« Наши пальчики – в них вся речь»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Осадчик Евгения Викторовна

 

        

       В  данной статье предоставлены упражнения, которые помогут вам интересно и в полной мере развить руку ребёнка и подготовить его тем самым к обучению в школе.

Данные игры и упражнения направлены на:

- развитие мелкой моторики, коструктивного праксиса,  воображения

- зрительного внимания, анализа и синтеза, зрительно-пространственной ориентировки

- закрепление букв и цифр

- профилактика оптической дисграфии и  фонематической дислексии.

Упражнения с пальчиками тренируют движения пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Во многих упражнениях  требуется участие обеих рук, что даёт детям ориентироваться в понятиях «лево», «право», «вверх», «вниз».

Повышение  эффективности обучения и воспитания современных детей предусматривает совершенствование каждого этапа овладения детьми определённых  знаний, умений и навыков. Которые будут ребёнку необходимы  для успешного обучения в школе. Один из важнейших  показателей готовности ребёнка к школе является правильная, хорошо развитая речь. Для правильного и хорошего  развития речи нужно воздействовать на современного ребёнка различными современными приёмами, которые могут предупредить нарушения  в развитии речи. Своевременное развитие речи позволяет маленькому ребёнку более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Так как любое нарушение речи в той или иной степени может отразится, на деятельности и поведении ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Осадчик Евгения Викторовна  учитель – логопед, детский сад комбинированного вида № 56 города Ачинска 27 июля 2013 года. Мне нужно свидетельство о публикации.

                                          « Наши пальчики – в них вся речь»

В данной статье предоставлены упражнения, которые помогут вам интересно и в полной мере развить руку ребёнка и подготовить его тем самым к обучению в школе.

Данные игры и упражнения направлены на:

- развитие мелкой моторики, коструктивного праксиса,  воображения

- зрительного внимания, анализа и синтеза, зрительно-пространственной ориентировки

- закрепление букв и цифр

- профилактика оптической дисграфии и  фонематической дислексии.

Упражнения с пальчиками тренируют движения пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Во многих упражнениях  требуется участие обеих рук, что даёт детям ориентироваться в понятиях «лево», «право», «вверх», «вниз».

Повышение  эффективности обучения и воспитания современных детей предусматривает совершенствование каждого этапа овладения детьми определённых  знаний, умений и навыков. Которые будут ребёнку необходимы  для успешного обучения в школе. Один из важнейших  показателей готовности ребёнка к школе является правильная, хорошо развитая речь. Для правильного и хорошего  развития речи нужно воздействовать на современного ребёнка различными современными приёмами, которые могут предупредить нарушения  в развитии речи. Своевременное развитие речи позволяет маленькому ребёнку более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Так как любое нарушение речи в той или иной степени может отразится, на деятельности и поведении ребёнка.

Для развития речи детей в раннем возрасте приемы всем известные. Всем известна фраза «речь на кончиках пальцев». К  этой фразе мы относим: пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, лепку, не традиционное рисование, сухие бассейны, массаж рук то есть одним словом развитие мелкой моторики. Но  данные техники либо не используются а если и используются, то не в полном объёме. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только  перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Более подробно я хочу рассказать о массаже и само массаже рук.

Массаж с предметами и приспособлениями

Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами. И лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, максимальным).

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячи при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.

Массаж карандашами. Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета — карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый карандаши.

Упражнения для массажа карандашами

Массаж шариками марблс — стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические (разноцветные, диаметром 1-2,5 см) шарики — хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук. Их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаясь в точности попадания

А еще с шариками можно играть в интересные игры.

Массаж четками Традиционно четки изготовлены из пластмассовых или деревянных элементов круглой, овальной, цилиндрической формы или из плоских пластин. Ребенок перебирает их пальцами, сочетая это со счетом, проговариванием ритмизированных текстов, стихов. Нужно научить ребенка правильно держать четки: шарик лежит на первой (ногтевой) фаланге, большой палец — сверху.

Коррекционный эффект возникает от массажа активных точек и от непрерывного монотонного движения. Упражнения и игры с четками способствуют развитию пальцевой моторики и координации мелких движений. 

Массажер «Каштан» используется в логопедической практике для коррекционных упражнений при речевых расстройствах у детей, на физкультминутках в ходе занятий для профилактики мышечного пальчикового утомления, для подготовки руки к письму, повышения работоспособности, снятия нервного напряжения.

