Проект "Поможем малышам красиво говорить"
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме
Проект "Поможем малышам красиво говорить" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.Реализация проекта осуществляется в рамках семейного клуба "Говорунчики". В рамках проекта происходит тесное сотрудничество педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomozhem_malysham_krasivo_govorit.docx | 65.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования и по делам молодёжи администрации
МО «Мари-Турекский муниципальный район»
МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»
Проект
«Поможем малышам красиво говорить»
/ Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр /
Автор проекта:
Бирюкова Евгения Борисовна-
учитель-логопед
Участники:
воспитатели 2 младшей группы;
дети 2 младшей группы;
родители воспитанников.
База проекта:
2 младшая группа МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»
Этапы реализации проекта:
1 этап: организационный (сентябрь-ноябрь 2013 г.)
2 этап: практический (декабрь 2013 г.-апрель 2014 г.)
3 этап: заключительный (май 2014 г.)
Мари-Турек
2013-2014 уч.г.
Проект «Поможем малышам красиво говорить» (Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр)
Содержание
- Актуальность проекта………………………………………………………...3
- Программа исследования…………………………………………..…………3
- Цель проекта…………………………………………………………………3
- Задачи проекта…………………………………………………………….…3
-Гипотеза………………………………………………………………………4
- Состав участников……………………………………………………….….4
-Новизна проекта…………………………………………………………..…4
-Практическая значимость проекта……………………………………….....4
- Предполагаемый результат проекта……………………………………….5
-Содержание проекта…………………………………………………………5
- Основные этапы реализации проекта «Поможем малышам красиво говорить» …………………………………………………………………..7
- Выводы……………………………………………………………………11
- Список литературы……………………………………………………….12
- Приложения
1. План коррекционно-профилактической работы с детьми 3-4 лет
(II младшая группа)
2. План коррекционно-профилактической работы с детьми 4-5 лет
(средняя группа)
3. Программа творческой мастерской с родителями II младшей группы.
I.Актуальность проекта
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Именно ранний, младший дошкольный возраст наиболее благоприятны для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. В основе проекта обучение и коррекционно-развивающее развитие. Воздействие дидактических игр на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями неоспоримо. Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.
Педагогическая целесообразность использования коллективных дидактических игр в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в игровую деятельность.
II. Программа исследования
Цель: развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Профилактика речевых нарушений через дидактические игры.
Стимуляция активной речи детей, за счет обогащения словарного запаса и расширения зоны общения с взрослыми.
Задачи:
- целенаправленно обогащать словарь детей; закреплять и активизировать лексический материал на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
- формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через дидактическую игру;
- совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей;
- совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики;
- начать освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
- использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие;
- развивать память, внимание, мышление.
Гипотеза:
Использование дидактических игр логопедического характера в раннем и младшем дошкольном возрасте является профилактикой речевых нарушений.
Участники проекта:
- Учитель-логопед
- Воспитатель
- Родители
- Дети
Новизна проекта
- акцент на своеобразие начального периода подготовки к коррекционной работе с детьми младшего дошкольного возраста,
- активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения;
- использование новых технологий: планирование материала по лексическому принципу, логопедические методы и приёмы в работе воспитателя;
- интегративность, в соответствии, с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс.
Практическая значимость проекта: включение родителей в единое образовательное пространство через организацию семейного клуба «Говорунчики»; разработка методических мероприятий совместно с детьми и родителями.
Предполагаемый результат проекта:
-улучшение артикуляционной моторики детей;
- позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- целостное воздействие на речевую систему;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
-укрепление и обогащение предметно-развивающей среды группы;
-обогащение игротеки дидактических игр по развитию речи;
-повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Содержание проекта.
Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:
1. Создание программы, в которой обозначены проблема, задачи игровой деятельности в логопедической работе, принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно-воспитательного процесса, предложенная система, это:
- ориентировка на широкое использование дидактических игр, развивающей предметно-игровой среды, созданной в учреждении на углубленное развитие речевой системы в течении всего учебного года;
- организация разнообразной и регулярной деятельности детей в игровой зоне: культура и техника речи, основы дидактических игр, речевые игры и упражнения;
- широкое использование специальной учебной и детской литературы;
- совместная деятельность родителей и детей;
- регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания;
- оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни открытые занятия.
2. Разработка и практическое использование перспективного плана на учебный год детей младшего дошкольного возраста (2013-2014 уч. г.), среднего возраста (2013-2014 уч.г.);
3. Взаимодействие с родителями (собрания, помощь в изготовлении наглядно – практического материала).
4. Работа семейного клуба «Говорунчики».
5.Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.
6. Создание дидактической игровой зоны.
7. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Дидактические игры, в своём многообразии, позволяют добиться желаемого результата.
III. Основные этапы реализации проекта «Поможем малышам красиво говорить»
Этапы | Формы работы | |
Деятельность педагога Работа с детьми | Работа с родителями | |
Первый этап организационный (подготовительный) (сентябрь-ноябрь 2013 г.) | Выдвижение гипотезы, определение цели и задач проекта. Изучение необходимой литературы, подбор методического материала. Разработка тематического плана для реализации проекта. Разработка положения о семейном клубе «Говорунчики». Разработка программы работы семейного клуба «Говорунчики». Диагностирование детей, целью которого является выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой. | Анкетирование родителей Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям? да ; наверно; нет Имеются ли дидактические игрушки по возрасту? да ;нет Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников? Как часто играют с ребенком дома? |
Второй этап практический (реализация намеченных планов) (декабрь 2013 г.-апрель 2014 г.) |
| Консультация «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие малыша». Анкетирование «Развитие речи детей». Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации). Посещение семьи. Индивидуальные беседы. Изготовление буклетов, памяток. Проведение заседаний семейного клуба «Говорунчики». Изготовление дидактических игр силами родителей. |
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта (в течение всего учебного года)
| План коррекционно-профилактической работы с детьми. (Приложение 1.) | |
Практическая работа с родителями по плану реализации проекта (в течение всего учебного года) | Программа творческой мастерской. (Приложение 2.) | |
Третий этап заключительный (май 2014 г.)
|
|
|
Выводы:
В процессе реализации проекта:
Большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды. Создаются условия для проведения дидактических игр.
В группе оформляется пространственная среда таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развиваются память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.
В результате работы интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция, речевое дыхание.
Работа по данному проекту ведется и в настоящее время, и находится на аналитическом уровне. Реализация данного проекта осуществляется ежегодно с детьми и родителями II младшей группы.
Список литературы
- Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с.
- Галанова Т.В. « Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль, 1996г, 240с.
- Программа А.Г. Григорьевой «Кроха».
- Новосёлова С.Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».
- Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание, №8 1993,с.21.
- www.angelochek.ru
- www.festival.1september.ru
- www.ourkids.ru
- Жукова Н. С. Учимся, играя. М., 1998.
- Журнал "Дошкольная педагогика"2007/ноябрь.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.–М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.
- Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
- Нищева Н.В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
- Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
- А.К.Бондаренко"Дидактические игры в детском саду"-М., 1991г.
- А.И.Сорокина"Дидактические игры в детском саду"-М.,1982г,
- А.И.Максаков, Г.А.Тумакова"Учите,играя"-М.,1981г.
- Д.В.Мендерицкая"Воспитателю о детской игре"-М.,1982.
- Р.И.Жуковская"Игра и её педагогическое значение"-М.,1975г.
- Г.С.Швайко"Игры и игровые упражнения для развития речи"-М.,1988г.
- Гашкова Л.А., Бойцова Т.Ю. Коррекционно-профилактическая работа с детьми 3-4 лет.- //Логопед, №4,2012,с.29.
