Выступление на педсовете «Использование исследовательской деятельности как средство развития речи в условиях ФГОС»
методическая разработка по развитию речи
«Использование исследовательской деятельности
как средство развития речи
в условиях ФГОС»
Подготовила: воспитатель – Макарова Светлана Евгеньевна
2018 год
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, и главное – активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.
Развитию речи в детском саду в настоящее время уделяется большое внимание. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
В своей работе я использую технологию исследовательской деятельности.
Условно я разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:
- Учить детей видеть проблему;
- Формировать умения выдвигать гипотезы;
- Совершенствовать умения задавать вопросы.
На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.
Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.
Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».
Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Использование исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий» (слайд 1)
Цель исследовательской деятельности: (слайд 2)
Расширить представление детей о многообразии профессий, поддержать познавательный интерес, любознательность через различные виды совместной взросло-детской деятельности.
Задачи: (слайд 3)
Образовательные задачи:
• Актуализировать знания о профессиях, полученные ранее;
• Способствовать формированию новых представлений о профессиональном труде взрослых;
• Учить определять профессию по описанию, составлять рассказ о профессии.
• Помочь научиться выделять группы профессий по признаку, предложенному воспитателем
Воспитательные задачи: (слайд 4)
• Способствовать формированию уважительного отношения к людям труда.
• Способствовать осознанию необходимости трудиться, делать нечто полезное для окружающих людей
• Создать условия для формирования познавательного интереса, любознательности
• Продолжать работу по формированию гуманного, доброжелательного отношения к окружающим
• Закреплять знание правил этикета, навыков употребления слов вежливости
• Способствовать повышению самооценки ребенка, осознанию им собственной значимости
Развивающие задачи: (слайд 6)
• Способствовать расширению кругозора воспитанников
• Формировать грамматический строй речи
• Создавать условия для развития внимания, мышления, памяти.
В течении недели мы вели беседы на темы разных профессий (водителя, продавца, воспитателя, учителя, тракториста и др.)
Но по желанию воспитанников для нашего исследования мы выбрали профессию повара. Мы рассматривали иллюстрации и картинки. По ним дети составляли рассказы, задавали вопросы и отвечали на них. (слайд 6, 7)
Мы приглашали повара нашего детского сада. Вспомнили, в чем заключается работа повара, что нам в детском саду готовит наш повар. Она рассказала детям о свое профессии, и показала как из готового теста нужно лепить пирожки. И дети совместно с поваром скалками раскатывали тесто и слепили пирожки. (слайд 8, 9, 10, 11).
Далее, мы с детишками разучили танец и инсценировали его под песенку «Варись, варись кашка…». Детям очень понравилось наша исследовательская деятельность, они много чего узнали нового и остались очень довольными. (слайд 12, 13).
В режимных моментах дети играли в сюжетно-ролевые игры с используя новые знания, которые приобрели во время нашей исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_v_mire_professiy.rar | 2.03 МБ |
doklad.doc | 46 КБ |
Подписи к слайдам:
Расширить представление детей о многообразии профессий, поддержать познавательный интерес, любознательность через различные виды совместной взросло-детской деятельности . Цель исследовательской деятельности :
Образовательные задачи : • Актуализировать знания о профессиях, полученные ранее; • Способствовать формированию новых представлений о профессиональном труде взрослых; • Учить определять профессию по описанию, составлять рассказ о профессии; • Помочь научиться выделять группы профессий по признаку, предложенному воспитателем. Задачи :
Воспитательные задачи : • Способствовать формированию уважительного отношения к людям труда; • Способствовать осознанию необходимости трудиться, делать нечто полезное для окружающих людей; • Создать условия для формирования познавательного интереса, любознательности; • Продолжать работу по формированию гуманного, доброжелательного отношения к окружающим; • Закреплять знание правил этикета, навыков употребления слов вежливости; • Способствовать повышению самооценки ребенка, осознанию им собственной значимости.
Развивающие задачи : • Способствовать расширению кругозора воспитанников • Формировать грамматический строй речи; • Создавать условия для развития внимания, мышления, памяти.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Реченская ООШ (дошкольная группа)
«Использование исследовательской деятельности
как средство развития речи
в условиях ФГОС»
Подготовила: воспитатель – Макарова Светлана Евгеньевна
2018 год
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, и главное – активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.
Развитию речи в детском саду в настоящее время уделяется большое внимание. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
В своей работе я использую технологию исследовательской деятельности.
Условно я разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:
- Учить детей видеть проблему;
- Формировать умения выдвигать гипотезы;
- Совершенствовать умения задавать вопросы.
На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.
Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.
Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».
Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Использование исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий» (слайд 1)
Цель исследовательской деятельности: (слайд 2)
Расширить представление детей о многообразии профессий, поддержать познавательный интерес, любознательность через различные виды совместной взросло-детской деятельности.
Задачи: (слайд 3)
Образовательные задачи:
• Актуализировать знания о профессиях, полученные ранее;
• Способствовать формированию новых представлений о профессиональном труде взрослых;
• Учить определять профессию по описанию, составлять рассказ о профессии.
• Помочь научиться выделять группы профессий по признаку, предложенному воспитателем
Воспитательные задачи: (слайд 4)
• Способствовать формированию уважительного отношения к людям труда.
• Способствовать осознанию необходимости трудиться, делать нечто полезное для окружающих людей
• Создать условия для формирования познавательного интереса, любознательности
• Продолжать работу по формированию гуманного, доброжелательного отношения к окружающим
• Закреплять знание правил этикета, навыков употребления слов вежливости
• Способствовать повышению самооценки ребенка, осознанию им собственной значимости
Развивающие задачи: (слайд 6)
• Способствовать расширению кругозора воспитанников
• Формировать грамматический строй речи
• Создавать условия для развития внимания, мышления, памяти.
В течении недели мы вели беседы на темы разных профессий (водителя, продавца, воспитателя, учителя, тракториста и др.)
Но по желанию воспитанников для нашего исследования мы выбрали профессию повара. Мы рассматривали иллюстрации и картинки. По ним дети составляли рассказы, задавали вопросы и отвечали на них. (слайд 6, 7)
Мы приглашали повара нашего детского сада. Вспомнили, в чем заключается работа повара, что нам в детском саду готовит наш повар. Она рассказала детям о свое профессии, и показала как из готового теста нужно лепить пирожки. И дети совместно с поваром скалками раскатывали тесто и слепили пирожки. (слайд 8, 9, 10, 11).
Далее, мы с детишками разучили танец и инсценировали его под песенку «Варись, варись кашка…». Детям очень понравилось наша исследовательская деятельность, они много чего узнали нового и остались очень довольными. (слайд 12, 13).
В режимных моментах дети играли в сюжетно-ролевые игры с используя новые знания, которые приобрели во время нашей исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете: "Использование средст театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"
Выступление на педсовете...
Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДО.
Актуальность педагогической технологии определена: целевыми ориентирами (ФГОС) на этапе завершения дошкольного образования. Одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касаю...
Выступление на Педагогическом совете: Познавательно - исследовательская деятельность, как средство развития детей дошкольного возраста (с презентацией Power Point)
Цель: познакомить педагогов с основными видами исследований в детском саду...
Выступление на пед.совете «Организация проектной и исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности и бережного отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста»
раскрывается эфективность проектной деятельности...
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....
Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДО
Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДО...
Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
В данном разделе я собрала все свои наработки с детьми 5-7 лет по познавательно-исследоватеьской деятельности....