«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
методическая разработка
Дорогие родители!
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
Дорогие родители!
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Ладушки – самая популярная игра в ладони
Ла-душ-ки! Ла-душ-ки! | На первый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма). На два других слога партнёры хлопают в ладоши. Повтор движений рук. |
Где были? | Партнёры разводят в стороны ладони рук, «удивляются». |
У ба-буш-ки! Что е-ли? | На каждый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма). |
Каш-ку. | При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши. |
Что пи-ли? | На каждый слог раскрытые ладони партнёров вновь соприкасаются (отбивка ритма). |
Браж-ку! | При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши. |
Варианты игры «Ладушки»
Частично меняем речевое сопровождение
Каш-ку. В го-лу-бой чаш-ке! | На каждый слог последних слов раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма). |
Каш-ку. В го-лу-бой чаш-ке! Мас-лом по-ли-ва-ли! Мё-да под-бав-ля-ли! | На первый слог партнёры хлопают в свои ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно. |
| Каждый партнёр в такт первому слову совершает хлопки ладонями слева от себя (у левого уха), а в такт второму слову – справа от себя. Голова чуть наклоняется в сторону движения рук. |
| На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно. |
Курочка – рябушечка
Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка, Ку-да и-дёшь? | Слова произносит взрослый, ребёнок вторит ему по своему желанию. На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же. |
На по-люш-ко. | Инициатива произнесения ответных слов принадлежит ребёнку. При произнесении каждого слога партнёры хлопают в ладоши. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же. |
Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка, За чем и-дёшь? | Вопрос произносит взрослый. |
За зёр-ныш-ком. | Отвечает ребёнок. |
Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка, Ко-му не-сёшь? | Вопрос произносит взрослый. |
Цы-пля-точ-кам. | Отвечает ребёнок. |
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.
Игры со счётными палочками
"Мышка" – выкладывание из палочек.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
"Хрум, хрум" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
«Мышки»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):
Методические рекомендации: "Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам
- указательный, средний, безымянный (в центре средний);
- средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный);
- большой, указательный, средний (в центре указательный).
«Ёлка из лесу пришла»
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".
I-й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.
II-й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.
Елочка зеленая
выросла в лесу.
Елочку на праздник
я домой несу.
Как у нашей елки
колючие иголки,
Ветки – лапы называются,
дети удивляются!
Кроме игр со счётными палочками, существуют и различная пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Пальчиковая гимнастика
- Готовит малыша к счёту;
- В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше сформировать межполушарное взаимодействие;
- В третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево»;
- В четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координировать его в пространстве.
«Капуста»
Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завершается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту жмём, жмём.
«Ёжик колкий»
Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.
(Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)
Вот они, вот они.
(Поднимаем и опускаем пальцы.)
Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.
(Оставляем пальцы поднятыми.)
Вот так, вот так.
(Опускаем пальцы.)
«Перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены - «перчатка». Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
Список изученной литературы:
- Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. От трёх до семи лет. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Титова Ю. Играть с ребёнком. Как?: развития внимания, мелкой моторики, крупной моторики у детей 1 – 5 лет\ Ю.Титова, О. Фролова, Л. Винникова. – М.: Эксмо, 2010.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями
консультация для родителей...
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"
Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья....
«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
Научно установленн, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
Консультация для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики рук в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР...