Логопедическое занятие по теме: "В гости к Чиполлино"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Саликова Лилия Фуатовна

Целью занятия является развитие грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи 3го уровня речевого развития старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta_chipollino_2.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Логопедического занятия  по развитию лексико-грамматических категорий  в старшей группе для детей  с ОНР

Тема: «В гости к Чиполлино»

Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи у  детей  с ОНР III

Задачи : Обучающие):      

-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

-упражнять детей в образовании и употреблении в речи приставочных глаголов ( от глагола «шёл»);

-закрепить умение детей правильно употреблять в речи предлоги: на, под, в, за;

-упражнять детей  в образовании относительных прилагательных;

-закрепить умение детей употреблять существительные в нужной падежной форме:

1) в Родительном падеже;

2) в Дательном падеже;

3) в Винительном падеже;

4) в Творительном падеже.

-упражнять детей в согласовании  количественных числительных с существительным «лимончик»;

-закрепить умение детей подбирать слова  с противоположным значение («антонимы»);

-обогащение и закрепление словаря детей по темам: «Овощи» и «Фрукты»; закрепить умение детей классифицировать и различать эти понятия.

Развивающие задачи:

-развитие логического мышления детей при отгадывании загадок, при нахождении ответов на  проблемные вопросы;

-развитие внимания, памяти ;

-развитие мелкой моторики пальцев рук детей;

-развитие координации речи с движением при выполнении музыкально- ритмических упражнений.

Коррекционные задачи:

-развитие слухового внимания детей, умения чётко выполнять инструкцию логопеда; развитие фонематического слуха детей; коррекция грамматического строя детей с ОНР III.

Воспитательные задачи:

-воспитание чувства коллективизма, дружбы, сопереживания.

Оборудование:

1)-картинки с изображением крупных (родителей)  и мелких (детей)  овощей и фруктов в  виде сказочных героев :

лимон-лимончик                       баклажан-баклажанчик

апельсин-апельсинчик              тыква-тыквочка

банан-бананчик                          огурец-огуречик

яблоко-яблочко                         луковица-луковичка (луковка)

2)-изображения Огорода и Сада;

3)-сюжетная картинка  «Кто где?» с изображением шести Луковок  ( закрепление умения правильно  употреблять предлоги);            

4)-картинки: «Чиполлино с узелком», «Лес», «Муравейник», «Речка с перекинутым через неё мостом», «Домик» (образование  приставочных глаголов от глагола «шёл»);

6)- картинки с изображением героев сказки : Чиполлино, Морковки, Вишенки, Редисочки, Землянички, синьора-Помидора (употребление существительных в Творительном падеже);

5)-сюжетная картинка «Кто кому звонит?» (закрепление умения употреблять существительные в  Дательном падеже; развитие мелкой моторики пальцев рук);

7)-картинки шести солдат-лимончиков; (согласование количественных  числительных с существительным «лимончик»);

8,9)-предметные картинки :пирога, капусты, тыквы, картофеля, и  стакана с соком, яблока, апельсина, помидора, банана (закрепление умения образовывать относительные прилагательные);

10)-сюжетные картинки:  «Лиза чистит зубы», «Кошка ловит мышку», «Грузовик везёт арбузы», «Собака грызёт кость»(закрепление умения употреблять существительные в Винительном падеже).

-магнитная доска;

-записи  песен «Дождь пойдет по улице» (музыка В.Шаинского, слова С.Козлова); и  «Настоящий друг» (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского ).

Этап занятия.

Его продолжи-

тельность (мин.)

Задачи этапа

Методы,приемы,

формы,

используемые учителем – логопедом.

Деятельность учителя – логопеда.

Содержание работы

Деятельность детей, их предполагаемые ответы

Примечание

1.Вводно – организацион-ный (2мин.)

Привлечение направленного внимания детей. Сообщение цели занятия.

Педагог здоровается с детьми и предлагает отправиться в сказочное путешествие; загадывает загадку

-Загадку отгадаете – в сказку попадаете:

 «Он – приправа в каждом блюде

 и всегда полезен людям.

Угадали? Он ваш друг,

 Он – простой зеленый … (лук). Заставил плакать он сеньора. Сеньора злого, Помидора». Кто это?

-Тихо – тихо рядом сядем

Снова сказка к нам пришла. Здесь герои оживают,

Наступают чудеса.

Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом.

После отгадывания загадки («Чиполлино») дети садятся на стульчики.

После отгадывания загадки звучит «сказочная» музыка

2. Основной этап(20мин.)

1)Дидактическая игра «У кого кто?»

(3мин.)

Упражнения на различение овощей и фруктов; употребление существительн-ых с уменьшительно-ласкательным суффиксом; согласование существитель-

ных с прилагатель-ными в Род.падеже.

Учитель-логопед даёт инструкцию разложить картинки на две группы: овощи положить рядом с картинкой Огорода, а фрукты –рядом с картинкой Сада.

-Мы-в волшебном городе Фрутисе,где  растения, овощи и фрукты живые.У них тоже есть взрослые и дети. Давайте посмотрим у кого кто. Семьи фруктов живут на Фруктовой улице,а семьи овощей-на Овощной.

-«Маленький Лимончик-у большого Лимона;

Маленький Апельсинчик-у большого Апельсина;

Маленький Бананчик-у большого Банана;

Маленькое Яблочко-у большого Яблока;

Маленький Баклажанчик-у большого Баклажана;

Маленькая Тыквочка-у большой Тыквы;

Маленькая Луковка-у большой Луковицы;

Маленький Огуречик-у большого Огурца.»

Дети выходят по одному к доске, называют «семейства» овощей и фруктов в правильной грамматической форме и раскладывают картинки на две группы .

Всего отвечают 8 детей.

Остальные помогают при необходимости.

2)Дидактичес-кая игра «Кто где?»(3мин.)

Закрепление умения детей правильно употреблять предлоги «на», «за», «под», «в»; согласование числительных с существитель-ными

Педагог предлагает  посмотреть на картину и посчитать сколько у Чиполлино братишек и сестрёнок, и сказать , где они находятся.

-Давайте заглянем  в гости к Чиполлино . Как много у него  братьев и сестёр-маленьких луковок! Посчитайте их:

«Одна луковка, две луковки…шесть луковок!»

-Давайте скажем- где они: луковка под столом, луковка на полу, луковка в шкафу, луковка за окном, луковка на полу под столом.

Выходит один ребёнок и считает луковки, правильно согласовывая  колич-ые числительные со словом  «луковка». Затем  выходит другой ребёнок и говорит, кто где находится , правильно называя предлоги.

На доске выставляется  сюжетная картина с  изображением шести луковок-братишек и сестрёнок Чиполлино в разных частях комнаты.

3)Упражнение «Путешествие Чиполлино»

(2мин.)

Закрепление умения детей образовывать приставочные глаголы на примере глагола  «шёл»

Учитель-логопед рассказывает о путешествии Чиполлино,  выставляя на доске картинки в соответствии ходу действия:  «Чиполлино с узелком» ;  «Лес»; «Муравейник»; «Речка с перекинутым через неё мостиком»; «Домик Виноградинки».

-А Чиполлино дома нет. Он  из дома (что сделал?) ушёл, отправился путешествовать. Вот он по дороге шёл-шёл и к лесу подошёл. В лес (что сделал?) вошёл, и через лес пошёл. Шёл-шёл, увидел муравейник. Он к муравейнику (что сделал?) подошёл. Чиполлино  муравейник (что сделал?) обошёл и дальше пошёл. Увидел речку. К речке подошёл.  А через речку перекинут мостик. Чиполлино на мостик (что сделал?) взошёл, по мостику пошёл, с моста  сошёл и дальше пошёл. Так Чиполлино весь лес прошёл . Из леса он вышел, и дальше пошёл. На краю леса Чиполлино увидел домик, где жил его друг Виноградинка. Он к домику подошёл и, постучавшись, в дом вошёл.

Дети ,наблюдая за действиями логопеда, отвечают на её вопросы и  повторяют хором   все приставочные глаголы, образованные от слова «шёл».

4)Упражнение «С кем дружит Чиполлино?»

(2мин.)

Закрепить умение детей употреблять существительн-ые в Творительном падеже

Учитель-логопед выставляет на доске картинки с изображением героев сказки и предлагает детям отобрать только друзей Чиполлино.

-У Чиполлино много друзей. С кем дружит Чиполлино?

Чиполлино дружит с Морковкой

Чиполлино дружит с Вишенкой

Чиполлино дружит с Редиской

Чиполлино дружит с Земляничкой

Выходят по очереди четверо детей и выбирают из выставленных картинок героев сказки только друзей Чиполлино

5)Упражнение  «Чиполлино и сеньор-Помидор»

(2мин.)

Упражнять детей в употреблении слов с противополож-ным значением-антонимов.

Учитель-логопед выставляет на доске карт инки с изображением Чиполлино и сеньора-Помидора,и предлагает их сравнить.

-С сеньором-помидором Чиполлино не дружит. Почему?

-Потому что сеньор-Помидор злой, а Чиполлино (какой?)-добрый

Сеньор-Помидор плохой, а Чиполлино-хороший

Сеньор-Помидор-толстый, а Чиполлино-худой

Сеньор-Помидор-большой, а Чиполлино-маленький

У сеньора-Помидора мало друзей, а у Чиполлино-много друзей.

Дети хором называют слова-антонимы

1) Динамическая пауза (3мин.)

Развитие координации речи и  движения детей

под музыку

Учитель – логопед танцует вместе с детьми

-Больше всего жители  города любят, когда идет дождь и очень радуются. Давайте поиграем вместе с ними.

