Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
методическая разработка (логопедия) по теме

Франчак Татьяна Сергеевна

В данной работе представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития. Разработана система игр и игровых упражнений, направленная на формирование грамматического строя речи, расширение и обогащение словарного запаса у детей и развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_leksiko.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

        I . Формирование лексико-грамматических представлений у детей в норме.

Для того, чтобы успешно пользоваться каким-либо определённым языком, необходимо овладеть его  ФОНЕТИКОЙ, МОРФОЛОГИЕЙ, СИНТАКСИСОМ и ЛЕКСИКОЙ.

Развитие речи детей основывается на овладении ими в процессе собственной речевой практики всеми сторонами языка и состоит из нескольких периодов.

Подготовка к овладению языком у детей начинается в возрасте 3-4 месяцев с упражнений речевого аппарата в произношении звуков. Этот период в развитии речи называется периодом  ГУЛЕНИЯ.

Следующая ступень в подготовке к овладению языком – СЛИЯНИЕ ФОНЕМ В СЛОГИ. Этот период продолжается приблизительно до конца первого года жизни и в психологии называется периодом ЛЕПЕТА.

Начало овладения детьми языком обычно относят к периоду лепета и связывают с началом понимания ими отдельных слов и предложений. В психологической литературе есть данные, подтверждающие, что до начала собственной речи дети понимают от 50 до 100 слов.

Произношение ребёнком первых слов происходит в конце первого года жизни (начиная с 8 мес.) или в начале второго (начиная с 1г.6мес.) Вслед за произношением отдельных слов в речи детей начинают появляться предложения, состоящие из одного, двух и более слов.

В практике речевого общения у детей постепенно формируется умение соединять целые группы слов в предложении соответственно законам, присущим данному языку. Время того или иного периода в развитии речи может быть различным. Уровень физического развития ребёнка, состояние его нервной системы, особенности его  высшей нервной деятельности и влияние среды, в частности языковой – всё это может затормаживать или стимулировать речевой развитие ребёнка.

Овладение детьми СЛОВАРНЫМ СОСТАВОМ И ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ ЯЗЫКА происходит в процессе практики речевого общения, в процессе восприятия речи других и высказывания своих мыслей.

Употребление «слов-предложений», по наблюдению А.Н. Гвоздева, происходит приблизительно с 1г.3 мес. до 1г.8мес.  Следующий этап развития речи ребёнка – употребление предложений, состоящих из двух слов.

К двум годам количество слов в предложении увеличивается: возникают трёх и четырёх словесные предложения.

Первые сложные предложения начинают появляться в речи детей с 1г.9мес. (по данным А.Н.Гвоздева)

Появление грамматически оформленных простых и сложных предложений в речи детей возможно лишь при условии овладения ими достаточно большим словарём и грамматическими формами для выражения главных и второстепенных членов предложения. Дети начинают пользоваться в речи сначала такими членами предложения, как подлежащее и сказуемое. (4 года). К концу пятого года жизни количество грамматических ошибок, возникающих при неправильном изменении слов в предложении, заметно возрастает. (Е.И.Радина). Причины:

1. Появление в словаре ребёнка большого количества «трудных» слов, как по лексическому значению, так и по фонематическому выражению;

2. Наращивание предложения за счёт употребляемых ребёнком слов.

Дети в возрасте до 5 лет, высказывая развёрнутые суждения, затрудняются следить за грамматической формой её изложения. В процессе обучения родному языку следует обращать внимание на усвоение ими ряда грамматических форм словообразования и словоизменения.

Словарь пятилетнего ребёнка (по данным А.А.Леонтьева, А.Н. Гвоздева) в норме составляет 3-4 тыс. слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувство языка». По мнению  К.Д. Ушинского, именно чувство языка, или как его ещё называют, языковое чутьё, подсказывают ребёнку место ударения в слове, способ сочетания слов, подходящий грамматический оборот. Можно добавить, что чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные. У ребёнка с нормальным интеллектуальным и речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложноподчинённые и сложносочинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых (простых: в, на, под, за; сложных: между, из-за) предлогов, падежных, родовых окончаний и т.д.

