Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Константинова Елена Геннадьевна

В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложен дидактический материал по всем направлениям работы, а также предложены памятки для педагогов по развитию выразительной речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_vyrazitelnaya_rech.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение  «Детский сад №390»

Семинар-практикум для воспитателей

«Формирование выразительной речи у детей  дошкольного возраста»

   проводится учителем –логопедом  Константиновой Еленой Геннадьевной    

Каждый педагог в своей возрастной группе сможет определить детей  с нарушениями речи не только в звуковом плане, но и в эмоциональном.

В настоящее время у большей половины дошкольников, посещающих детский сад, не сформирована выразительная речь.

У одних  -  речь тихая, маловыразительная, монотонная, у других – чрезмерно громкая, визгливая. У таких детей в первую очередь нарушены: приятность устной речи, внятность, четкость, нет гибкости голоса, с ними тяжело общаться, их речь малопонятна.

В чем причина? Формирование  правильной выразительной речи зависит от окружающей речевой среды, в которой воспитывается ребенок.

Большое значение имеет голос окружающих ребенка, которому он непроизвольно подражает (резкий, повышенный тон и наоборот монотонная,  маловыразительная речь). Если не работать над речью, то у таких детей будут проблемы в школе.

Перед нами стоит задача: сформировать у детей выразительную речь

Выразительная речь – это  сочетание силы, высоты голоса и просодических компонентов.

Работу  по формированию выразительной речи необходимо начинать  как можно раньше, с младшей группы

Работа над развитием  силы голоса

Педагогу необходимо определить силу голоса каждого ребенка.

 Если ребенок говорит слишком громко, крикливым и резким голосом , то прежде всего его надо успокоить и разъяснить, что он может испортить или потерять голос совсем, голос его неприятен для окружающих.

Для этого используют игры в тихую или шепотную речь.

Игры:   «Эхо» «Ауканье» «Телефон» «Наоборот» (антонимы)

 «Большие и маленькие» (я скажу тихо, а ты громко)

Цель: Обучать  говорить тихим спокойным голосом. Взрослый произносит слово громко, а ребенок – «эхо» тихо.

При очень тихом голосе следует вовлекать их в игры, в которых требуется  громкий голос.

Игры: «Эхо» «Ауканье» «Наоборот»

В этих играх ребенок ведущий, а педагог - «эхо»

Игра «Эхо»

Мы в лес пойдем, грибов наберем

Папу громко позовем: АУ, ПАПА! (маму, деда, бабу, брата,тетю, дядю…)

Ребенок, который говорит очень тихо, с ним необходимо разговаривать на большом расстоянии – незаметно для себя он будет усиливать свой голос. Расстояние является хорошим условным раздражителем силы голоса.

Упражнения:  Голос и движение

1.Дождик»-  постепенное нарастание звука.

2. «Кто лучше слышит» (педагог называет имена детей громко и тихо – дети идут одни вправо, другие – влево)

3. Шагать под бубен, проговаривая «топ-топ-топ»

- громкие удары – высоко поднимаем ноги

- удары потише – обычное поднимание ног

- тихие удары – слегка поднятие ног

Усиление и ослабление голоса

4. Пропевание гласных, с постепенным поднятием рук вверх:         А- А

5. Счет до 5 и обратно «Дни недели»

6. «Поезд приближается к станции» «Поезд отходит от станции»

«Поезд приближается к станции и отходит»

                           Работа над развитием высоты голоса

1. «Укачивание куклы» (повышение и понижение голоса при произнесении гласных )

2. Самолет – взлет- идет на посадку

3.Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ

Маленькие ножки бежали по дорожке – топ-топ-топ

4. Игра по сказке «Колобок» «Угадай, кто это говорит»

 Превратись в зайца, медведя, лису, волка и скажи «Колобок, колобок, я тебя съем! »

5. Игра «Вопрос - ответ» (диалог)

Дети делятся на 2 группы и произносят текст разным по высоте голосом.

Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким (стихи)

 6. Игры в кругу  «Водяной»    «Кукушка»  «Угадай, чей голосок»            

                     Работа над развитием просодики

Просодика – итонационно-выразительная окраска  речи

Просодические компоненты: тембр, сила голоса, ритм, длительность.

1.Назови ласково свое имя (называют ласковым нежным голосом)

2. Игра с использованием пиктограмм эмоций по стихам А. Барто

3.Игра-упражнение в разнообразном интонировании скороговорок

Щипцы и клещи – это папины вещи

Скороговорка читается от лица всех членов семьи по очереди с изменением тембра и силы голоса

До города дорога в горку.  А от города – с горки

- с разной силой голоса(тихо, громче, громко)

- с различными интонациями (весело, грустно, сердито, вопросительно)

- с контрастным произнесением 1-2 части скороговорки (начало медленно, конец – быстро; начало-тихо грустно, конец – громко, весело)

4. «Лесные певцы».

Однажды собрались на лесной поляне зайка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили  показать друг другу, как они хорошо умеют петь.

Лисонька запела: а – а – а.

Волк запел: у – у – у.

 Мишка: ы – ы – ы.

Белочка: и – и – и.

Ёжик: э – э – э.

    Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

Ожидаемый результат: Система работы по развитию выразительной речи у дошкольника дает положительный результат. У детей появляется желание выступать на праздниках, в театрализованных представлениях. Интонационная выразительность речи детей на праздниках радует как педагогов, так и родителей.

Памятка для педагогов

                                Работа над развитием  силы голоса

Если ребенок говорит слишком громко, крикливым и резким голосом используются  игры в тихую или шепотную речь.

Игры:   «Эхо» «Ауканье» «Телефон» «Наоборот» (антонимы)  «Большие и маленькие» ( я скажу громко, а ты тихо)

При очень тихом голосе используются  игры с громкой  речью.

Игры: «Эхо» «Ауканье» «Наоборот» «Большие и маленькие» (я скажу тихо, а ты громко)

Усиление и ослабление голоса

 Пропевание гласных, с постепенным поднятием руки  вверх:         А- А

« Счет до 5 и обратно»  «Дни недели»

                           Работа над развитием высоты голоса

 «Укачивание куклы» (повышение и понижение голоса при произнесении гласных )

«Самолет – взлет идет на посадку»  «Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ»

 Игры по сказке «Колобок»  «Теремок»:  «Угадай, кто это говорит»

 Превратись в зайца, медведя, лису, волка и скажи: «Колобок, колобок, я тебя съем! » «Кто-кто в теремочке живет?»

 Игра «Вопрос - ответ» (детские стихи)

Дети делятся на 2 группы и произносят текст по очереди  разным по высоте голосом.

Игры в кругу: «Водяной» «Кукушка» «Угадай, чей голосок»

Упражнения и игры по развитию силы голоса

1.Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо - громко):

                                                  оОооА   АААИ   ИИИ

2.Ослабление голоса (громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция)

                                                        У  УУУООООАААА

3.Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:

                                                        уууууууззззззз

5.Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:

  1. 23 45

6.Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса:

 543 2     1    

10. Название дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник – беззвучная артикуляция;

среда, четверг – шепот;

пятница, суббота – голосом средней силы;

воскресение – громко;

суббота, пятница – голосом средней силы;

четверг, среда – шепот;

вторник, понедельник – беззвучная артикуляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА: «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошколногот возраста"...

«Театрализованная деятельность как одно из условий формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Задачи :Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюд...

Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста через взаимодействие различных видов искусства

У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может ст...

Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на тему "Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум "Лепбук - как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Никто не может стать сыном своего народа, проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа"В. В. Зеньковский...

Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...

Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста

В данной статье я обращаюсь к развитию воображения. С помощью развития данного чувства у ребенка, мы можем говорить о серьезном подходе к выразительности и взращиванию в ребенке тяги к искусству....