Логопедическое занятие по теме: "В гости к Чиполлино"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Целью занятия является развитие грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи 3го уровня речевого развития старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekh_karta_chipollino_2.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «В гости к Чиполлино»
Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III
Задачи : Обучающие):
-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
-упражнять детей в образовании и употреблении в речи приставочных глаголов ( от глагола «шёл»);
-закрепить умение детей правильно употреблять в речи предлоги: на, под, в, за;
-упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
-закрепить умение детей употреблять существительные в нужной падежной форме:
1) в Родительном падеже;
2) в Дательном падеже;
3) в Винительном падеже;
4) в Творительном падеже.
-упражнять детей в согласовании количественных числительных с существительным «лимончик»;
-закрепить умение детей подбирать слова с противоположным значение («антонимы»);
-обогащение и закрепление словаря детей по темам: «Овощи» и «Фрукты»; закрепить умение детей классифицировать и различать эти понятия.
Развивающие задачи:
-развитие логического мышления детей при отгадывании загадок, при нахождении ответов на проблемные вопросы;
-развитие внимания, памяти ;
-развитие мелкой моторики пальцев рук детей;
-развитие координации речи с движением при выполнении музыкально- ритмических упражнений.
Коррекционные задачи:
-развитие слухового внимания детей, умения чётко выполнять инструкцию логопеда; развитие фонематического слуха детей; коррекция грамматического строя детей с ОНР III.
Воспитательные задачи:
-воспитание чувства коллективизма, дружбы, сопереживания.
Оборудование:
1)-картинки с изображением крупных (родителей) и мелких (детей) овощей и фруктов в виде сказочных героев :
лимон-лимончик баклажан-баклажанчик
апельсин-апельсинчик тыква-тыквочка
банан-бананчик огурец-огуречик
яблоко-яблочко луковица-луковичка (луковка)
2)-изображения Огорода и Сада;
3)-сюжетная картинка «Кто где?» с изображением шести Луковок ( закрепление умения правильно употреблять предлоги);
4)-картинки: «Чиполлино с узелком», «Лес», «Муравейник», «Речка с перекинутым через неё мостом», «Домик» (образование приставочных глаголов от глагола «шёл»);
6)- картинки с изображением героев сказки : Чиполлино, Морковки, Вишенки, Редисочки, Землянички, синьора-Помидора (употребление существительных в Творительном падеже);
5)-сюжетная картинка «Кто кому звонит?» (закрепление умения употреблять существительные в Дательном падеже; развитие мелкой моторики пальцев рук);
7)-картинки шести солдат-лимончиков; (согласование количественных числительных с существительным «лимончик»);
8,9)-предметные картинки :пирога, капусты, тыквы, картофеля, и стакана с соком, яблока, апельсина, помидора, банана (закрепление умения образовывать относительные прилагательные);
10)-сюжетные картинки: «Лиза чистит зубы», «Кошка ловит мышку», «Грузовик везёт арбузы», «Собака грызёт кость»(закрепление умения употреблять существительные в Винительном падеже).
-магнитная доска;
-записи песен «Дождь пойдет по улице» (музыка В.Шаинского, слова С.Козлова); и «Настоящий друг» (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского ).
Этап занятия. Его продолжи- тельность (мин.) | Задачи этапа | Методы,приемы, формы, используемые учителем – логопедом. Деятельность учителя – логопеда. | Содержание работы | Деятельность детей, их предполагаемые ответы | Примечание |
1.Вводно – организацион-ный (2мин.) | Привлечение направленного внимания детей. Сообщение цели занятия. | Педагог здоровается с детьми и предлагает отправиться в сказочное путешествие; загадывает загадку | -Загадку отгадаете – в сказку попадаете: «Он – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям. Угадали? Он ваш друг, Он – простой зеленый … (лук). Заставил плакать он сеньора. Сеньора злого, Помидора». Кто это? -Тихо – тихо рядом сядем Снова сказка к нам пришла. Здесь герои оживают, Наступают чудеса. | Дети под музыку входят в зал и становятся полукругом. После отгадывания загадки («Чиполлино») дети садятся на стульчики. | После отгадывания загадки звучит «сказочная» музыка |
2. Основной этап(20мин.) | |||||
