ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В данной статье собрано несколько фрагментов занятий, где используются дидактические игры для развтия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня антонимии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechyonkina_k.o_statya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
К.О. Печёнкина, учитель - логопед
МБДОУ «ЦРР д/с Колокольчик»
Г. Абакан, р. Хакасия
В современное время число детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.
У детей с ОНР III уровня словарный запас не соответствует возрасту. Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным для него самого словами.
В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (иду, кушать, спать, сидеть, одеваться, умываться, ходит, бегает, смотрит, слушает, гуляет, играет, стоит и др.) – [1].
В процессе проведения исследования была разработана система занятий. В каждом занятии по лексической теме включался фрагмент для развития антонимии у детей. Так, использовались следующие приёмы: остановка на фрагментах занятия.
- Фрагмент занятия по теме «Зимние забавы»
Дидактическая игра «Ледяная пещера»
Логопед сообщает детям: « Вот мы причалили к острову Антонимов, оказываемся в Ледяной пещере. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше, нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?»
Детям предлагаются следующие пары слов:
Трудиться - лениться; чистить - пачкать; терять - находить; смеяться - грустить; плакать - веселиться; печалиться - радоваться; заболеть - выздороветь; замёрзнуть - согреться; замораживать – размораживать.
- Прочитайте слова. Что можно о них сказать?
- Как понять «противоположные»?
- Верно, это слова - спорщики.
- Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.
2) – Игра с мячом «Скажи наоборот». Детям предлагаются вышеперечисленные слова.
3) - Пришло время покинуть остров Антонимов.
- Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы:
- Что такое антонимы?
- Для чего используют антонимы в речи?
2. По теме: «Мебель» использовались следующие дидактические игры:.
Логопед рассказывает детям историю:
— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Просит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком «Наоборот». А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.
После чтения рассказа логопед уточняет действия с противоположным значением: ложиться — вставать, убирать — разбрасывать и т. п.
Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия: опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот - закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Детям предлагается прослушать инструкцию и выполнить её наоборот
подойти к столу - (отойти от стола); открыть дверь - (закрывать дверь); войти в комнату – (выйти из комнаты); сесть на стул – (встать со стула) – [2].
- По теме «Транспорт» предлагаются следующие задания:
Дидактическая игра «приехали – уехали»
Ребенку предлагаются картинки, например, «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Логопед показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:
Самолет к башне … от башни…; Машина к дому … от дома…; Лодка к берегу … от берега …; Поезд к станции ….от станции…; Велосипедист к магазину ….от магазина….
2) Дидактическая игра «Наоборот» с мячом. Детям предлагается прослушать инструкцию и выполнить её наоборот
Прилетел – (улетел); Приближается – (удаляется); Подъезжает – (отъезжает); Приедет – (уедет); Подлетел – (отлетел).
Для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Постоянно включённые фрагменты в занятия позволяют расширить и обогатить глагольную лексику детей, сформировать понятие об антонимии.
Таким образом, антонимы, в лице противоположностей и противопоставлений, тесно связаны с жизнью. Во всем можно увидеть обратную сторону. А закладывать умение видеть эту противоположность, находить обратное значение необходимо уже в старшем дошкольном возрасте. Организованная подобным образом работа позволяет сделать занятие интересным для детей, способствует более эффективному формированию антонимии у них.
Литература:
- Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б. Филичева – Екатеринбург: Литур, 2006 – 320с
- Пожиленко, Е.А Мир вокруг нас: Учимся чувствовать, познавать и действовать: Пособие для логопопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей/ Е.А. Пожиленко – СПб.: филиал издательства « Просвещение», 2004. – 319 с.
- Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей/ Л.Н. Смирнова – М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие антонимии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в стихах.
Одной из основных задач обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (ОНР) является развитие их речи. Критерием сформированности речи детей является умение использова...
Дидактические игры на развитие словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня.
Подбор дидактических игра на развитие антонимии....
Конспекты занятий к Программе по формированию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
К числу важнейших задач логопедической работы детей с общим недоразвитием речи относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразв...
ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III уровня»
В настоящее время наблюдается постоянный рост количества детей с патологией речи (в частности детей с ОНР (III уровень)). Данная область остается по-прежнему недостаточно изученной, поэто...
Методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
В данной работе представлены методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, понятия интеллектуальной готовности, авторы, изучающие про...
План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...
Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога.«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»
Моя цель:Создать условия для повышения своего творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.Задачи:Изучение педагогической ...