Использование информационных технологий в коррекционной работе
статья по логопедии по теме

 

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в коррекционную систему.

     С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественного обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях в нашем детском саду применяются новые технологии с использованием компьютера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

     В работе с детьми, имеющими нарушения речи, всегда найдётся место для использования компьютерных программ, что позволяет чрезвычайно повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

     Компьютерные технологии принадлежат к числу новых перспективных эффективных средств обучения - за ними Будущее!

      Наверное, ни для кого не секрет, что в современных детских садах количество детей с правильной чистой речью катастрофически мала, по сравнению с детьми, посещавших детские учреждения еще лет 7-8 назад. О причинах такого явления неравнодушные родители наверняка много слышали и читали. В нашей статье речь пойдет не о причинах, а о способах обучения детей с речевыми недостатками. Работая с такими малышами (педагоги это знают) требуется особый подход, в результате которого эмоциональная заинтересованность будет сохраняться в течение всего занятия. Зачастую такие занятия требуют неоднократного повторения, что со временем приводит к утрачиванию интереса у ребенка.

     Но в настоящее время у логопедов, как впрочем, и у других педагогов, появился прекрасный терпеливый помощник – компьютер. Его использование на занятиях с детьми намного повышает мотивацию к обучению. Мультипликация, движения, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Информация подается малышам в виде образов, что соответствует наглядно-образному типу мышления дошкольников. Немаловажным плюсом в использовании компьютера на занятии является возможность индивидуального подхода к малышу, ведь ребенок самостоятельно выполняет задания, исправляет ошибки, обретает уверенность в себе. Дети с удовольствием неоднократно повторяют название ярких картинок, стараясь заслужить одобрение компьютерного героя, четко проговаривая звуки, неторопливо и правильно повторяют фразу или придумывают предложение с заданными словами.

     К счастью, разнообразие компьютерных игр и обучающих программ на сегодняшний момент таково, что даже человек, не имеющий специального образования, но владеющий ПК на уровне пользователя, может не только использовать игры в обучении детей, но и создавать свои собственные презентации.

     Создавая презентации для занятий по различным темам использую следующие виды компьютерных программ:

программа PowerPoint – дает возможность ребенку в режиме просмотра слайдов увидеть и назвать (а детям постарше – прочитать) слова с проблемными звуками, познакомиться с новыми понятиями, позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий;

программы Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW – помогают создавать яркие иллюстрации;

программа Windows Movie Maker – дает возможность создавать видеоролики на интересующую тематику;

программы Macromedia Flash, PowerPoint – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы.

     Особое внимание уделяю подбору компьютерных игр для занятий. Не секрет, что современный рынок компьютерных игр наполнен продукцией разного качества. Есть очень полезные, интересные развивающие игры, а есть, так называемые, "бродилки" и "стрелялки", прививающие детям жестокость. Подбираю компьютерные игры и программы для логопедических занятий так, чтобы они отвечали следующими требованиями:

Программа должна иметь указание на возраст ребенка

Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением

Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными малышу

Программа должна быть на русском языке

Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором

Задания - интересные, понятные малышу, простые для выполнения

Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут

Программа должна развивать малыша, давать ему знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме

     Наиболее эффективными логопедическими компьютерными программами являются: специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”, “Веселая азбука”, “Даша-следопыт”, “Самые умные”, “Фонема”. Например, программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

     Детям, которые приходят на мои занятия, очень нравится игра «Баба-Яга учится читать». В ней ребенок вместе со сказочными персонажами учит буквы в «Букварике», овладевает первоначальными навыками чтения в «Слогарике», тренирует зрительную память, освобождая от жуков старый дуб, помогает муравью вылезти из подземных ходов, определяя первый звук в словах, и выполняет еще ряд заданий, тренируя и развивая при этом мышление, память, чувство ритма.

     Еще одна из любимых детьми программ – это программа «Радуга в компьютере» с веселым героем Логошей. Состоит она из различных упражнений, на выполнение которых отведено определенное время. При завершении упражнения на экран выводятся его статистические данные: результат работы (выполнено или не выполнено); количество правильно и неправильно выполненных действий; общие результаты по всем проведенным играм: количество выполненных (выигранных) или невыполненных (проигранных) игр.

     Обогащению словарного запаса, развитию связной речи способствуют задания других компьютерных обучающих  программ  "Гарфилд малышам", «Школа Кролика», «Учимся говорить правильно» и другие. С целью повышения мотивации к обучению в них дается объективная оценка результатов деятельности каждого ребенка в устной форме или озвучивается голосовым сообщением ("Молодец!", "Правильно!", "Попробуй еще раз!").  

     Компьютер позволяет логопеду плодотворно работать с несколькими детьми одновременно, создавая своеобразный соревновательный момент. Это способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, способствует достижению поставленных логопедом целей.

    Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Информационные технологии в коррекционной работе ДОУ

Актуальность и эффективности применения компьютерных технологий  в ДОУ сегодня отмечается во многих выступлениях. Компьютерные технологии используются в дошкольном образовании с целью совершенств...

Использование информационных технологий в коррекционной работе

В данной работе описывается система использования информационных авторских технологий в образовательном процессе....

«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"...

Проект "Использование информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе"

 В данной презентации рассмотрены варианты использования информационных технологий в качестве вспомогательного средства коррекции речи у детей с нарушениями речи, включение компьютерных пр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ В ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

С каждым годом в нашей стране наблюдается существенный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), зачастую в эту категорию входят дети с речевыми нарушениями. Очень часто нарушения...