Доклад на тему"Игра, как средство общения дошкольников с нарушением слуха и речи".
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Игра- это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Сюжетно-ролевая игра – способ познания детьми с нарушением слуха и речи социальной действительности. Игра способствует развитию личности ребёнка в целом, включая память, самостоятельность, воображение, творческой активности, инициативы, речи, эмоциональной сферы, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-igra.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30»

107076, Москва, Олений вал, 22.

Доклад

на тему

«Игра, как средство общения дошкольников с нарушением слуха и речи».

подготовил

воспитатель дошкольного отделения:

Воронина Ю.Б.

Москва

2017 год

Игра, как средство общения дошкольников.

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. (А.Н.Толстой)

Человек-социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Жизнь каждого нормального человека буквально пронизано контактами с другими людьми. Потребность в общении- одна из самых важных человеческих потребностей.

Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства- любовь, признание, понимание- рождаются близостью и связанностью с другими.

Ребёнок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. Очень важное значение для развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы нарушается социализация ребёнка, возникает задержка психического развития, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребёнка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

Игра- это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Игра приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для игры – игрушках, текстах, в которых записываются правила. Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Условно выделяются несколько классов игр:

- творческие (игры по инициативе друзей)

- дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами)

- народные (созданные народом)

- сюжетно-ролевые (с элементами труда, с элементами художественно- творческой деятельностью)

- театрализованная деятельность (режиссёрские, игры-драматизации)

- конструкторские.

Сюжетно-ролевая игра- первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра- любимый вид деятельности дошколят, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Формирование игровой деятельности должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Игра немыслима без речевого общения детей друг с другом. Даже играя в одиночку, многие дети сопровождают свои действия со словами, рассуждениями, вопросами, характерными для действия отображаемых персонажей.

Особенности формирования общения детей дошкольного возраста с нарушением слуха и речи.

В последние годы были определены особенности игр глухих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности ребёнка с нарушением слуха и речи. Так, например, было установлено, что такого ребёнка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка.

Основной мотив для развития старших дошкольников – ролевое общение в ходе согласованной деятельности друг с другом.

В ходе игры создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение бесед походу игры), для формирования механизмов обобщающей и регулирующей функции слова. Поэтому сюжетно-ролевые игры способствуют развитию речи глухих детей, которая вначале стоит еще на самой элементарной ступени констатации – обобщение словом предметов, их качеств, действий. По мере обучения речи дети овладевают значениями слов, у них меняются отношение к слову, появляется возможность понимать его настолько, что оно начинает определять собой действия детей. Сама игра толкает детей к овладению всё более сложными формами речи. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей, дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается речевое мышление. В условиях игры создаются такие ситуации, которые позволяют обогащать речевой запас детей и расширять значения слов. Играя с детьми, «педагог включает в игру новое слово, новое выражение, и благодаря игровому настроению и повторяемости, новый речевой материал оживает в ребёнке, становится его собственностью, ребёнок начинает его употреблять спонтанно».

Сюжетно-ролевая игра – способ познания детьми с нарушением слуха и речи социальной действительности. Игра способствует развитию личности ребёнка в целом, включая память, самостоятельность, воображение, творческой активности, инициативы, речи, эмоциональной сферы, мышления. Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение действительности (ребёнок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, решая задачи).

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития ребёнка с недостатками слухового восприятия и выполняет следующие задачи:

  1. Расширение знаний детей по выбранным темам, даются представления о функциональном назначении и сфере использования изучаемых объектов.
  2. Дети учатся отражению в играх труда взрослых людей, их взаимоотношений в процессе деятельности.
  3. Развитие в ходе игр словесного общения детей. Они учатся использовать ранее усвоенный словарь и развивать специфический, связанный с сюжетами игр.
  4. Развитие активности, самостоятельности, логического мышления, воображения, формирование познавательных интересов.
  5. Значение сюжетно-ролевой игры для развития речевого мышления как самого важного фактора развития личности детей с недостатками слухового восприятия.
  6. Создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активности и развития их речи.
  7. Игра влияет на развитие значений и функций слов.

Игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления. Но игры у детей с недостатком слуха нуждаются в повседневном руководстве, которое не должно сводиться лишь к регулированию отношений детей. Оно предусматривает обучение детей игровой деятельности, формированию у них творческого отношения к действительности, умения творчески отображать окружающий мир.

Для активации игры необходим подбор слов и словосочетаний.

Во-первых, это слова и словосочетания, которые необходимы для общения в связи с организацией игры, например: «будем играть», «кто хочет?», «ты кто?», «пожалуйста», «спасибо», «можно», «нельзя» и др. эта категория слов и словосочетаний усваивается детьми главным образом во время общения, в игре они лишь закрепляются, дети упражняются в их употреблении.

Во-вторых, это слова, обозначающие специфические для данной игры термины: «укол», «капли», «шприц», «пипетка», и т.д. в игре «У врача».

В-третьих, это слова и выражения, которые дети овладевают на занятиях по речи и которые в ходе игры уточняются, расширяются, углубляются и закрепляются. Например, названия цветов и оттенков, названия разных видов транспорта, частей помещения, посуды, одежды и т.д.

Играя, дети начинают постепенно использовать в игре предметы, переименовывая их, так коробок становится мылом, палочка- ложкой, ручка- градусником и т.д. такие переименования играют важную роль в развитии ребёнка, они помогают ему осмысливать знакомую функцию слова и практически овладеть им, как способом обобщения наблюдаемых предметов и явлений.

В игре дети учатся умению отвечать на вопросы: что каждый из них будет делать, знают ли они роли, свою и товарищей по игре. Для этого перед каждой игрой дети отвечают на такие вопросы: «Во что вы играете?» или «Во что вы будете играть?», «Ты кто?» - «Я продавец», «Что ты делаешь?» - «Я продаю», «Кто с тобой играет?» - «Оля и Ваня», «Кто Оля и Ваня?» - «Кассир и покупатель», «Что делает кассир?» - «Получает деньги» и т.д. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят жизнедеятельность взрослых людей и их взаимоотношения в таких играх, как «В автобусе», «У врача», «В магазине», «В гостях» и т.д.

Активацию речевого развития детей желательно проводить в сочетании игры и в различной полезной деятельности, например, экскурсии, поход в магазин и т.д.

Прежде чем проводить сюжетно-ролевую игру, большое внимание уделяется подвижным играм, которые являются хорошим способом организовать детский коллектив. При этом игра подбирается таким образом, чтобы правила и разговорная речь, которой необходимо было пользоваться в одной игре, повторялась в другой.

Игры желательно повторять для закрепления понятий слов, при этом в каждой последующей игре необходимо добавлять новые слова и использовать такте активизирующие элементы как удивление, интригу, любопытство, азарт и т.д.

Ссылки:

  1. infourok.ru
  2. https://xrefat.com/77/1598-3-vozmozhnosti-formirovaniya-deyatel-nosti-doshkol-nika-s-nedostatkami-sluhovogo-vospriyatiya.html
  3. www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников".

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников"....

Отчёт по самообразованию по теме "Игра как средство общения дошкольников"

В 2017 – 2018 году я продолжила работу над темой «Игра как средство общения дошкольников» Цель моей работы: способствовать развитию интереса к играм, взаимодействиями ...

Самообразование на тему: Игра как средство общения дошкольника

В настоящее время игровой деятельностипридается большое значение....

Консультация для воспитателей на тему: «Игра как средство общения дошкольников младшего возраста»

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании детей. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенны...

План самообразования на тему: «Игра как средство общения дошкольников».

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...