ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
статья по логопедии по теме
В статье раскрывается особенности интегрированного подхода к проведению организованной логопедической деятельности в условиях детского сада
компенсирующего вида.
Ключевые слова: интегрированный подход, коррекция речи, двигательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_podkhod.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Екатерина Васильевна,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №95 «Радуга» компенсирующего вида», г.Северодвинск
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
В статье раскрывается особенности интегрированного подхода к проведению организованной логопедической деятельности в условиях детского сада
компенсирующего вида.
Ключевые слова: интегрированный подход, коррекция речи, двигательная активность.
В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Интеграция – эта форма взаимосвязи, взаимопроникновение различных разделов образовательных сфер. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства [1].
МБДОУ №95 компенсирующего вида г.Северодвинска посещают дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развитие пальцев кисти, артрогрипоз.
Работа с детьми с ортопедической патологией, в том числе по коррекции речи, имеет свою специфику, которая учитывает клинико – психологические особенности данной категории детей.
Особенность работы учителя-логопеда заключается в строгом соблюдении ортопедического режима, который разрабатывается врачом ортопедом совместно с врачом – психоневрологом; в создании развивающей речевой среды, стимулирующее речевое развитие детей; в комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении – каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свою деятельность материал, рекомендованный другими специалистами для оптимизации их работы. В свою очередь учитель-логопед дает рекомендации по своему разделу работы инструктору ЛФК, музыкальному руководителю, педагогу-психологу, дефектологу, воспитателям.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов.
Интеграция довольно легко вписывается в систему организованной логопедической деятельности. Учитель-логопед дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: речевой, логико-математической, музыкально-ритмической, физкультурной, театрализованной, элементы изодеятельности, здоровьесбережения, разнообразные игры. Логопед создает количественную модель - схему организованной логопедической деятельности, которую можно не только менять, но и добавлять или отнимать, в зависимости от вида деятельности, цели, задачи, этапа работы.
Все виды интегрированной деятельности взаимосвязаны, связующим элементом выступает логопедическая тема. Такая деятельность интересна, соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Создавая развивающую речевую среду, мы практикуем четыре интегрированных вида деятельности – по звукопроизношению, обучению грамоте, по формированию лексико-грамматического строя речи, по развитию связной речи, способствующие не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующее творческое развитие детей, развивающее коммуникативные умения.
На интегрированных видах деятельности мы решаем задачи в соответствии с календарно-тематическим планированием:
-образовательные: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме; формировать умения и навыки детей применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности;
-коррекционно-развивающие: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции;
-воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать умения взаимодействовать в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Особенностью психофизического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является сочетание двигательных нарушений (общая моторная неловкость, недостаточность мелкой и артикуляционной моторики, вялость мускулатуры), речевой недостаточности (задержка развития речи, различные речевые нарушения, недоразвитие фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи) и органической симптоматики (ММД) (Иванова Ю.И., Ратнер А.Ю., Рогова А.А.) [6].
Современные научные данные указывают на взаимосвязь общей и речевой моторики. Она изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как Павлов И.П., Леонтьев А.А., Лурия А.Р. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь [6,7].
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (Кольцова М.М., Антакова-Фомина Л.В., Исенина Е.И.) была доказана прямая зависимость речевых реакций от тренированности пальцев. Чем лучше у детей развита моторика, тем лучше будет развита речь [5].
Речевые игры и упражнения, связанные с движением, способствуют развитию двигательной сферы и самостоятельности. В практике работы с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, необходимо использовать подвижные игры и упражнения [4].
Исходя из вышеперечисленного, мы решили включить в организованную логопедическую деятельность игры с мячом.
Используя обычный мяч, можно не только играть с ребенком, но и способствовать его речевому развитию [3].
Во время организованной деятельности мяч помогает вовлечь детей в активный процесс, снять эмоциональное напряжение, вызвать и сохранить интерес к обучающему виду деятельности.
Кроме того игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению; освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях; формируют правильную осанку у детей; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи, отрабатывать правильное произношение, автоматизировать звуки; развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, эмоционально – волевую сферу, психические процессы [3].
Для успешного овладения устной, а в дальнейшем и письменной речью мы классифицировали игры с мячом по 4 направлениям: развитие мелкой моторики, развитие ориентировки в пространстве, формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов, обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
В своей работе мы используем различные виды мячей: фитбол, резиновые мячи, массажный мяч, мяч-прыгун, мяч-ёжик, пластмассовые мячи, теннисные, звуковые мячи, мячи из бросового материала (фольга, поролон). Детям они очень нравятся: яркие, лёгкие, звуковые, прыгучие.
Для развития тонкой моторики мы включаем массаж и наглядно-игровые пособия. Самомассаж кистей и пальцев рук – это развивающий массаж ладоней массажными мячами, который выполняет сам ребенок: сжимание мячика ладошками, обхват пальцами, прокатывание мячика по пальцам, прокатывание между пальцами, по столу круговыми и прямыми движениями рук, разминание между ладонями, разминание мяча каждым пальцем (мяч на ладошке или на столе). Все движения выполняем с разной интенсивностью (легко-прокатывание мяча, с усилием-сжатие мяча); после выполнения движений - обязательное расслабление [2].
