Доклад на тему "Паралингвистические средства общения"
учебно-методический материал по логопедии по теме
Доклад на тему "Паралингвистические средства общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_paralingvisticheskikh_sr.obr_.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» ДОКЛАД На тему: «Использование паралингвистических (невербальных) Средств общения в работе с детьми с нарушениями речи» г. Арзамас, 2011г. |
Паралингвистические или невербальные средства общения – это мимика, пантомимика, жест, интонация, поза.
У здоровых людей с нормальной речью паралингвистические средства обращения идут за словом. Они лишь подчеркивают мысль, выражаемую словами.
Интенсивность использования паралингвистических средств, сопутствующих речи, зависит от многих факторов, а именно: от национальности человека (итальянец), от профессиональной принадлежности (артист, учитель, дефектолог), а также в случае патологического развития.
При некоторых обстоятельствах мимико-жестовой речью пользуются люди с нормальным слухом, владеющие речью (когда один собеседник знаком с языком другого, в условиях сильного шума, или при разговоре с человеком, потерявшим слух).
Для людей, владеющих языком слов, мимика и жести являются своеобразным способом перевода вербальной речи. Для них мимико-жестовая речь – самостоятельная и очень примитивная форма общения и мышления.
Основной мимико-жестовой речи является система жестов, каждый из которых имеет свое значение. В ряде случаев значение жеста сходно со значением слов. Однако в большинстве случаев такого сходства нет. Так глагол «летит» изображается по-разному, в зависимости от того, сто летит (самолет, птица, пыль).
Вместе с тем один и тот же жест может обозначать предмет и действия (пила - пилить, топор - рубить, утюг - гладить и т.п.)
Общее число жестов неизмеримо меньше числа имеющихся в языке слов.
Нет жестов, обозначающих многие рядовые понятия (одежда, транспорт), близкие понятия не дифференцируются (огонь, костер, пожар). В жестах нет морфологического членения, они неизменяемы.
Мимика – движение мышц лица, выражение глаз, отражающие психические состояния, чувства человека. Условно отличают мимику непроизвольную, наблюдаемую в повседневной жизни человека и произвольную – как элемент актерского искусства.
Произвольной мимикой широко пользуются глухонемые в общении между собой.
Пантомима включает в себя также и позу, то есть определенное положение тела человека в пространстве.
Пантомима – вид театрального представления без слов, содержание которого раскрывается в изображаемых актерами действиях. Это так же способ изображения действий, событий, применяемый в общении с глухими детьми, не владеющими речью. Пантомима используется с самого раннего этапа общения и в качестве одного из приемов пояснения нового материала.
Мимика, пантомима восполняют и уточняют жест. Они не только выражают чувства, состояние, но и изменяют значение жеста.
Так один и тот же жест может означать и утверждение, и вопрос, и одобрение в зависимости от выражения лица.
И, наконец, интонация. Интонация в речи – это совокупность языковых средств, которые фонетически организуют речь, устанавливают между частями фразы смысловые отношения, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, выражают разные эмоции.
Фонетические средства интонации: распределение динамического (эскалаторного) ударения между словами, мелодика речи, паузы, темп, эмоциональные оттенки голосового тембра.
Паралингвистические средства общения занимают определенное место в процессе развития речи ребенка не только с ОВЗ, но и нормального.
Так в раннем возрасте общение является основной формой воспитательного и языкового воздействия. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка:
- эмоциональное общение;
- общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, движений, действий;
- речи взрослого и собственно речевое общение.
Эмоциональное общение – это первичные психические связи взрослого с ребенком. В основе его лежат разнообразные чувства положительного характера, которые выражаются при непосредственном контакте с ребенком.
Со второго полугодия 1-го года жизни возникает общение на основе понимания ребенком интонации, мимики, жестов, движений и действий взрослого.
По мере формирования зрительных и слуховых ориентировок, различения и узнавания разных предметов, малыш начинает выделять их из окружающего и связывать с определенными словами.
По мере взросления ребенка паралингвистические средства общения отходят на второй план, уступая место речи, но не исчезают совсем, становясь дополнением и оформлением речи.
Ребенок должен уметь правильно использовать средства выразительности, чтобы передавать в собственной речи различные чувства и переживания.
В логопедической практике невербальным средствам общения придается большое значение. Особенно это необходимо в работе со слабослышащими детьми, детьми, страдающими заиканием, ОНР, алалией и другими тяжелыми речевыми нарушениями.
Литература:
- И.Н. Горелов «Невербальные компоненты коммуникации» М.1980г.
- В. Биркинбил «Язык интонации, мимики, жестов». С.-П. 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
Доклад на тему: "Развитие речи, как средство общения детей"
Развитие речи детей подготовительной группы осуществляется в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Важнейшей предпосылкой для развития речи является организация обстановки в группе, в кото...
Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи
Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...
Доклад Тема “Дидактические игры как средство общения взрослых и детей»
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют предста...
Доклад на тему"Игра, как средство общения дошкольников с нарушением слуха и речи".
Игра- это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Сюжетно-ролевая игра – способ познания детьми с нарушением слуха и речи социальн...
Доклад "Развитие речи у детей как средство общения, начиная с раннего возраста"
Доклад "Развитие речи у детей как средство общения, начиная с раннего возраста"...
Доклад на тему: «Развитие речи как средство общения детей»
Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа....