Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
методическая разработка (логопедия) по теме
В данной работе представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития. Разработана система игр и игровых упражнений, направленная на формирование грамматического строя речи, расширение и обогащение словарного запаса у детей и развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_leksiko.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
I . Формирование лексико-грамматических представлений у детей в норме.
Для того, чтобы успешно пользоваться каким-либо определённым языком, необходимо овладеть его ФОНЕТИКОЙ, МОРФОЛОГИЕЙ, СИНТАКСИСОМ и ЛЕКСИКОЙ.
Развитие речи детей основывается на овладении ими в процессе собственной речевой практики всеми сторонами языка и состоит из нескольких периодов.
Подготовка к овладению языком у детей начинается в возрасте 3-4 месяцев с упражнений речевого аппарата в произношении звуков. Этот период в развитии речи называется периодом ГУЛЕНИЯ.
Следующая ступень в подготовке к овладению языком – СЛИЯНИЕ ФОНЕМ В СЛОГИ. Этот период продолжается приблизительно до конца первого года жизни и в психологии называется периодом ЛЕПЕТА.
Начало овладения детьми языком обычно относят к периоду лепета и связывают с началом понимания ими отдельных слов и предложений. В психологической литературе есть данные, подтверждающие, что до начала собственной речи дети понимают от 50 до 100 слов.
Произношение ребёнком первых слов происходит в конце первого года жизни (начиная с 8 мес.) или в начале второго (начиная с 1г.6мес.) Вслед за произношением отдельных слов в речи детей начинают появляться предложения, состоящие из одного, двух и более слов.
В практике речевого общения у детей постепенно формируется умение соединять целые группы слов в предложении соответственно законам, присущим данному языку. Время того или иного периода в развитии речи может быть различным. Уровень физического развития ребёнка, состояние его нервной системы, особенности его высшей нервной деятельности и влияние среды, в частности языковой – всё это может затормаживать или стимулировать речевой развитие ребёнка.
Овладение детьми СЛОВАРНЫМ СОСТАВОМ И ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ ЯЗЫКА происходит в процессе практики речевого общения, в процессе восприятия речи других и высказывания своих мыслей.
Употребление «слов-предложений», по наблюдению А.Н. Гвоздева, происходит приблизительно с 1г.3 мес. до 1г.8мес. Следующий этап развития речи ребёнка – употребление предложений, состоящих из двух слов.
К двум годам количество слов в предложении увеличивается: возникают трёх и четырёх словесные предложения.
Первые сложные предложения начинают появляться в речи детей с 1г.9мес. (по данным А.Н.Гвоздева)
Появление грамматически оформленных простых и сложных предложений в речи детей возможно лишь при условии овладения ими достаточно большим словарём и грамматическими формами для выражения главных и второстепенных членов предложения. Дети начинают пользоваться в речи сначала такими членами предложения, как подлежащее и сказуемое. (4 года). К концу пятого года жизни количество грамматических ошибок, возникающих при неправильном изменении слов в предложении, заметно возрастает. (Е.И.Радина). Причины:
1. Появление в словаре ребёнка большого количества «трудных» слов, как по лексическому значению, так и по фонематическому выражению;
2. Наращивание предложения за счёт употребляемых ребёнком слов.
Дети в возрасте до 5 лет, высказывая развёрнутые суждения, затрудняются следить за грамматической формой её изложения. В процессе обучения родному языку следует обращать внимание на усвоение ими ряда грамматических форм словообразования и словоизменения.
Словарь пятилетнего ребёнка (по данным А.А.Леонтьева, А.Н. Гвоздева) в норме составляет 3-4 тыс. слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувство языка». По мнению К.Д. Ушинского, именно чувство языка, или как его ещё называют, языковое чутьё, подсказывают ребёнку место ударения в слове, способ сочетания слов, подходящий грамматический оборот. Можно добавить, что чувство языка позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные. У ребёнка с нормальным интеллектуальным и речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложноподчинённые и сложносочинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых (простых: в, на, под, за; сложных: между, из-за) предлогов, падежных, родовых окончаний и т.д.
II. Особенности формирования лексико-грамматических представлений у детей с ЗПР
Иная картина наблюдается у дошкольника того же возраста с ЗПР с общим недоразвитием речи. Словарный запас ограничен и в активном и в пассивном плане.