Наглядно-игровые пособия, сделанные своими руками, не теряют своей актуальности. Пособия выполнены в виде панно из ткани, дорожки выложены из тесьмы: «Разноцветные шары», «Дождик», «Пальчиковый лабиринт» (авторское), «Спираль», «Забавные дорожки усложненной конфигурации» (авторское), «Пальчиковые дорожки».
С увлечением дети прокатывают мячик (мяч-прыгун) по дорожкам пальцами правой и левой руки. Движения пальцев можно сопровождать: пропеванием гласных, согласных звуков, превращая дорожки в звуковые; произнесением слогов, слов, чистоговорок, стихов на автоматизацию, дифференциацию звуков.
Игры, используемые для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии, закрепляют умения различать правую и левую стороны, знания частей тела, употребление предлогов: прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении; выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»); попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях, упражнения для ног с элементами массажа.
Игры на формирование правильного произношения и развитие фонематических процессов помогают развивать длительный речевой выдох, фонематическое восприятие, синтезировать слова, делить слова на слоги: «Повторяем дружно звук» – услышишь звук А, стукни мячом об пол (подбрось мяч вверх), «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» – развитие длительного речевого выдоха, «Разноцветные мячики» – дифференциация гласных и согласных – назови слово, «Тихо-громко» - развитие фонематического восприятия. Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй», «Звуковая цепочка». Игры с перебрасыванием мяча: «Слог да слог и будет слово», «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».
Вся работа по обогащению и активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи успешно закреплялась в игровых ситуациях: «Мы – волшебники немного: был один, а станет много», «Мячик маленький поймай да словечком приласкай», «Мяч лови да поскорей назови язык зверей», «Кто где живет?» - кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!, «Мячик маленький поймай да скорее отвечай: кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет?», «Веселый счет» - сколько их, всегда мы знаем – хорошо мы все считаем, «Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю».
Среди игр с мячом положительную роль в развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата играет фитбол. Это эффективный тренажер для самых разных проблемных зон. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, способствуют лечению остеохондроза, сколиоза, стимулирует влияние на обмен веществ организма [8].
В нашей практике мы используем фитбол, как альтернативную мебель, т.к. упражнения на мячах позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища; как динамический сед, эффективен при автоматизации звуков в слогах, помогает выдержать ритмический рисунок, используется в физкультурных паузах; как игровые упражнения, при реализации разных коррекционно-развивающих задач.
Использование фитболов повышает результативность и эффективность логопедической работы: проявляется повышенный интерес детей и рационально распределяется время; фитбол формирует правильную осанку; развивает речевое дыхание; автоматизация и дифференциация звуков происходит в оптимальной позе.
Проведенный мониторинг коррекционной работы показал положительную динамику по каждому из обследованных параметров (звукопроизношению, лексике, грамматическому строю речи, фонематическим процессам, пространственной ориентировки, мелкой и общей моторики).
Используя разные виды мячей в играх с детьми, мы пришли к выводу, что мяч действительно является отличным помощником на организованной логопедической деятельности и прекрасным инструментом в коррекционной практике, а также одним из действенных видов интеграции в работе с дошкольниками.
Интегрированные виды деятельности реализуют принципы комплексного развития личности ребенка-дошкольника, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости, сохраняют для детей форму занимательной и увлекательной игры.
Данная форма работы позволяет обеспечить единство требований, предъявляемых к детям, путем тесного взаимодействия и преемственности в работе всех специалистов.
Литература:
- Белая К.Ю. Интеграция - как инструмент создания новой модели ДОУ.– URL: http://www.tc-sfera.ru/posts/integraciya-kak-instrument-sozdaniya-novoy-modeli-dou.
- Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. – М. – 1987. – 117 с.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – С.3-7.
- Илюхина Т.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2001. – №1. – С.58-61.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 144 с., 149 с.
- Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
- Лопухина И.С. Речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 2001. – 128 с.
- Овчинникова Т. С., Черная О. В., Баряева Л. Б. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах: обучение, коррекция, профилактика: учеб.-метод. пособие к Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР. – СПб.: КАРО, 2010. – С.7-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
В презентацию включены слайды по теории ФГОС, требования к спортивному уголку, консультация для родителей....
Консультация для родителей Тема: Особенности проведения артикуляторных упражнений с детьми ,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Представлены рекомендации и игровые упражнения,которые помогут родителям проводить дома артикуляционную гимнастику с ребенком легко и интересно....
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Воспитатель Байбара Е.Н.
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Воспитатель Байбара Е.Н.Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаВ последнее время проблема сохранения здоров...
Презентация «Особенности организации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»
Инклюзивное образование («inclusion» – включение, добавление, прибавление, присоединение), общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процес...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...
Сценарий проведения организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет "Делаем часы своими руками"
Описываемая образовательная ситуация носит художественно-эстетический характер. В ней успешно реализуется такое основное требование ФГОС ДО как изменение направления вектора образования в сторону разв...
Интегративный подход к организации организованной образовательной деятельности с детьми.
В настоящее время встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми...