Конспект логопедического занятия по коррекции ОНР в средней группе детского сада
Тема «Огород. Овощи».
Цель Проведение коррекционной работы, направленной на развитие неречевых и речевых процессов по лексической теме: «Овощи. Огород». Задачи: - Коррекционные неречевые: Развитие дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей и артикуляционной моторики.
- Коррекционные речевые: Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме «овощи» ( огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, средней, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).
- Педагогические: Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Натуральные овощи (целые и разрезанные на части), игрушечный грузовик, конверты с целыми и разрезанными предметными картинками с изображениями овощей , игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики — волк и слон, зеркало, лото «Один — много», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, наклейки. План занятия I Организационный момент. II Рассматривание овощей. Беседа. III Игра «Узнай овощ». IV Работа в тетради №1. V Упражнение «Урожай». VI Лото «Один — много». VII Артикуляционная гимнастика. VIII Разрезные картинки. IX Окончание занятия.
Ход занятия
|
|
|
|
Этапы и задачи
| Деятельность логопеда | Деятельность учащихся | Оборудование |
1.Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.]
| Логопед ввозит в кабинет большой игрушечный грузовик с овощами. Логопед читает стихотворение. В огороде нашем Нет редиски краше. Как сочна, красна, кругла, Не смотрите, что мала. Репка тоже удалась, Желтым солнышком зажглась. Ну а разве плох лучок, И ста одежках старичок? Ребята, посмотрите, что привез нам грузовик? Логопед. Откуда он их привез? Логопед. Где растут овощи? Логопед. Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи и говорить о них. | Дети встречают его, сидя полукругом на ковре.
Дети. Овощи. Дети. Из огорода. 1-й ребенок. В огороде. 2-й ребенок. На грядках. 3-й ребенок. В теплице. 4-й ребенок. В парнике. | Натуральные овощи (целые), игрушечный грузовик. |
2. Рассматривание овощей. Беседа. [Уточнение и расширение словаря. Развитие тактильных ощущений.] | Логопед достает из грузовика овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы. Логопед. Что это? (Показывает морковь.) Логопед. Какая она?
Логопед. Где она растет? Логопед. Что это? (Показывает помидор.) Логопед. Какой он?
Логопед. Где он растет? Логопед. Что это? (Показывает огурец.) Логопед. Какой он?
Логопед. Где он растет? Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе! |
1-й ребенок. Это морковка. Она длинная, красная, гладкая. В огороде, на грядке. 2-й ребенок. Это помидор. Он круглый, красный, мягкий. На грядке. В теплице. 3-й ребенок. Огурец. Зеленый, длинный, колючий. На грядке. В парнике. | Натуральные овощи (целые), игрушечный грузовик. |
3. Игра «Узнай овощ». [Воспитание правильного физиологического дыхания. Развитие глубокого вдоха.] | Логопед убирает овощи в грузовик и накрывает его тканью, чтобы он не отвлекал детей, достает блюдо с нарезанными овощами. Логопед. Мы рассмотрели овощи, а теперь давайте их понюхаем. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как нюхаю их я. Логопед показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно, медленно, без подъема плеч. Затем логопед очереди нюхает лук, чеснок, укроп. Логопед. А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи. Логопед завязывает глаза по очереди детям и предлагает нюхать овощи, следя за тем, чтобы они делали вдох правильно, без подъема плеч. Логопед. Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху! |
Дети по очереди нюхают ломтики огурца. Затем логопед и дети по очереди нюхают лук, чеснок, укроп и запоминают запахи.
Дети по очереди нюхают овощи и называют их.
| блюдо с нарезанными овощами. |
4. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.] | Логопед убирает блюдо с овощами, приглашает детей к столу. Дети садятся на свои места, логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами. Логопед. Вы рассмотрели и понюхали овощи, запомнили, как они выглядят и пахнут. Посмотрите, что нарисовано в тетради? Логопед. Правильно. Послушайте стихи про помидор и огурец, а потом раскрасьте их карандашами. Вот красавец помидор — Круглый, толстый, гладкий. Щеки докрасна натер И висит над грядкой. Вот зеленый огурец, Длинноусый молодец. Он от холода дрожит, Весь в пупырышках лежит. Логопед. Какой огурец получился? Логопед. А какой помидор? Логопед оценивает выполнение задания каждым ребенком. |
Дети. Помидор, огурец.
Дети обводят по контуру и раскрашивают помидор и огурец.
Дети. Зеленый огурец! Дети. Красный помидор
| тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами. |
5. Упражнение «Урожай». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Овощи».] | Логопед приглашает детей встать на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения. В огород пойдем, Урожай соберем. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. | Идут по кругу, взявшись за руки. «Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук. «Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой. «Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан. Рисуют в воздухе круг три раза. «Рвут»: приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками. Идут по кругу, взявшись за руки. |
|
6. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).] | Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер. Логопед. Вы немного отдохнули, подвигались. Теперь можно поиграть в лото. Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков. Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного овоща. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку, где много овощей. Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор — помидоры. Выполняйте. Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки. Логопед. Очень хорошо! Выберите наклейки и наклейте их на свои тетради. (Раскладывает перед детьми самоклеящиеся картинки.) |
Дети подбирают карточки. Дети показывают свои карточки и называют сначала один овощ, а затем много овощей. 1-й ребенок. Огурец — огурцы. 2-й ребенок. Кабачок — кабачки. 3-й ребенок. Боб — бобы. 4-й ребенок. Баклажан — баклажаны. Дети выбирают наклейки и приклеивают на свои тетради. | Лото «Один-много», наклейки. |
7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие общей артикуляционной моторики.] | Логопед приглашает детей к зеркалу и, пока они занимают места, убирает лото. Логопед. Сегодня к нам опять пришли маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок — «Трубочку». Давайте поиграем вот как: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку». Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гимнастику. |
Дети выполняют Упражнение «Улыбка — трубочка» 3—5раз. | игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики — волк и слон, зеркало. |
8. Разрезные картинки. [Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.] | Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им конверты, убирает игрушки. Логопед. Садитесь за стол. Достаньте из конвертов целые картинки. Посмотрите, какие красивые овощи на картинках. Назовите их. Логопед. Теперь достаньте такие же, но разрезанные на части картинки. Возьмите их и попробуйте собрать, чтобы овощи стали целыми. Логопед оказывает им необходимую помощь. В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3—4 части, иметь горизонтальный и вертикальный разрезы. | Дети вынимают картинки из своих конвертов, рассматривают, что на них изображено, и называют эти овощи. 1-й ребенок. Репка. 2-й ребенок. Свекла. 3-й ребенок. Редиска. 4-й ребенок. Лук. Дети выполняют задание. | конверты с целыми и разрезанными предметнымкартинками с изображениями овощей |
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
| Логопед просит детей убрать картинки в конверты, а затем предлагает им рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка. |
|
|