II. Особенности формирования лексико-грамматических представлений у детей с ЗПР

Иная картина наблюдается у дошкольника того же возраста с ЗПР с общим недоразвитием речи. Словарный запас ограничен и в активном и в пассивном плане.

Преобладание слов – названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия - это характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории. Бедность словарного запаса, естественно, приводит к частым заменам одного названия другим, причём замены происходят как по смысловому, так и по звуковому, морфологическому признакам.

Вот как дети с ЗПР объясняют некоторые понятия:

ПОЧКА – письмо читали ( смешение по звуковому признаку со словом «почта»)

СПАЛЬНЯ – это диван (смысловая замена)

МЯСОРУБКА – мясо рубят топором (смешение по морфологическому признаку);

СКВОРЕЦ – царь там жил (смешение со словом «дворец)

Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических средств проявляются в заданиях, связанных со словообразованием, например: сливочный компот (вместо сливовый), пришила юбку (вместо подшила), вёдрачко (уменьшительное от слова ведро), пень –пени, ухо – ухи, стул – стулы и  т.д.

В грамматическом оформлении речи у детей с ЗПР можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники зачастую не могут правильно повторять фразы более чем из трёх слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество, естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми нерапространёнными предложениями, но даже и здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласований различных частей речи, например: два домы (два дома), я был цике (пропуск предлога В). Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются. Например, на вопрос: «Какое варенье варят из слив?»,один  ребёнок отвечает – «сливное», а другой «сливочное». В обоих случаях ответы ошибочны как лексически (значение слов), так и грамматически (способ словообразования).

Нередко дети с трудом овладевают пониманием очень широко используемого в русском языке переносного значения слов, что затрудняет для них понимание смысла многих высказываний. Например, на вопрос о том, что значит выражение «золотые руки», ребёнок отвечает, что руки сделаны из золота. Основной задачей взрослого является объяснение смысла переносных выражений, а также целесообразности их использования в речи по причине их краткости и меткости.

III. Основные задачи по развитию лексики у детей дошкольного возраста.

1. Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.

2. Формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и т.д.)

3. Уточнение значений слов

4. Активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный.

IV. Словесные игры, дидактические игры и задания по формированию и развитию грамматически правильной речи у детей.

Словесные игры, упражнения помогают детям приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий как в устной, так и в письменной речи, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Картотека игр для детей дошкольного возраста по развитию речи.

Игра №1 «Развитие ассоциаций»

Цель: Упражнять детей в умении быстро и точно подбирать слова к названному педагогом слову.

Краткий ход: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог: «Я назову слово, а вы в ответ назовёте слово, которое вспомнили, не задумываясь. Например, я говорю слово – собака, а вы – лает (добрая, умная, красивая, друг, сидит и т.д.) Примерный перечень слов: стол, посуда, бабочка, змея, заяц; стоит, бежит, петь, слезать. Можно спросить ребёнка, почему ты назвал это слово.

Игра №2 «Классификация предметов по картинкам».

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определённым признакам.

Краткий ход: Детям раздаются картинки. Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные; птицы и насекомые; перелётные и зимующие птицы; посуда и мебель. Задание: Разложи картинки на две группы. (критерий классификации не называется).

Игра №3 «Назови лишнее слово».

Цель: Учить детей слушать, выделять в цепочке слов лишнее.

Краткий ход:  Педагог медленно, чётко произносит слова:

  • Лишнее слово среди имён существительных:

- кукла, мяч, песок, юла, ведёрко;

- стол, шкаф, ковёр, кресло, диван;

- лошадь, корова, олень, баран;

- зима, осень, апрель, весна, лето.

  • Лишнее слово среди имён прилагательных:

- храбрый, звонкий, смелый, отважный;

- красный, зелёный, деревянный, синий;

- крепкий, прочный, надёжный, далёкий;

  • Лишнее слово среди глаголов:

- пришёл, вбежал, явился, смотреть

- подошёл, вошёл, подбежал

- прыгает, скачет, бежит, сидит

Игра №4 «Сравни два предмета»

Цель: Учить детей умению сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия.

