Логопедический проект на тему "Наша пища" . Старшая группа.
проект по логопедии (старшая группа) по теме
Конспекты занятий, работа в группе с воспитателем и родителями дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_pishcha.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«НАША ПИЩА»
МДОУ д/с №9 «Ромашка»
Цель проекта: научить осмысленному пересказу литературного текста.
Задачи: - учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать;
- активизировать, расширять и обобщать словарь детей по выбранной теме;
- развивать навыки грамматически правильной речи;
- приучить детей слушать, анализировать, осмысливать литературный текст;
- упражнять детей в звуковом и слоговом анализе слов;
- воспитывать у детей навык культурного поведения в общественных местах, уважение к чужому труду.
Участники проекта: дети – старшая группа, учитель-логопед, воспитатель, родители.
Тип проекта: ролевой, игровой.
Предварительная работа: Чтение В.Пальчинскайте «Хлеб», латышская н/с «Каравай», С.Капутикян «Мы сварили плов», «Маша обедает», немецкая сказка «Горшочек каши»; сюжетно-ролевая игра «Магазин», эксперимент в группе «Что растворяется в воде?», рисование мельницы с объяснением значения предмета.
"Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать
- и я пойму"
(китайская пословица)
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
I ЭТАП.
Беседа по теме «Продукты», развитие лексико-грамматических категорий.
- Игра «Доскажи словечко».
Цель: расширять и обогащать словарь, развивать фонематическое восприятие детей.
Логопед читает двустишия, пропуская последнее слово. Дети договаривают пропущенное слово.
Гладко, плавно лился стих.
Вдруг споткнулся и затих.
Ждёт он и вздыхает,
Слова не хватает.
Чтобы снова в дальний путь
Стих потёк как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
Если мамы дома нет-
Кто сготовит нам … (обед)?
Нужно мамочке помочь –
Помогает маме … (дочь).
Дочь наварит свежих щей,
Много сварит … (овощей).
Будет сытно, будет вкусно,
В щи нарезана … (капуста).
Ножик режет очень ловко –
В щи отправилась … (морковка).
И, конечно же, немножко
Бросим мы туда … (картошки).
Чтобы вышли щи на славу,
Добавляем мы … (приправу).
Только входит мама в дом,
Мы к столу её … (ведём).
- Вводная беседа на тему «Продукты».
Цель: расширять и обогащать словарь.
Оборудование: поварские колпачки, предметные картинки с изображением различных продуктов и блюд.
Л.: Сейчас мы превратимся в поварят и будем учиться готовить разные блюда. Но сначала послушайте рассказ о продуктах.
ПРОДУКТЫ.
Мы питаемся продуктами, которые дают организму всё необходимое для жизни. Мясо, яйца и фасоль помогают организму становится сильными; хлеб, макароны и рис обеспечивают организм энергией; масло, молоко, сыр сохраняют энергию нашего организма.
Организму человека необходимы разные продукты и вода для питья. Особенно необходимы продукты, богатые витаминами, - овощи и фрукты.
- Игра «Поварята»
Цель: пополнять словарь по теме, учить образовывать имя прилагательное от имени существительного.
Оборудование: картинки с изображением продуктов на доске.
Л.:
Пять братишек- поварят
У плиты стоят, ворчат:
«дел у нас невпроворот,
Целый день полно хлопот».
Первый повар говорит:
Чтоб детишек накормить,
Надо кашу мне сварить.
Ребята! Скажите, какие продукты нужно взять:
- Для манной каши – манную крупу, сахар, молоко, масло;
- Для гречневой каши – гречневую крупу, сахар, молоко, масло;
- Для рисовой каши – рис, сахар, молоко, масло;
- Для пшённой каши – пшено, сахар, молоко, масло.
Л.: А второй ему в ответ:
А мне салат из овощей
Надо сделать поскорей.
Что нужно положить в овощной салат? (ответы детей)
Л.: Ну а третий поварёнок говорит:
На обед сварю я щи,
Пусть хлебают малыши.
А какие же продукты понадобятся для щей? (ответы детей)
Л.:
Тут четвёртый подоспел
И, довольный, пропыхтел:
«Плов готов уже давно.
Кушайте скорей его!»
Какие же продукты положил повар в плов? (ответы детей).
Физминутка. Игра «Сладкое/солёное».
Логопед кидает мяч, называя блюдо, ребёнок должен поймать мяч, ответить, какое это блюдо сладкое или солёное и кинуть мяч обратно.
Л.: А пятый поварёнок говорит:
Я пожарил нам котлет,
Будет вкусным наш обед.
Какие котлеты пожарил для нас пятый повар?
Котлеты из мяса – мясные котлеты.
Котлеты из курицы – куриные котлеты.
Котлеты из рыбы – рыбные котлеты.
Котлеты из капусты – капустные котлеты.
Котлеты из моркови – морковные котлеты.
Котлеты из свеклы – свекольные котлеты.
Котлеты из риса – рисовые котлеты.
Л.: Вот сколько блюд мы с поварятами смогли приготовить. Можете вспомнить какие блюда у нас получились? (ответы детей).
