Эти трудные звуки ...
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Максименко Елена Владимировна

 

Грамота является основой обучения в школе. Для ее успешного усвоения детям необходимо уметь слышать и различать звуки речи. Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вам ряд игр и упражнений для развития слухового восприятия ребенка – дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_fonematicheskoe_vospriyatie.docx228.99 КБ

Предварительный просмотр:

Эти трудные звуки …

Грамота является основой обучения в школе. Для ее успешного усвоения детям необходимо уметь слышать и различать звуки речи. Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вам ряд игр и упражнений для развития слухового восприятия ребенка – дошкольника.

«Сказка о звуке И»

Цель: закрепление звука И, упражнение в выделении звука И из состава слова.

Жил был звук И. Рот у этого интересного звука И всегда очень широко улыбался. Песни этого звука звучали игриво: «И, И, И». Звук И был гласным звуком и дружил с другими гласными звуками: А и У. Иногда они пели вместе веселые песенки: «АИ, ИА, ИУ, УИ».

Во дворе у звука И жил ИНДЮК. На клумбе росли ИРИСЫ. В гости часто заходил ИНДЕЕЦ,  с ним звук И играл в ИНТЕРЕСНЫЕ ИГРЫ.

                             

«Незнайка запутался»

Цель: упражнение в подборе пар слов с одним отличным звуком.

Детям предлагается найти пары картинок, в названиях которых отличается лишь один звук. Например: каша – Маша, сок – сом, кит – кот, коса – коза.

               

               

«Собери слово» (игра с песком)

Цель: развивать звуковой анализ и синтез слов.

На поверхности песка в определенной последовательности педагогом размещены фигурки. Ребенок, «объезжая» их на игрушечном грузовике, «загружает» в кузов первые звуки слов, а после прохождения всего пути соединяет эти звуки в слово.

«Какой звук я хочу произнести?»

Цель: закрепление правильной артикуляции гласных звуков.

Ребенок выходит к доске и показывает артикуляцию заданного педагогом гласного звука.

           

«Будь внимателен!»

Цель: активизация слухового внимания и памяти детей, развитие слухового восприятия.  

Педагог произносит отдельные звуки, слоги, слова, а дети:

а) хлопают, услышав заданный звук;

б) при различении согласных звуков по твердости – мягкости поднимают синие «фонарики» (если слышат согласный твердый звук), зеленые «фонарики» (если слышат согласный мягкий звук).

«Город одного звука»

Цель: упражнять в подборе слов с заданным звуком, развитие связной речи.

Педагог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом детям предлагается составить рассказ об этом городке и его жителях.

«Недовольный Коля» или «Грустный гномик»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия; развития мимики.

Детям предлагается прослушать ряд слогов; если услышат отличный от других слог – поднимают картинку недовольного или грустного персонажа, изображая данную эмоцию; если все слоги одинаковые – картинку улыбающегося или довольного персонажа (с соответствующей эмоцией).

«Повтори без ошибок»

Цель: развитие у детей умения правильно воспроизводить слоги, различающиеся несколькими и одним звуком.

Педагог произносит слоговые ряды. Ребенок должен внимательно выслушать, а затем повторить слоги без ошибок.

Например: та-па-ка, па-ба-ба, фа-ва-фа, па-пта, пту-пта-пто и т.д.

«Придумай слово»

Цель: упражнение в подборе слов на заданный звук.

После изучения звука детям предлагается самостоятельно подобрать слова на заданный звук.

«Лишнее слово»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Детям предлагается внимательно прослушать названные слова, найти отличное от других.

Пример: канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.

     

 

         

                       

«Какой звук отличается?

Цель: развитие у детей умения различать звуки.

Педагог произносит звуковые или слоговые ряды. Ребенок должен определить – какой звук отличается от других.

Например: ну-ну-но, па-пу-па, а-а-у.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»

Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации  звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...

ДОГОВОРКИ К «ТРУДНЫМ ЗВУКАМ» (АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ»)

Данный материал поможет родителям, воспитателям и логопедам закрепить произношение свистящих звуков в словах с различной позицией ( в начале,середине,конце слова)....

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки

Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.После постановки звука  переходят к этапу автоматизации.  Автоматизацию...

Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )

Индивидуальное занятие на тему:   «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...

" Трудный звук, ты мой друг! Звук [ш]."

Логопедический проект...

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .

Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....