Краткий ход: Рассмотрите предметы на картинке (яблоко – груша) и расскажите, чем они отличаются, а чем похожи. Дать образец. Яблоко – круглое, а груша – овальная; груша сочнее, чем яблоко. Сходства: эти фрукты растут на дереве, из них делают сок, варят варенье, компот и т.д.

Картинки для сравнения: чашка и стакан, кофта и свитер, стул и кресло, берёза и дуб, самолёт и птица.

Игра №5 «Разложите картинки по сходству»

Цель: Учить детей классифицировать по определённым признакам и сходству.

Краткий ход: На доске картинки: овца, дерево, корова, колос.

У детей картинки: свитер, шарф, варежки, вязанная шапка. Дети подходят к доске и выставляют картинки около нужной картинки и на доске.

Корова        овца        дерево        колос

Масло        кофта        дуб        бублик

Сметана        шарф        берёза        хлеб

Молоко        свитер        забор        батон

Кефир        варежки        карандаш        сушки

сыр        шапка        скамейка        печенье

Дети соотносят свои картинки к картинкам на доске и дают объяснение почему.

Игра №6  «Назови одним словом»

Цель: Продолжать учить детей умению классифицировать названные предметы по родовому сходству.

Краткий ход: Педагог произносит слова от 3- до 5 и предлагает детям назвать одним словом. Слова: кошка, собака, корова, лошадь. Ребёнок: домашние животные.

Игра №7 «Пара к паре»

Цель: Развивать быстроту мышления, учить подбирать слова по смыслу.

Краткий ход: Дети подбирают слова, которые подходят к слову, которое назвал педагог.

Педагог:        Ребёнок

яблоко        фрукт

машина                                               мотор

ромашка        клумба

лейка        вода

лодка        парус

Игра №8 «Подбери к картинке нужное слово»

Правила игры см. в игре №7. Детям раздают картинки с изображением разных предметов, предлагается их назвать и подобрать подходящее слово. Например: картинка корова – слово молоко и т.д.

Игра №9 «Догадайся, каким будет четвёртое слово?»

Цель: Учить детей придумывать слова по смыслу, определять логическую связь между словами.

Краткий ход: Педагог называет слова:

Человек – ребёнок; собака ……(щенок)

Гвоздь – молоток;  шуруп …….(отвёртка)

Дом – крыша; книга……….(обложка)

Птица – яйцо; растение …….(семя)

Зерно – амбар; деньги ………(кошелёк)

Игра №10 «Выбери правильный ответ»

Цель: Учить детей слушать и слышать, выбирать правильный ответ среди предложенных вариантов.

Краткий ход: Педагог:  В году …….месяцев (7,11,8,12,3)

Отец …….старше сына (иногда, часто, всегда, никогда)

Зимний месяц…..(октябрь, ноябрь, декабрь, июль)

Игра №11 «Выбрать из трёх слов – слова «неприятели»

Цель: Учить детей выбирать слова- антонимы.

Краткий ход: Педагог называет цепочку слов: друг, печаль, враг (друг-враг)

Ночь, сутки, день (ночь-день)

Радость, смех, печаль (радость-печаль)

Игра №12 «Закончи предложение»

Цель: Учить детей подбирать слова по смыслу.

Краткий ход: Педагог: Я начну предложение, а вы закончите.

Слон большой, а комар….

Камень тяжёлый, а пушинка….

Сахар сладкий, а горчица….

Лев смелый, а зайчик…

Кричат громко, а шепчут…

Продавец продаёт, а покупатель…

Игра №13 « Назови что делает?»

Цель: Учить детей отвечать на вопрос: «Что делает?»

Краткий ход: Педагог: Я покажу картинку, а вы назовите, что делает.

Картинки: самолёт что делает? Летит

                   Зайчик……. прыгает

                   Змея………..ползёт

                   Уточка…….плавает

Второй вариант игры. Педагог называет слова без опоры на наглядность.

Дети очень любят игры со словом и постепенно проявляют интерес к слову. Результат будет в том случае, если эти игры проводятся педагогом ежедневно и постепенно усложняются по содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан...

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.

Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...

Методическое пособие «Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития»

Формирование элементарных математических представлений  предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами мн...

Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»...

Предметно – развивающая среда, как условие эффективного формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.

Предметно – развивающая среда, как условие эффективного формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.Создание условий дл...