1)Дидактическая игра «У кого кто?» (3мин.) | Упражнения на различение овощей и фруктов; употребление существительн-ых с уменьшительно-ласкательным суффиксом; согласование существитель- ных с прилагатель-ными в Род.падеже. | Учитель-логопед даёт инструкцию разложить картинки на две группы: овощи положить рядом с картинкой Огорода, а фрукты –рядом с картинкой Сада. | -Мы-в волшебном городе Фрутисе,где растения, овощи и фрукты живые.У них тоже есть взрослые и дети. Давайте посмотрим у кого кто. Семьи фруктов живут на Фруктовой улице,а семьи овощей-на Овощной. -«Маленький Лимончик-у большого Лимона; Маленький Апельсинчик-у большого Апельсина; Маленький Бананчик-у большого Банана; Маленькое Яблочко-у большого Яблока; Маленький Баклажанчик-у большого Баклажана; Маленькая Тыквочка-у большой Тыквы; Маленькая Луковка-у большой Луковицы; Маленький Огуречик-у большого Огурца.» | Дети выходят по одному к доске, называют «семейства» овощей и фруктов в правильной грамматической форме и раскладывают картинки на две группы . | Всего отвечают 8 детей. Остальные помогают при необходимости. |
2)Дидактичес-кая игра «Кто где?»(3мин.) | Закрепление умения детей правильно употреблять предлоги «на», «за», «под», «в»; согласование числительных с существитель-ными | Педагог предлагает посмотреть на картину и посчитать сколько у Чиполлино братишек и сестрёнок, и сказать , где они находятся. | -Давайте заглянем в гости к Чиполлино . Как много у него братьев и сестёр-маленьких луковок! Посчитайте их: «Одна луковка, две луковки…шесть луковок!» -Давайте скажем- где они: луковка под столом, луковка на полу, луковка в шкафу, луковка за окном, луковка на полу под столом. | Выходит один ребёнок и считает луковки, правильно согласовывая колич-ые числительные со словом «луковка». Затем выходит другой ребёнок и говорит, кто где находится , правильно называя предлоги. | На доске выставляется сюжетная картина с изображением шести луковок-братишек и сестрёнок Чиполлино в разных частях комнаты. |
3)Упражнение «Путешествие Чиполлино» (2мин.) | Закрепление умения детей образовывать приставочные глаголы на примере глагола «шёл» | Учитель-логопед рассказывает о путешествии Чиполлино, выставляя на доске картинки в соответствии ходу действия: «Чиполлино с узелком» ; «Лес»; «Муравейник»; «Речка с перекинутым через неё мостиком»; «Домик Виноградинки». | -А Чиполлино дома нет. Он из дома (что сделал?) ушёл, отправился путешествовать. Вот он по дороге шёл-шёл и к лесу подошёл. В лес (что сделал?) вошёл, и через лес пошёл. Шёл-шёл, увидел муравейник. Он к муравейнику (что сделал?) подошёл. Чиполлино муравейник (что сделал?) обошёл и дальше пошёл. Увидел речку. К речке подошёл. А через речку перекинут мостик. Чиполлино на мостик (что сделал?) взошёл, по мостику пошёл, с моста сошёл и дальше пошёл. Так Чиполлино весь лес прошёл . Из леса он вышел, и дальше пошёл. На краю леса Чиполлино увидел домик, где жил его друг Виноградинка. Он к домику подошёл и, постучавшись, в дом вошёл. | Дети ,наблюдая за действиями логопеда, отвечают на её вопросы и повторяют хором все приставочные глаголы, образованные от слова «шёл». | |
4)Упражнение «С кем дружит Чиполлино?» (2мин.) | Закрепить умение детей употреблять существительн-ые в Творительном падеже | Учитель-логопед выставляет на доске картинки с изображением героев сказки и предлагает детям отобрать только друзей Чиполлино. | -У Чиполлино много друзей. С кем дружит Чиполлино? Чиполлино дружит с Морковкой Чиполлино дружит с Вишенкой Чиполлино дружит с Редиской Чиполлино дружит с Земляничкой | Выходят по очереди четверо детей и выбирают из выставленных картинок героев сказки только друзей Чиполлино | |
5)Упражнение «Чиполлино и сеньор-Помидор» (2мин.) | Упражнять детей в употреблении слов с противополож-ным значением-антонимов. | Учитель-логопед выставляет на доске карт инки с изображением Чиполлино и сеньора-Помидора,и предлагает их сравнить. | -С сеньором-помидором Чиполлино не дружит. Почему? -Потому что сеньор-Помидор злой, а Чиполлино (какой?)-добрый Сеньор-Помидор плохой, а Чиполлино-хороший Сеньор-Помидор-толстый, а Чиполлино-худой Сеньор-Помидор-большой, а Чиполлино-маленький У сеньора-Помидора мало друзей, а у Чиполлино-много друзей. | Дети хором называют слова-антонимы | |
1) Динамическая пауза (3мин.) | Развитие координации речи и движения детей под музыку | Учитель – логопед танцует вместе с детьми | -Больше всего жители города любят, когда идет дождь и очень радуются. Давайте поиграем вместе с ними. | Дети встают со стульев, танцуют и поют, выполняя движения в соответствии с текстом песни. | Звучит песня «Дождь пойдет по улице», (музыка В.Шаинского, слова С.Козлова). |
