Семинар-практикум для педагогов "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
план-конспект
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И, наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА
г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Семинар-практикум для педагогов
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Подготовил:
Учиель-логопед
Мержиевская Ю.В.
Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».
Цель:
- Способствовать систематизации и обобщению имеющихся у педагогов знания о связной речи детей;
- Способствовать формированию представления о процессе порождения связного высказывания (с точки зрения психолингвистики);
- Способствовать приобретению педагогами опыта коллективной работы;
- Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Актуальность темы:
Наша речь — не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.
Одной из основных задач в области речевого развития дошкольников является развитие связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание. По сравнению с диалогом, монолог предполагает более полную форму изложения, содержит более сложные лексические и грамматические конструкции, требует заметных волевых и мыслительных усилий. Связная монологическая речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И, наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Основная часть.
Сопровождается презентацией.
Связная речь наиболее сложная форма речевой деятельности. Связная речь (или монологическое высказывание) предполагает единство смыслового и языкового плана.
С точки зрения смыслового плана текст характеризуется смысловой целостностью. В тексте каждое предложение вносит свою часть в общий смысл. Но это не сумма значений отдельных предложений.Значение текста – это новое смысловое образование.
С точки зрения языкового плана (внешнего оформления текста) текст характеризуется языковой связностью.
Таким образом, текст характеризуется смысловой и языковой сложностью.
В процессе порождения речи необходима сложная мыслительная и языковая деятельность.
Процесс порождения связного текста, прежде всего, включает:
- Анализ неречевой ситуации;
- Выделение главного, существенного в неречевой ситуации;
- Определение причинно-следственных, логических, пространственных, временных и других связей и отношений;
- Программирование будущего связного высказывания
- Определение плана, программы высказывания;
- Линеаризация последовательности смысловых звеньев.
При этом, по мере выделения каждого смыслового звена происходит перевод смыслового звена в языковую форму с учетом общего смысла и структуры текста.
Учитывая структуру текста, в работе по развитию связной речи необходимо учитывать два направления, которые тесно связаны между собой и развиваются па
- Развитие смысловой стороны текста;
- Развитие языкового оформления текста.
Развитие смысловой стороны текста
В процессе работы над смысловой стороной текста решаются следующие задачи:
- Развитие умения анализировать наглядную ситуацию, то есть,
- Выделять главное, существенное, основное и фоновое;
- Устанавливать отношения между действующими лицами и фрагментами ситуации;
- Развитие умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности, то есть, составлять программу связного текста;
- Развивать умение удерживать смысловую программу в процессе рассказывания (этой смысловой программе должен подчиняться весь текст, рассказ);
Развитие языкового оформления текста
В процессе работы над языковым оформлением текста решаются следующие задачи:
- Развитие умения оречевить (умение перевести в языковую форму) каждое смысловое звено;
- Развивать умение располагать предложения в определенной логической последовательности;
- Развивать умение связывать предложения в тексте, используя связующие элементы.
Практическая часть.
- Педагогам были выданы два варианта текста с нарушением смысловой стороны речи и с нарушением языкового оформления текста. Педагогам необходимо было определить нарушения, сравнивая нарушенный текст с образцом.
- Продемонстрировать виды работ (с применением наглядного и дидактического материалов), направленных на формирование смыслового программирования и развитие языкового оформления связного высказывания.
Семантическая структура связного высказывания.
В процессе работы по формированию связной речи необходимо учитывать характер текста, его семантическую структуру. Семантическая структура текста неоднородна и неодинакова. В связи с этим выделяют следующие виды текстов:
- Текст-повествование;
- Текст-описание;
- Текст-рассуждение.
Текст-повествование является наиболее простым текстом и появляется у детей раньше других, т.к. повествовательный текст выражает динамику, отображает изменение сюжета. Характер связи между предложениями – цепной. Одно из слов предыдущего предложения становится объектом следующего предложения.
Текст-описание имеет другую семантическую структуру. В нем связь происходит через один и тот же субъект. Характер смысловой связи – параллельный.
Текст-рассуждение имеет более сложную структуру, которая предполагает обобщение, умозаключение, рассуждение, наличие широких представлений и жизненного опыта. Поэтому в дошкольном возрасте возможно использование лишь элементов текстов-рассуждений.
Практическая часть.
- Педагогам были представлены несколько текстов. Необходимо было определить вид представленных текстов.
- Подобрать из художественной литературы тексты различных видов.
Последовательность работы по развитию связной речи у дошкольников.
В работе по развитию связной речи необходимо учитывать характер текста и степень самостоятельности связного высказывания (опору на наглядность). Особенно важна степень самостоятельности смыслового программирования текста.
Обобщая данные различных методических пособий, предлагаю примерную последовательность работы по формированию связной речи:
Для детей с низким уровнем речевого развития и дошкольников раннего возраста, то есть на начальном, пусковом этапе формирования связной речи, предлагаю ограничиться следующими видами рассказывания:
- Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию*.
- Составление рассказа по следам продемонстрированного действия**.
3.Пересказ рассказа с использованием магнитной доски***.
4. Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин.
5.Составление рассказа по серии сюжетных картин.
6.Пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины.
7.Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Для детей со средним уровнем речевого развития или дошкольников среднего возраста предлагается расширенная последовательность в видах рассказывания.
- Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
- Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.
- Составление рассказов по прослушанному тексту.
- Составление рассказов по одной сюжетной картине.
- Составление рассказов по памяти.
- Составление рассказов по схеме.
- Составление рассказов по символам.
- Составление рассказов по предметам и объектам.
- Составление рассказов по предметным картинкам.
- Составление рассказов по заданным словам.
Для детей с высоким уровнем речевого развития и дошкольников старшего возраста предлагаем наиболее полную разработку видов развития связной речи, данных в порядке возрастания сложности:
1. Повествовательные рассказы репродуктивного характера
(отображение событий в динамике, наличие сюжета с введением, основной частью и заключением; репродуктивность предполагает наличие образца рассказа):
- Воспроизведение рассказов, составленных по демонстрируемому действию (дети наблюдают за происходящими на их глазах событиями, а затем дополнительно слушают образец рассказа педагога).
- Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
- Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.
- Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде предметов и объектов.
- Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде предметных картинок.
- Пересказ рассказов с наглядной опорой в виде предметов-заменителей.
2. Повествовательные рассказы самостоятельного характера:
- Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
- Составление рассказов по серии сюжетных картин.
- Составление рассказов по одной сюжетной картине.
- Составление рассказов по предметам и объектам.
- Составление рассказов по предметным картинкам.
- Составление рассказов по предметам-заменителям.
- Составление рассказов по опорным словам.
- Описательные и сравнительные рассказы (характеристика предмета или явления, отображение его основных свойств и качеств в «статическом состоянии»).
- Рассказы-рассуждения (состоят из цепочки суждений по поводу исходного тезиса, то есть аргументов в его поддержку или отрицание, а также итогового умозаключения).
- Творческие рассказы (основанные на воображении):
- Составление рассказа с добавлением последующих событий.
- Составление рассказа с заменой объекта.
- Составление рассказа с заменой действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
- Составление рассказа с добавлением предмета (объекта).
- Составление рассказа с добавлением действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
- Составление рассказа с изменением результата действия.
- Составление рассказа со сменой времени действия.
* Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию
Наглядность представлена максимально - в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых последовательно на глазах зрителей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.
**Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
Наглядность и план рассказа те же, что на предыдущем этапе. Усложнение достигается за счет отсутствия речевого образца педагога. Рассказ дети составляют по его вопросам.
***Пересказ рассказа с использованием магнитной доски
В качестве наглядности детям предлагаются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими в рассказе действиями (прыгнул, отошел и пр.). Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.
Практическая часть.
Педагогам подготовить перспективный план (янвать-май) по развитию связной речи на своей группе с учетом индивидуальных особенностей детей, видов текста, используемой наглядности.
Список используемой литературы:
1.Ткаченко Т. А.
Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». - М.: Издательство «Ювента», 2008. - 24 с.
2.Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Под ред. Волковой Л.С.: М.: просвещение: Владос, 1995.
3.Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др., Под.ред.проф.Л.В.Лопатиной. – СПб., 2014.
4.Бойкова С.В.Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет).: СПб.: КАРО, 2007.
5.Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»
В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»...
Семинар- практикум в ДОУ "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники"
Семинар позволяет обобщить, распространить опыт работы ДОУ по применению приёмов мнемотехники, дать практические рекомендации молодым педагогам по развитию речи у дошкольников....
Семинар-практикум «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Цель семинара - практикума: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Система...
Семинар - практикум «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Методы и приемы формирования связной речи у дошкольников...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возмо...