Тема: "Путешествие в весенний лес".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
План- конспект итогового мероприятия в подготовительной логопедической группе по формированию лексико-грамматических средств языка .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_vesenniy_les.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в весенний лес».
Цель: Формирование лексико - грамматических конструкций.
Задачи: 1. Расширять активный словарь по теме: «Весна».
2. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; в употреблении притяжательных прилагательных.
3. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами.
4. Упражнять в употреблении предложно - падежных конструкций, родственных слов.
5. Развивать внимание.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.
Лексический материал:
1. Существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: мыльце, платьице, деревце, зеркальце, шильце; коровушка, журавушка, совушка; замочек, грибочек, листочек.
2. Слова - родственники: лес, лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок, лесочек
3. Словосочетания (прилагательное + существительное): весеннее солнце, весенний ручей…
Оборудование:
Контурные картинки на магнитах, пособие «Ромашка», диск с записью звуков леса, музыкальный центр, мольберты, оформление группы, подарки.
Предварительная работа:
1.Занятия по формированию лексико - грамматического строя речи.
2. Индивидуальная работа с детьми.
3. Работа с занимательным материалом.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.0пределение темы.
Логопед: Сегодня мы вспомним разные группы слов: ласковые слова, маленькие слова, слова - родственники и др.
Логопед: Ребята, сегодня такая хорошая погода! Настроение у нас радостное, весеннее! Про что ещё можно сказать «весеннее»?
Примерные ответы детей: « Про солнце. Солнце (какое?) весеннее.»
Логопед прикрепляет к доске контурные картинки, На доске - солнце.
Логопед: « Про что ещё можно сказать « весеннее»?
Дети: «Про небо. Небо (какое?) весеннее. Облако (какое?) весеннее». Логопед прикрепляет картинку с изображением облака.
Логопед: « Солнце нечаянно обожгло облачко своими лучами».
Ребёнок: «Ой! Мне больно!» - вскрикнуло Облачко.
Ребёнок: «Не плачь, лучше посмотри, что там внизу, на земле», - сказало Солнце.
Логопед: «На земле мы увидели ручей. Какое слово - признак подберём к слову «ручей»?
Дети: «Весенний»
Логопед: « Рядом с ручьём показалась проталинка. Какая проталинка?»
Дети: «Весенняя проталинка».
Логопед: «На проталинке выросли цветы. Цветы, которые появляются весной, какие?»
Дети: «Весенние цветы» Дети вместе с логопедом заканчивают «рисовать» картину, прикрепляя контурные картинки к доске.
Логопед: «Какая картина у нас получилась?»
Дети: «Весенняя».
Логопед: «Вы правильно подобрали все слова - признаки, обращали внимание на конец слов.
3. Логопед: «Давайте отправимся в весенний лес. Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя. (Звучат голоса леса). Логопед выводит детей на лесную полянку.
Логопед: «Что вы слышите в лесу»?
Дети: «Я слышу. Как поют птицы. Я слышу, как стучит дятел. Я слышу, как шумит вода в ручье.»
Логопед: «Ой, что случилось с нашей Лизой. У неё на лице какие - то пятнышки».
Дети: «Это веснушки. Они появляются весной от солнечных лучей.»
Логопед: «Слова «весна, весенний, веснушки» очень похожи друг на друга. Верно?»
Дети: «Да. У них есть общая, одинаковая часть и они похожи по смыслу».
Логопед: «Как называются такие слова и почему?»
Дети: «Это слова - родственники. Они так же похожи друг на друга, как родственники в семье».
Логопед: «Какой нос от веснушек?»
Дети: «Веснушчатый».
Логопед: «Какие щеки?»
Дети: «Веснушчатые». А ещё есть слово «веснянка». Это песенка о весне».
4.Логопед: «Давайте подберём слова - родственники к слову «лес».
Логопед раздаёт детям лепестки от «ромашки» с написанными на них частями слов родственников. Дети образуют слова, читают их, объясняют значение
некоторых. Получились слова: лесной, лесник, лесничий, лесок, лесочек.
Дети: «Лесник - это человек, который работает в лесу и охраняет лес. Лесовичок - это сказочный персонаж, живущий в лесу.»
5. Слышится треск сломанной ветки, чьё - то бурчание. Входит Старичок - лесовичок.
Лесовичок: «Здравствуйте, ребята, что вы делаете в лесу?»
Дети: «Мы гуляем, слова разные вспоминаем».
Логопед: «Наши дети знают много интересных слов».
Лесовичок: «Детишки, а ласковые слова знаете? Вот живу я в лесу один. Не то, что ласковые слова, а вообще никакие слова не слышу. А мне хочется, чтобы кто-нибудь назвал меня ласково, нежно!»
Дети: «Дeдyшкa, дедуля, лесовичок, старичок. Так можно тебя назвать ласково».
Логопед: «Давайте поиграем в игру. Мы будем называть ласковые слова, а Лесовичок потом их повторит».
6. Подвижная игра «Горшочек» («Русские народные подвижные игры»,М.Ф.Литвинова. Москва. «Просвещение»,1985г.)
Половина детей стоят по кругу (они продавцы горшков), половина сидят около стоящих (они горшки)
Водящий - покупатель ходит по кругу, подходит к стоящему ребёнку.
- Горшок продаётся?
- Нет.
- Почему?
- Он не мой.
- А чей?
- Он маменькин ( батюшкин, папенькин, тётин, дядин.. .)
- Ну и стой.
Покупатель подходит к другому продавцу.
- Горшок продаётся?
- Продаётся.
- А что дашь?
- Шильце, мыльце, платьице, золотое зеркальце. По рукам?
- По рукам.
Дети (продавец и покупатель) бегут в разные стороны по кругу. Кто прибежит первым, тот и хозяин горшка. Игра повторяется.
Лесовичок с помощью детей вспоминает ласковые слова.
7.Лесовичок: «А теперь вы мне назовите ласковые слова. Вот вам кузовочек, кладите в него всё, что на «очек». (Даёт детям лукошко)
Дети берут со стола картинки и образуют ласковые слова. ( Картинки кладут в лукошко)
Дети: «Это гриб, а ласково - грибочек. Это замок, а ласково - замочек».
На столе остаются три картинки.
Лесовичок: «А теперь придумайте ласковые слова по этим картинкам»
Дети: «Корова - коровушка, журавль - журавушка, сова - совушка».
Лесовичок: «Молодцы, ребята. Вот вам небольшое угощение. (Лесовичок раздаёт лесные дары)
8. Дети слышат шум дождя.
Логопед: «Ребята, нам пора в детский сад». Дети прощаются с Лесовичком, поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» со здоровьесберегающими технологиями»Тема: «Путешествие в весенний лес»
Программное содержание: Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе с приходом весны; названия основных цветов; внешнем виде ежа, узнавать и называть диких животных. Развива...
Конспект НОД по теме "Путешествие в весенний лес".
Конспект мероприятия по развитию речи....
Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"
Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"
Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...
Интегрированное занятие в средней группе по теме "Путешествие в весенний лес"
Интегрированное занятие по теме"Путешествие в весенний лес"...
Весеннее физкультурное развлечение детей в первой младшей группе на тему: "Путешествие на весеннюю лесную поляну"
Повышение двигательной активности детей; создание бодрого веселого настроения....