Упражнение «Кто кому звонит?» (3мин.) | Употребление существитель-ных в дательном падеже. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Учитель – логопед предлагает узнать, кто кому звонит «распутав телефонные провода»-прочертив фломастером линии от одного собеседника у другому. | -В чудесном городе Фрутисе и телефоны работают. Давайте узнаем кто кому звонит. -Чиполлино звонит папе -Вишенка звонит Лимону -Редисочка звонит банану | Выходят к доске по очереди трое детей и фломастером проводят линии по «телефонным проводам», проговаривая предложения. | |
Упражнение «Солдаты – Лимончики» (2мин.) | Согласование количествен-ных числитель-ных с существитель-ными. | Учитель – логопед выставляет шесть картинок с изображением солдат принца Лимона и предлагает пересчитать их. | -Ой, ребята, за Чиполлино гонятся солдаты – Лимончики . Вы поможете Чиполлино избавиться от солдат, если правильно пересчитаете их. | Выходят двое детей к доске и считают: 1 Лимончик, 2 Лимончика, 3 Лимончика, 4 Лимончика, 5 Лимончиков, 6 Лимончиков. | После пересчёта картинки убираются. |
Упражнение «Составь предложение правильно» (2мин.) | Употребление существитель-ных в Винительном падеже | Учитель –логопед предлагает исправить неправильную фразу Чиполлино, выставляя на доске сюжетные картинки по очереди . | -А теперь поможем Чиполлино сказать правильно – он из Италии и плохо знает русский язык. - «Мышка ловит кошку». Так бывает?-Нет. Как сказать правильно? «Зубы чистят Лизу.» «Арбузы везут грузовик.» «Кость грызет собаку.» | Дети отвечают хором, затем один ребёнок повторяет предложение. «Кошка ловит мышку.» «Лиза чистит зубы.» «Грузовик везет арбузы.» «Собака грызет кость.» | |
Упражнение «Какой пирог? Какой сок?» (3мин.) | Закрепление умения детей образовывать относительные прилагатель- Ные. | Педагог выставляет слева на доске картинку пирога, а справа – картинку стакана с соком,и по очереди ставит предметные картинки: капусты, картофеля, тыквы ; затем под картинкой стакана с соком- яблока, апельсина, банана, помидора. | -Жители города нам приготовили угощение – пироги и соки. Пироги испекли из разных начинок. Из капусты – какой пирог? Из картофеля -какой пирог? Из тыквы – -Сок из яблок – какой сок? -Из апельсинов – Из бананов – Из помидоров – -Вкусное угощение в городе Фрутисе! | -Капустный пирог -Картофельный пирог -Тыквенный пирог -Яблочный сок -Апельсиновый сок -Банановый сок -Томатный сок. | |
2)динамичес-кая пауза (3мин.) | Координация речи с движением ; развитие мышления детей | Учитель –логопед задает детям проблемный вопрос | -Ребята,как вы думаете, почему Чиполлино победил сеньора – Помидора, принца – Лимона и солдат –Лимончиков? -А вы умеете дружить? Что значит «дружить»? -Давайте споем песню о дружбе | «У Чиполлино было много друзей»; … «Помогать другу, если он попал в беду»… Дети встают полукругом и под музыку поют песню и выполняют движения. | Звучит песня «Настоящий друг» (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковско-го). |
Заключитель-ный этап (1мин.) | Подводится итог занятия | -Ну что ж, наше сказочное путешествие закончилось и нам пора домой - в детский сад. Попрощайтесь! | «До свидания!»- дети под музыку выходят из музыкального зала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия. На тему: "В гости к мышке по осеннему лесу".
Цели изадачи:закреплять умения правильно произносить звуки в словах, чистоговорках;закреплять умения правильно согласовывать движения с речью....
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: "В гостях у Снеговика"
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по теме: "В гостях у Снеговика"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «В гости к Чиполлино»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности подготовительной к школе группе Тема: «В гости к Чиполлино»...
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «В гостях у Красной Шапочки. Автоматизация звука [р] в слогах и словах».
Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [р] с ребенком старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия на тему:"В гости к Деду Морозу" подготовительной группе для детей с ОНР
Цель занятия - развивать монологическую и диалогическую речь у детей....
Технологическая карта подгруппового логопедического занятия по теме "В гостях у сказки"
Технологическая карта подгруппового логопедического занятия по теме "В гостях у сказки" раскрывает этапы и виды деятельности детей и учителя-логопеда в ходе занятия, ...