II ЭТАП.
- Игра «Что где продают?»
Цель: пополнение словаря.
Л.: Как называется магазин, в котором продают продукты? (Продуктовый)
Представьте, что вы в продуктовом магазине и ходите по разным отделам. Я буду называть отделы, а вы мне расскажите, какие продукты там можно приобрести.
В мясном отделе – мясо, колбасу, сосиски и.т.д.
В рыбном отделе – рыбу, кальмаров, креветки, осьминоги ит.д.
В молочном отделе – молоко, сметану, творог, сливки и т.д.
В хлебном отделе – булки, батоны, булочки, хлеб и т.д.
- Игра «Четвёртый лишний».
Цель: развивать мышление, обобщать словарь.
- Помидор, огурец, сметана, лук.
- Груша, яблоко, виноград, творог.
- Смородина, колбаса, черника, клюква.
- Тарелка, кастрюля, шоколад, сковорода.
- Котлеты, колбаса, пирог, шашлык.
Л.: Послушайте слова: сметана, пирог, колбаса, творог, шоколад. Что это? (Продукты)
Сметану и творог готовят из чего? (Из молока)
А колбасу изготовляют из чего? (Из мяса)
А из чего пекут пирог? (Из муки)
Физминутка. Выполнение движений по стихотворению.
Сумку в руки мы берём,
В магазин с тобой идём.
В магазине же на полках
Не шарфы и не футболки.
Вкусно пахнет здесь всегда,
В доме – вкусная еда.
- Упражнение «Разбери слово».
Цель: упражнять детей в звуковом и слоговом анализе слов.
Оборудование: цветные фишки, тетради, карандаши.
Анализ слов: шоколад, сметана:
- Выделение первого звука, характеристика этого звука;
- Звуковая схема слова;
- Слоговая схема слова;
- Придумать ещё продукт со звуком С/Ш в названии.
III ЭТАП
Пересказ- инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин.
Цель: учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картин, включать в работу элементы драматизации; обучать логическому построению высказывания.
Оборудование: сюжетные картины по тексту сказки, шапочки мышат и петушка.
Л.: Сегодня мы на занятии узнаем, как пекли пироги петушок Голосистое горлышко и мышки Круть и Верть.
1. Чтение сказки «Колосок» с последующим осуждением.
Логопед читает сказку и объясняет детям малознакомые слова: молотить, молоть.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата? А петушок?
- Как можно назвать мышат, какие они? (Ленивые) А петушок? (Трудолюбивый)
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую работу ещё выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пирог был готов?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Несколько пересказывают сказку целиком.
2. Инсценировка сказки детьми.
Дети совместно с логопедом выбирают автора, петушка и двух мышат. Затем дети надевают шапочки на голову. Инсценировка сказки проводится по частям. Сказку можно разбить на три равные части, что даёт возможность стать «артистами» всем детям.
3.Игра «Выбери нужный предмет».
Цель: активизировать и развивать словарь по теме.
Логопед выкладывает на доску картинки с изображениями различных продуктов. Дети должны выбрать только те, которые изготовляют из муки.
- Итог:
Л.: Что больше вам понравилось: рассказывать или показывать сказку?
На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? А кто вам в сказке не понравился? Почему? Какие продукты можно приготовить из муки?
Домашнее задание:
- Составить сложносочинённые предложения с союзом а по образцу:
Соль кладут в пюре, а сахар – в чай. (В какую еду кладут соль, а в какую сахар?)
В стакане кефир, а в чашке – кофе. (какой напиток в какой посуде?)
- Составить предложения с предлогом с :
С чем ведро, если в нём … (вода, молоко)?
С чем кастрюля, если в ней … (суп, борщ, картошка, макароны)?
С чем чашка, если в ней … (чай, кисель, кофе, молоко, сок, компот)?
С чем банка, если в ней … (капуста, варенье, мёд, мука)?
- Игра «Какое это блюдо?»
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, грибов, свеклы, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, риса)?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абриса, малины)?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина)?
- Цепной пересказ «Как Маша встречала гостей».
- Рисунок-иллюстрация к украинской сказке «Колосок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия «В поисках солнца» Старшая группа
Конспект группового занятия «В поисках солнца»Старшая группа...
Логопедический проект «Развитие языковых способностей старших дошкольников в процессе коррекции ОНР 3 уровня»
В данном проекте используется подход к совершенствованию коррекционно-развивающей работы с дошкольниками старшего возраста, опирающийся на развитие языковой способности....
Логопедический проект лэпбуков для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у звуков»
Процесс автоматизации поставленных звуков должен стать развивающим и интересным для ребенка. Достичь увлекательного общения и обучения старшего дошкольника, в результате которого у него реализуется за...
Проект «Сказка перед сном» старшая группа логопедическая с января по май 2021г.
Актуальность.Сказка это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясня...
Логопедический проект "Речевичок" для детей младшей группы
Артикуляционная гимнастика в режимных моментах для детей младшей группы....
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....