Приложение 1.
План коррекционно-профилактической работы с детьми 3-4 лет
(II младшая группа)
Месяц, неделя | Задачи | Содержание занятий |
Октябрь, 2-я неделя (9) |
|
|
Октябрь,4-я неделя (23) |
|
|
Ноябрь, 1-я неделя(6) |
|
|
Ноябрь, 3-я неделя (20) |
|
|
Декабрь, 1-я неделя (4) |
|
|
Январь, 3-я неделя (15) |
|
|
Январь, 5-я неделя (29) |
|
|
Февраль,1-я неделя (5) |
|
|
Февраль, 3-я неделя (19) |
|
|
Март, 2-я неделя (12) |
|
|
Март, 4-я неделя (26) |
|
|
Апрель, 2-я неделя (9) |
|
|
Апрель, 4-я неделя (23) |
|
|
Апрель, 2-я неделя |
|
|
Приложение 2.
План коррекционно-профилактической работы с детьми 4-5 лет
(средняя группа)
Месяц, неделя | Задачи | Содержание занятий |
Октябрь, 1-я неделя (2) |
|
|
Октябрь, 3-я неделя (16) |
Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
|
|
Октябрь, 5-я неделя (30) |
|
|
Ноябрь, 2-я неделя (13) |
|
|
Ноябрь, 4-я неделя (27) |
Развитие координации речи и движений. |
|
Декабрь, 2-я неделя (11) |
|
|
Декабрь ,4-я неделя (25) |
|
|
Январь, 4-я неделя (22) |
|
|
Февраль, 2-я неделя (12) |
|
|
Февраль, 4-я неделя (26) |
|
|
Март, 3-я неделя (19) |
|
|
Апрель, 1-я неделя (2) |
|
|
Апрель, 3-я неделя (16) |
|
|
Апрель, 5-я неделя (30) |
|
|
Май, 2-я неделя (14) |
|
|
Май, 3-я неделя (21) |
|
|
Приложение 3.
Программа творческой мастерской с родителями II младшей группы.
Месяц, неделя | Задачи | Содержание занятий |
Октябрь, 1-я неделя | Игра «Звучащие баночки» | Изготовление звучащих баночек из «яиц» от киндер-сюрпризов, баночек из-под мороженого. |
Ноябрь, 1-я неделя | Игра «Снежок», «Подуй на снежинки» | Изготовление игр на развитие воздушной струи |
Дкекабрь, 1-я неделя | «Сухой» бассейн | Приобретение ёмкости (таз) и мелких мячиков (пробок от напитков) для изготовления «сухого» бассейна. |
Январь, 1-я неделя | Приобретение или изготовление пособий для массажа и самомассажа, пальчиковой гимнастики | Игольчатые массажёры, су-джок мячи, теннисные мячики, пуговицы, пришитые на плотную ткань, эспандеры, ворсистые коврики, бельевые прищепки |
Февраль, 1-я неделя | «Игрушки-говорушки». | Изготовление дидактических кукол для знакомства детей с органами артикуляционного аппарата. |
Март, 1-я неделя | Проект «Кубики-помощники». | Изготовление дидактических кубов по развитию словарного запаса: животные (домашние, дикие; детёныши, птицы), транспорт, деревья. |
Апрель, 1-я неделя | Проект «Кубики-помощники». | Приобретение зеркал для артикуляционной гимнастики – изготовление кубов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"
Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики пальцев рук....
Для чего нужно правильно и красиво говорить!?
Консультация для родителей...
Консультация "Чистоговорки помогают нам красиво говорить"
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, они нужны для отработки звукопроизношения, развититя силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, ...
НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"
Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....
Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....
Статья на тему: «Научите ребенка красиво говорить»
Статья о том,как научить ребёнка красиво говорить.Призывает заниматься с ребенком дома, читать ему книги, рассматривать иллюстрации, пересказывать содержание сказки (рассказа)....
Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...