтеза. Кроме этого, использование диалогов по знакомой картинке способствует не только речевому, но так же социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы. Беседа представляет ему возможность реализовать свои знания и представления об окружающим путем высказывания собственного мнения. Например, при рассматривании картины с зимним пейзажем, детям можно задать следующие вопросы:
- Какое время года изобразил художник? Почему вы так считаете?
- Какого цвета больше всего на картинке? Почему больше всего белого?
- Как можно назвать погоду, когда идет снег?
- Какие слова - родственники слова ''снег'' вы можете назвать?
- Кому может быть плохо в снежную, холодную зиму?
- Почему птицам зимой голодно?
Большое внимание уделяем наблюдениям за окружающим на прогулке. Спрашиваем детей , какое небо?, какой снег на участке?, какие листья лежат на земле?. Мы стараемся побудить детей слушать и слышать взрослых, задавая вопросы типа: Кто придумает больше слов о зиме? Кто сможет рассказать о кошке гуляющей на участке? Кто больше назовёт зимующих или перелётных птиц(деревьев, цветов и т. д.)
На прогулках дети отмечают всё прекрасное, что они видят вокруг и стараются выразить с помощью логопеда своё впечатление словами
Берёзка стройная, белоствольная, кудрявая.
Ёлочка пушистая , колючая. Зелёная.
Кошка пушистая, ласковая, красивая.
Осень золотая, яркая. тёплая.
Рассматривая листья с разных деревьев, называем их: кленовый, берёзовый, дубовый, осиный. Совершая экскурсию по территории детского сада закрепляем родительный падеж множественного числа: «На поляне растут две осины, а там не осин», У нас на участке растут крепкие тополя, а на другом участке нет тополей» и т. д. Так же дети упражняются в подборе родственных слов: осиновый листок, пушистая лиственница, осенний листопад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией
Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...
"Развитие речи у детей с речевой патологией через экологическое воспитание"
Из опыта работы (статья)....
Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"
Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"...
ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Над этой темой мы работали совместно с моей коллегой, воспитателем группыкомпенсирующей направленности для детей с ТНР Братских Натальей Адольфовной....
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через экологическое воспитание.
Влияние экологического воспитания на развитие речи детей дошкольного возраста....
Развитие интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией средствами театрализованной деятельности.
В своей работе я использую имаготерапию как средство развития интонационной выразительности речи.Для этого на основе методики Л. В. Лопатиной я разработала свою систему работы «Развитие ин...