"Игра, как средство развития речи в условиях ДОУ"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Доклад: "Игра, как средство развития речи в условиях ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sr-vo_razvitiya_rechi.doc | 44.5 КБ |
prezent._igra_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов БДОУ города Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 306»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого».
А.С. Спиваковская
Программа «Воспитания и обучения в детском саду» определяет круг знаний об окружающем, соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны будут усвоены детьми на каждом возрастном этапе.
Реализация программы по разделу «развитие речи» невозможна без создания определенных условий:
- интерес педагога к личности ребенка и речевому индивидуальному обучению с ним;
- внимание к речевой индивидуальности ребенка. Своевременная педагогическая помощь в развитии речи ребенка;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка;
- организация содержательной жизни детей. Их участие в интересной, эмоционально значимой жизни;
- наличие дидактического материала;
- общение детей в семье
В логопедических группах находятся дети с нарушениями речи. Развитие речи имеет некоторые особенности. У детей -
- Нарушения звукопроизношения
- Нарушения слоговой структуры слова
- Несформированность лексико-грамматических категорий
- Низкий уровень развития связной речи
- Пассивный словарный запас
- Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Исходя из особенностей развития речи детей, ставятся следующие задачи:
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
- Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат
- закрепление и автоматизация произношения поставленных звуков
- Обогащение, закрепление, уточнение и активизация лексического материала на занятиях.
- Формирование грамматических категорий
- Формирование диалогической и монологической форм связной речи
- Формирование навыка звуко -слогового анализа и синтеза
- Подготовка детей к письму, формирование графических навыков
- Развитие памяти, внимания, мышления
Нельзя забывать о том, что ведущая деятельность дошкольников - игровая. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игровая деятельность:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе через игру очевидна. Работа по развитию речи нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:
- Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
- Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
- Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
- Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
- Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.
Считаю, что самое главное в дидактической игре то, что дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:
- обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.
Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
(Приложение – презентация к докладу).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание программы по разделу «развитие речи» ЗКР Формирование словаря Формирование грамматического строя речи Формирование связной речи Ознакомление с художественной литературой Подготовка к усвоению грамоты
Условия успешной реализации программы по разделу «развитие речи»: - интерес педагогов к личности ребенка и речевому индивидуальному обучению с ним; - внимание к речевой индивидуальности ребенка. Своевременная педагогическая помощь в развитии речи ребенка; - сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с детьми, способствующих своевременному развитию речи каждого ребенка; - организация содержательной жизни детей. Их участие в интересной, эмоционально значимой жизни; - наличие дидактического материала; - общение детей в семье
Особенности развития речи детей с нарушениями речи. Нарушения звукопроизношения Нарушения слоговой структуры слова Несформированность лексико-грамматических категорий Низкий уровень развития связной речи Пассивный словарный запас Нарушение зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Коррекционные задачи, стоящие перед педагогами логопедической группы Развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие Совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарат Постановка звуков, закреплять и автоматизировать произношения поставленных звуков Обогащать, закреплять, уточнять и активизировать лексический материал на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах Формировать, закреплять грамматические категории Формировать диалогическую и монологическую формы связной речи Формировать, закреплять навыки звуко - слогового анализа и синтеза Подготовить детей к письму, формировать графические навыки Развивать память, внимание, мышление
Ведущая деятельность дошкольников – игровая!
Игра дошкольников: Игровая деятельность - побуждает детей к общению друг с другом; - способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; - способствует совершенствованию разговорной речи; - способствует обогащению словаря; - оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Виды дидактических игр
Спектр целевых ориентации дидактической игры: обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)
Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....
Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"
Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"...
Выступление на педсовете «Использование исследовательской деятельности как средство развития речи в условиях ФГОС»
laquo;Использование исследовательской деятельности как средство развития речи в условиях ФГОС»Подготовила: воспитатель – Макарова Светлана Евгеньевна 2018 год...
Презентация "Методы и средства развития речи детей условиях группы"
Основные компоненты языка и речи. Средства осуществления программ развития речи. Методы и приемы развития речи. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Грамматический строй речи. Связна...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...