Преобладание слов – названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия - это характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории. Бедность словарного запаса, естественно, приводит к частым заменам одного названия другим, причём замены происходят как по смысловому, так и по звуковому, морфологическому признакам.
Вот как дети с ЗПР объясняют некоторые понятия:
ПОЧКА – письмо читали ( смешение по звуковому признаку со словом «почта»)
СПАЛЬНЯ – это диван (смысловая замена)
МЯСОРУБКА – мясо рубят топором (смешение по морфологическому признаку);
СКВОРЕЦ – царь там жил (смешение со словом «дворец)
Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических средств проявляются в заданиях, связанных со словообразованием, например: сливочный компот (вместо сливовый), пришила юбку (вместо подшила), вёдрачко (уменьшительное от слова ведро), пень –пени, ухо – ухи, стул – стулы и т.д.
В грамматическом оформлении речи у детей с ЗПР можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники зачастую не могут правильно повторять фразы более чем из трёх слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество, естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми нерапространёнными предложениями, но даже и здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласований различных частей речи, например: два домы (два дома), я был цике (пропуск предлога В). Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются. Например, на вопрос: «Какое варенье варят из слив?»,один ребёнок отвечает – «сливное», а другой «сливочное». В обоих случаях ответы ошибочны как лексически (значение слов), так и грамматически (способ словообразования).
Нередко дети с трудом овладевают пониманием очень широко используемого в русском языке переносного значения слов, что затрудняет для них понимание смысла многих высказываний. Например, на вопрос о том, что значит выражение «золотые руки», ребёнок отвечает, что руки сделаны из золота. Основной задачей взрослого является объяснение смысла переносных выражений, а также целесообразности их использования в речи по причине их краткости и меткости.
III. Основные задачи по развитию лексики у детей дошкольного возраста.
1. Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.
2. Формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и т.д.)
3. Уточнение значений слов
4. Активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный.
IV. Словесные игры, дидактические игры и задания по формированию и развитию грамматически правильной речи у детей.
Словесные игры, упражнения помогают детям приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий как в устной, так и в письменной речи, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.
Картотека игр для детей дошкольного возраста по развитию речи.
Игра №1 «Развитие ассоциаций»
Цель: Упражнять детей в умении быстро и точно подбирать слова к названному педагогом слову.
Краткий ход: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог: «Я назову слово, а вы в ответ назовёте слово, которое вспомнили, не задумываясь. Например, я говорю слово – собака, а вы – лает (добрая, умная, красивая, друг, сидит и т.д.) Примерный перечень слов: стол, посуда, бабочка, змея, заяц; стоит, бежит, петь, слезать. Можно спросить ребёнка, почему ты назвал это слово.
Игра №2 «Классификация предметов по картинкам».
Цель: Учить детей классифицировать предметы по определённым признакам.
Краткий ход: Детям раздаются картинки. Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные; птицы и насекомые; перелётные и зимующие птицы; посуда и мебель. Задание: Разложи картинки на две группы. (критерий классификации не называется).
Игра №3 «Назови лишнее слово».
Цель: Учить детей слушать, выделять в цепочке слов лишнее.
Краткий ход: Педагог медленно, чётко произносит слова:
- Лишнее слово среди имён существительных:
- кукла, мяч, песок, юла, ведёрко;
- стол, шкаф, ковёр, кресло, диван;
- лошадь, корова, олень, баран;
- зима, осень, апрель, весна, лето.
- Лишнее слово среди имён прилагательных:
- храбрый, звонкий, смелый, отважный;
- красный, зелёный, деревянный, синий;
- крепкий, прочный, надёжный, далёкий;
- Лишнее слово среди глаголов:
- пришёл, вбежал, явился, смотреть
- подошёл, вошёл, подбежал
- прыгает, скачет, бежит, сидит
Игра №4 «Сравни два предмета»
Цель: Учить детей умению сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия.
Краткий ход: Рассмотрите предметы на картинке (яблоко – груша) и расскажите, чем они отличаются, а чем похожи. Дать образец. Яблоко – круглое, а груша – овальная; груша сочнее, чем яблоко. Сходства: эти фрукты растут на дереве, из них делают сок, варят варенье, компот и т.д.
