Родительское собрание в речевой группе.
статья по логопедии на тему

Куприянова Светлана Павловна

Проведение первого родительского собрания в речевой группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobranie1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №1

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи. Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитательно-образовательном процессе»

Цель: Выработать совместно с родителями пути решения воспитательно-образовательных задач для детей группы с  ОНР.

План проведения:

  1. Вступительное слово логопеда о специфике речевой группы и роли семьи в преодолении  речевых нарушений.
  2. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»
  3. Фрагменты непосредственно-образовательной деятельности педагогов с детьми речевой группы.

Оборудование:

  • Планшеты, ноутбуки (по 1 на подгруппу)
  • Презентация «Артикуляционная гимнастика».
  • Наборы восковых мелков, бумага для рисования (по количеству детей).
  • Комплекс дыхательной гимнастики.
  • Кубы-10 шт.
  • Набор цифр.
  • Столы и стулья по количеству детей и родителей.

Содержание.

1. Логопедия-это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю), что в переводе означает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

       Работа в логопедических группах отличается от работы в массовых группах детского сада.

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Развитие общей, мелкой (пальчиковая гимнастика, игры т.к учёными доказано, что развитие мелких движений кистей рук, пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга)и артикуляционной моторики(движений органов артикуляционного аппарата- губ, щёк, языка);
  • Совершенствование фонематических процессов, умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции;
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • Развитие связной речи, которое предусматривает умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, пословицы, загадки;
  • Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над темпом речи и постановкой  правильного ударения в словах.

Вся работа проводится в логопедической группе в форме занятий со всеми детьми на подгрупповых занятиях и  индивидуальной работе.

Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулку, свободную деятельность, повседневное общение, и ежедневный логопедический час во2й половине рабочего дня с 15 до 16часов, выполняя с детьми упражнения по заданию логопеда.

         Работа в логопедических группах делится на3 периода в зависимости от коррекционных задач. В данный момент начался 1 период обучения. Одна из главных задач этого периода - обследование речи детей. Обследование речи проводилось с каждым ребёнком индивидуально, результаты занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с результатами обследования можно на консультации логопеда в индивидуальном порядке. Какие общие нарушения  выявило обследование речи?

      Выявлено нарушение звукопроизношения (свистящих, шипящих и сонорных звуков). Но, кроме того, общим для всех детей группы является Общее недоразвитие речи 2,3 уровня. Для данного заключения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, несовершенство грамматических процессов, неумение составлять связный рассказ с полными, развёрнутыми предложениями. Конечно, следует понимать, что в рамках данного нарушения уровень речевого развития у всех детей разный.

       Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не стоит думать, что речевые нарушения исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребёнок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребёнка:

  • Не ругать ребёнка за неправильную  речь;
  • Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • Осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятия с логопедом и педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра детьми телепрограмм взрослого содержания. Играйте вместе с ребёнком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт.

     Отмечу, что существуют определённые правила работы в домашних тетрадях:

  • Тетради забираются домой вечером, возвращаются утром с приходом ребёнка в группу;
  • Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
  • Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родителям необходимо добиваться правильного и чёткого выполнения ребёнком задания, даже путём заучивания слов, предложений и т п.;
  • Задания должны быть прочитаны ребёнку;
  • Все задания выполняются до конца.

               Какие же положительные моменты в том, что Ваш ребёнок посещает

              логопедическую группу?

  • Коррекция звукопроизношения;
  • Формирование грамотной, выразительной речи;
  • Подготовка к обучению чтению;
  • Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • Усиленная подготовка к школе за счёт ежедневных, выстроенных по определённой системе, занятий по математике, развитию речи, подготовке к обучению грамоте, графике и специальных физических упражнений, эффективно влияющих на овладение графическими навыками;
  • Индивидуальный подход к ребёнку.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребёнка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, на которые вы будете приглашены.

Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»

      Для правильного выполнения заданий логопеда, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребёнку простые упражнения Артикуляционной гимнастики для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

     Артикуляционная гимнастика проводится с ребёнком перед зеркалом. Ребёнок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, затем самостоятельно, а зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

- На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребёнка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность. Для правильного выполнения Артикуляционных упражнений родителям предлагается Презентация «Артикуляционная гимнастика» и зеркала по количеству присутствующих родителей.

Фрагменты интегрированного занятия воспитателя и логопеда группы совместно с родителями.

Родителям предлагается фрагмент занятия с использованием нетрадиционной техники рисования, здоровьесберегающих технологий, математических заданий, направленных  на развитие навыков счёта и ориентировки в пространстве.

  • «Рисуем осень». Рисование кленового листа восковыми мелками.
  • «Осенний ветерок». Комплекс дыхательной гимнастики для укрепления здоровья детей. Родители выполняют совместно с детьми.
  • «Прогулка по осеннему лесу». Задания на ориентировку в пространстве, распознавание цифр, соотнесение цифр на карточке  с цифрами на препятствиях; Задания на закрепление умений прыгать на двух ногах через препятствие.

      Заключительное слово логопеда

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Особенности речевого развития детей с ОНР в старшей логопедической группе".

Презентация знакомит  родителей  с  понятием  ОНР  у  детей  .  Представлены  рекомендации  по  развитию  лексико - грамматическог...

Родительское собрание в компенсирующей группе в форме речевого праздника «Путешествуем с героями сказок»

Цель: развитие у детей  коммуникативных умений и навыков в совместной деятельности с взрослыми, практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития  ребенка в соответствии ...

Родительское собрание в средней группе "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста - важная задача педагога.Необходимо способствовать повышению педагогичес...

Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"

Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....

Родительское собрание для средней группы Тема: Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей посредством драматизации сказок.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. ...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в коррекции речевых нарушений»

Цель: Познакомить родителей со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старш...