Обучение пересказу детей с ОНР в подготовительной группе
статья по логопедии по теме
В данном материале отмечается значение пересказа для формирования связной речи и раскрываются основные особенности обучения различным видам пересказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_pereskazu_detey_s_onr.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение пересказу детей с ОНР
в подготовительной группе.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требует достаточного уровня развития связной речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, особенно на последнем году пребывания их в детском саду, относится формирование у них связной монологической речи. Одним из видов такой речи является пересказ.
В подготовительной группе ему уделяется большое внимание. Чем лучше ребенок усваивает различные способы пересказа, тем значительнее его успехи в освоении монологической речью. Продолжая работу, начатую в старшей группе ( первый год обучения) , усложняются не только тексты , их объем и смысловая наполняемость, но и сами виды пересказа.
Используются:
пересказ по предметным картинкам;
пересказ по серии сюжетных картинок с элементом описания;
пересказ по блокам;
пересказ по рисункам детей.
По мере развития речевых возможностей при пересказе отдельных произведений, помимо обычного воспроизведения текста, дети овладевают некоторыми доступными приемами его языковой трансформации: например, замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица или рассказать о событиях в прошедшем времени ( путем замены временных форм глаголов).
Начинать работу целесообразно с пересказа по предметным картинкам. К такому виду работ необходимо подбирать такие тексты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами. Можно использовать сказки Сутеева « Под грибом» и Цыферова «Слон – пожарный».
При пересказе по серии сюжетных картинок используются повествовательно – описательные тексты. Например, в рассказе «Барсучий нос» имеется описание барсука, поэтому помимо сюжетных картинок в серию включается и предметная картинка с изображением зверька, что позволяет детям не забыть рассказать о его внешнем виде. Чтобы помочь детям запомнить описание, можно использовать сенсорные маркеры – это схематичные изображения тех частей тела барсука, о которых следует рассказать.
В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения на втором году обучения рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы.
Для составления наглядной схемы В.П. Глухов предлагает использовать блоки-квадраты, размещенные на доске, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными ( черно-белыми ) изображениями персонажей и значимых объектов, соответственно последовательным фрагментам- эпизодам. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи смысловых звеньев рассказа. Тексты используются достаточно большие по объему. Обучение пересказу на таком материале проводится, как правило, на двух занятиях.
Эти занятия подготавливают к следующему виду работ : пересказу по рисункам детей. Такой вид занятий требует достаточно большой предварительной работы, которую проводит воспитатель по заданию логопеда. Сначала внимание детей привлекают к тому, что к каждому слову можно сделать простой рисунок и даются образцы. Затем детям предлагают слова, к которым они делают простые рисунки, причем наряду с предметными словами даются такие слова, как грусть, дружба, болезнь и т.д., объясняется, как проще и лучше изобразить. И каждый раз после того, как дети нарисуют, даются им задания: вспомнить слова или словосочетание, или предложения, глядя на свои рисунки. Таким образом, дети постепенно переходят к использованию рисунков для пересказа. На этот вид работы отводится два занятия. При организации занятия по обучению пересказу с
использованием детских рисунков рекомендуется придерживаться следующего плана:
- Организационная часть с включением загадок, игровых ситуаций, рассматриванием иллюстраций и т.п.
- чтение произведения без установки на пересказ;
- Разбор содержания текста в вопросно-ответной форме;
- Помимо разбора содержания, необходимо проведение лексического разбора текста. Внимание детей сосредотачивается на языковом материале произведения. Лексический разбор включает: выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций.
- Чтение текста по частям и выполнение детьми рисунков к каждой части. Предварительно лист бумаги делится на части соответственно фрагментам текста. Потом дети пересказывают по своим рисункам.
Анализ детских пересказов желательно проводить после каждого пересказа или в крайнем случае после двух, так как детям трудно удерживать в памяти достоинства и недостатки всех прослушанных рассказов; следует также учитывать, что к концу занятия дети уже утомлены. Анализируя ответ товарища, дети отмечают: полно ли рассказал, правильно ли строил предложения, соблюдал ли последовательность.
Основными критериями оценки пересказа могут быть: степень самостоятельности, адекватность поставленной задаче, семантическая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам. Исходя из этого, В.П.Глухов выделяет следующие уровни выполнения задания:
- «хороший» - пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.
- «удовлетворительный» - пересказ составлен с некоторой помощью ( побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста, отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
- «недостаточный» - используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента , неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
- «низкий» - пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
- задание не выполнено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".
Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....
Организованная образовательная деятельность по обучению русскоязычных детей татарскому языку в подготовительной группе по проекту « Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар». Тема: Волшебные листья (Тылсымлы яфраклар)
Конспект занятия по обучению татарскому языку в подготовительной группе по теме "Волшебные листья" - "Тылсымлы яфраклар"...
Организованная образовательная деятельность по обучению русскоязычных детей татарскому языку в подготовительной группе по проекту « Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар». Тема: Волшебная страна под названием "Школа"
Конспект занятия по обучению татарскому языку в подготовительной группе по проекту « Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар». Тема: Волшебная страна под названием "Школ...
Образовательно-электронный маршрут в форме дистанционного обучения для детей ГБДОУ №76 5 подготовительной группы компенсирующей направленности
Наступает время летних каникул – время, которое можно провести с пользой для здоровья и развития детей. Лето – время прогулок и активных игр на свежем воздухе.В то же время нельзя забывать...
Конспект занятия по обучению грамоте детей с ТНР в подготовительной группе
Коррекция речевых нарушений посредством оьучения грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте детей с ТНР в подготовительной группе
Коррекция речевых нарушений посредством обучения грамоте...