Картинки для сравнения: чашка и стакан, кофта и свитер, стул и кресло, берёза и дуб, самолёт и птица.
Игра №5 «Разложите картинки по сходству»
Цель: Учить детей классифицировать по определённым признакам и сходству.
Краткий ход: На доске картинки: овца, дерево, корова, колос.
У детей картинки: свитер, шарф, варежки, вязанная шапка. Дети подходят к доске и выставляют картинки около нужной картинки и на доске.
Корова овца дерево колос
Масло кофта дуб бублик
Сметана шарф берёза хлеб
Молоко свитер забор батон
Кефир варежки карандаш сушки
сыр шапка скамейка печенье
Дети соотносят свои картинки к картинкам на доске и дают объяснение почему.
Игра №6 «Назови одним словом»
Цель: Продолжать учить детей умению классифицировать названные предметы по родовому сходству.
Краткий ход: Педагог произносит слова от 3- до 5 и предлагает детям назвать одним словом. Слова: кошка, собака, корова, лошадь. Ребёнок: домашние животные.
Игра №7 «Пара к паре»
Цель: Развивать быстроту мышления, учить подбирать слова по смыслу.
Краткий ход: Дети подбирают слова, которые подходят к слову, которое назвал педагог.
Педагог: Ребёнок
яблоко фрукт
машина мотор
ромашка клумба
лейка вода
лодка парус
Игра №8 «Подбери к картинке нужное слово»
Правила игры см. в игре №7. Детям раздают картинки с изображением разных предметов, предлагается их назвать и подобрать подходящее слово. Например: картинка корова – слово молоко и т.д.
Игра №9 «Догадайся, каким будет четвёртое слово?»
Цель: Учить детей придумывать слова по смыслу, определять логическую связь между словами.
Краткий ход: Педагог называет слова:
Человек – ребёнок; собака ……(щенок)
Гвоздь – молоток; шуруп …….(отвёртка)
Дом – крыша; книга……….(обложка)
Птица – яйцо; растение …….(семя)
Зерно – амбар; деньги ………(кошелёк)
Игра №10 «Выбери правильный ответ»
Цель: Учить детей слушать и слышать, выбирать правильный ответ среди предложенных вариантов.
Краткий ход: Педагог: В году …….месяцев (7,11,8,12,3)
Отец …….старше сына (иногда, часто, всегда, никогда)
Зимний месяц…..(октябрь, ноябрь, декабрь, июль)
Игра №11 «Выбрать из трёх слов – слова «неприятели»
Цель: Учить детей выбирать слова- антонимы.
Краткий ход: Педагог называет цепочку слов: друг, печаль, враг (друг-враг)
Ночь, сутки, день (ночь-день)
Радость, смех, печаль (радость-печаль)
Игра №12 «Закончи предложение»
Цель: Учить детей подбирать слова по смыслу.
Краткий ход: Педагог: Я начну предложение, а вы закончите.
Слон большой, а комар….
Камень тяжёлый, а пушинка….
Сахар сладкий, а горчица….
Лев смелый, а зайчик…
Кричат громко, а шепчут…
Продавец продаёт, а покупатель…
Игра №13 « Назови что делает?»
Цель: Учить детей отвечать на вопрос: «Что делает?»
Краткий ход: Педагог: Я покажу картинку, а вы назовите, что делает.
Картинки: самолёт что делает? Летит
Зайчик……. прыгает
Змея………..ползёт
Уточка…….плавает
Второй вариант игры. Педагог называет слова без опоры на наглядность.
Дети очень любят игры со словом и постепенно проявляют интерес к слову. Результат будет в том случае, если эти игры проводятся педагогом ежедневно и постепенно усложняются по содержанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы
Занятие по ФЭМП у детей 6–7 лет с ЗПРТема: «Геометрические фигуры» (закрепление)....
Влияние игровых технологий на формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
В современных условиях преобразования нашего общества особенно остро встает проблема социализации в системе воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). По социологическим дан...
Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.
Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...
Методическое пособие «Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития»
Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами мн...
Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «В математическом царстве»...
Предметно – развивающая среда, как условие эффективного формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.
Предметно – развивающая среда, как условие эффективного формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.Создание условий дл...