Дети встают со стульев, танцуют и поют, выполняя движения в соответствии с текстом песни.

Звучит песня «Дождь пойдет по улице», (музыка В.Шаинского, слова С.Козлова).

Упражнение «Кто кому звонит?» (3мин.)

Употребление существитель-ных в дательном падеже. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Учитель – логопед предлагает  узнать, кто кому звонит «распутав телефонные провода»-прочертив фломастером линии от одного собеседника у другому.

-В чудесном городе Фрутисе и телефоны работают. Давайте узнаем кто кому звонит.

-Чиполлино звонит папе

-Вишенка звонит Лимону

-Редисочка звонит банану

Выходят к доске по очереди трое детей и фломастером проводят линии по «телефонным проводам», проговаривая предложения.

Упражнение «Солдаты – Лимончики»

(2мин.)

Согласование количествен-ных числитель-ных с существитель-ными.

Учитель – логопед выставляет шесть картинок с изображением солдат принца Лимона и предлагает  пересчитать их.

-Ой, ребята, за Чиполлино гонятся солдаты – Лимончики . Вы поможете Чиполлино избавиться от солдат, если правильно пересчитаете их.

Выходят двое детей  к доске и считают:  

1 Лимончик,

2 Лимончика,

3 Лимончика,

4 Лимончика,

5 Лимончиков,

6 Лимончиков.

После пересчёта картинки убираются.

Упражнение «Составь предложение правильно»

(2мин.)

Употребление существитель-ных в Винительном падеже

Учитель –логопед предлагает исправить неправильную фразу Чиполлино, выставляя на доске сюжетные картинки по очереди .

-А теперь поможем Чиполлино сказать правильно – он из Италии и плохо знает русский язык.

- «Мышка ловит кошку». Так бывает?-Нет. Как сказать правильно?

«Зубы чистят Лизу.»

«Арбузы везут грузовик.»

«Кость грызет собаку.»

Дети отвечают хором, затем один ребёнок повторяет предложение.

«Кошка ловит мышку.»

«Лиза чистит зубы.»

«Грузовик везет арбузы.»

«Собака грызет кость.»

Упражнение «Какой пирог? Какой сок?»

(3мин.)

Закрепление умения детей образовывать относительные прилагатель-

Ные.

Педагог выставляет  слева на доске картинку пирога, а справа – картинку стакана с соком,и по очереди ставит  предметные картинки: капусты, картофеля, тыквы ; затем под картинкой стакана с соком- яблока, апельсина, банана, помидора.

-Жители города нам приготовили угощение – пироги и соки. Пироги испекли из разных начинок.

Из капусты – какой пирог?

Из картофеля -какой пирог?

Из тыквы –

-Сок из яблок – какой сок?

-Из апельсинов –

Из бананов –

Из помидоров –

-Вкусное угощение в городе Фрутисе!

-Капустный пирог

-Картофельный пирог

-Тыквенный пирог

-Яблочный сок

-Апельсиновый сок

-Банановый сок

-Томатный сок.

2)динамичес-кая пауза (3мин.)

Координация речи с движением ;

развитие мышления детей

Учитель –логопед задает детям проблемный вопрос

-Ребята,как вы думаете, почему Чиполлино победил сеньора – Помидора, принца – Лимона и солдат –Лимончиков?

-А вы умеете дружить? Что значит «дружить»?

-Давайте споем песню о дружбе

«У Чиполлино было много друзей»; …

«Помогать другу, если он попал в беду»…

Дети встают полукругом и под музыку поют песню и выполняют движения.

Звучит песня «Настоящий друг» (музыка  

В.Шаинского, слова М.Пляцковско-го).

Заключитель-ный этап

(1мин.)

Подводится итог занятия

-Ну что ж, наше сказочное путешествие закончилось и нам пора домой  - в детский сад. Попрощайтесь!

«До свидания!»- дети  под музыку выходят из музыкального зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. На тему: "В гости к мышке по осеннему лесу".

Цели изадачи:закреплять умения правильно произносить звуки в словах, чистоговорках;закреплять умения правильно согласовывать движения с речью....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: "В гостях у Снеговика"

Конспект  логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме: "В гостях у Снеговика"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «В гости к Чиполлино»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности подготовительной к школе группе Тема: «В гости к Чиполлино»...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «В гостях у Красной Шапочки. Автоматизация звука [р] в слогах и словах».

Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [р] с ребенком старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия на тему:"В гости к Деду Морозу" подготовительной группе для детей с ОНР

Цель занятия - развивать монологическую и диалогическую речь у детей....

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия по теме "В гостях у сказки"

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия по теме "В гостях у сказки"  раскрывает  этапы  и  виды деятельности детей и учителя-логопеда в ходе занятия, ...