Детям младшего возраста предназначен массажер «Каштан» с колокольчиком. Колокольчик звуком привлекает внимание ребёнка к своим рукам, развивая зрительно-двигательную координацию. Для детей старшего дошкольного возраста с выраженными моторными нарушениями желательно использовать модификацию массажера, оснащенную магнитом.

Массаж деревянными катушками.

Деревянные катушки для наматывания ниток можно использовать как тренажер для развития мелкой моторики пальцев и для самомассажа кистей рук и ладоней. Манипуляции с катушкой могут превратиться для ребенка в увлекательную, интересную забаву.

  1. Самомассаж ладоней катушкой в различных направлениях.

2. «Перевертыши». Приподнять катушку над столом, зажав ее боковыми поверхностями пальцев, перевернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

3.«Круги». Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно, так чтобы катушка описала круг.

4.«Штанга». Поднять катушку усилием мышц среднего и указательного пальцев над столом как можно выше, как штангу. Большой, указательный пальцы и мизинец плотно прижаты к поверхности стола.

5.«Прижми к ладошке». Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Ребенок старается плотно прижать катушку к ладони, а потом максимально выдвинуть ее вперед.

6.«Заведи мотор». Удерживая катушку горизонтально за диски подушечками указательных и средних пальцев, вращать ее вперед, словно заводя мотор.

Массаж шариком для пинг-понга. Маленькие целлулоидные шарики тоже можно приспособить для массажа детских ладошек. Детям обычно очень нравится этот предмет: легкий, прыгучий, иногда привлекательно ярко окрашенный. Можно выполнять следующие упражнения.

  1. Сжимание шарика в правой и левой ладони попеременно.
  2. Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
  3. Удержание шарика верхней фалангой пальцев, передача шарика от одного пальца к другому.
  4. Прокатывание шарика по столу внутренней поверхностью ладони.
  5. Прокатывание шарика по столу в различных направлениях каждым пальцем правой и левой руки.
  6. Прокатывание шарика по межпальцевым поверхностям и удержание верхними фалангами соседних пальцев.
  7. Перекатывание шарика по столу и отбивание внутренними поверхностями ладоней.
  8. Прокатывание шарика между двумя ладонями.

Приёмы массажа шариком для пинг-понга

                           

Вот ещё несколько упражнений для развития мелкой моторики:

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

 2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

 3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

 4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

 5. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

 6. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

 7. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

 Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

 Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

 Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

 8. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

 Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

 9. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

 10. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

 Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.  Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.  Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

 Очень колкие иголки.

 Но еще сильней, чем ельник,

 Вас уколет можжевельник".

 Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

 К каждой клетке подходили

 И смотрели всех подряд:

 Медвежат, волчат, бобрят".

 Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

 Есть в печи место.

 Будут-будут из печи

 Булочки и калачи".

 Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

 Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

 Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

 Мы любим забавы холодной зимы".

 То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

 Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

 Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

 Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

 Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

 Но я же играю с тобою, малыш,

 А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

 Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

 Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

 Я на мамину веревку".

 Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

 Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

 Чтобы стал круглее всех".

 Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

 11. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

 - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

 - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

 - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

 - способствуют развитию речи ;

 - развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

 Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

 Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки.

Данная статья помогла мне улучшить речь детей в значительно короткие сроки, даже у детей с тяжёлыми речевыми расстройствами была маленькая но положительная динамика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Конспект занятия по развитию речи: 2 младшая группа Тема: «Пляшут наши пальчики от души!»

развивать активную речь, умение повторять слова и звукосочетания, развивать чувство ритма....

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

Наши пальчики помогают развивать речь

Данная работа выполнена на двух языках: русский и татарский. Презентация оснащена яркими картинками и схемами расстановки пальцев.Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенств...

Конспект занятия по развитию речи: младшая группа Тема: «Пляшут наши пальчики от души!» Воспитатель: Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 Гг. Кропоткин

Конспект занятия по развитию речи: младшая группа                   Тема: «Пляшут наши пальчики от души!»...

Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют, в развитии речи нам помогают"

Все понимают важность и актуальность развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Но, в силу большой занятости, родителям редко удается найти время для развития моторики рук ребёнка. Это бол...

Совместная досуговая деятельность воспитателей, детей и родителей в группе раннего возраста (2-3 года) на тему: "Наши пальчики - путь к развитию речи"

Цель данного мероприятия - повышать компетентность родителей в значимости пальчиковых игр и упражнений с предметами, которые всегда под рукой,  для развития речи детей раннего возраста...