« Формирование основ речевого этикета у дошкольников с ОНР»
статья по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
« Формирование основ речевого этикета у дошкольников с ОНР»
Комплименты? Да!
Правила этикета, в том числе речевого, предусматривают гуманную форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения (приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, просьба, комплимент, приглашение, совет и т. д.). Основное назначение общепринятых формул речевого этикета — признание достоинства собеседника, проявление уважения к нему, поэтому обучение речевому этикету можно рассматривать как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков. Начинать это обучение целесообразно уже в дошкольном возрасте.
Обучение дошкольников речевому этикету предполагает формирование у них следующих умений:
- выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета (для этого ребенку необходимо иметь в активном словаре несколько вариантов общепринятых формул);
- использовать формулу речевого этикета мотивированно, т. е., иначе, «развернуть» вежливую фразу;
- проявлять вежливое отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами.
В результате эксперимента, в котором участвовали дети 4—6 лет, установлено: разные ситуации общения освоены ими не в одинаковой степени. Дети достаточно свободно чувствуют себя в ситуациях приветствия и прощания. Там же, где требуется изложить просьбу, поблагодарить, извиниться, они испытывают некоторые затруднения. Но, пожалуй, самой трудной ситуацией общения для детей среднего и старшего дошкольного возраста является комплимент, одобрение.
Между тем в исследованиях, посвященных проблемам общения, отмечается, что основу коммуникативного взаимодействия дошкольников со
взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании, в познании их достижений, в одобрении (М. И. Лисина, Р. А. Смирнова). Средством одобрения (внешности, ума, поступка, работы и др.) является комплимент, то есть «любезные, приятные слова, лестный отзыв* (Ожегов С, Шведова Ю. Толковый словарь русского языка.— М., 1996). Лестный не значит «льстивый, угодливый, восхваляющий». Родственность слов «лестный» и «льстивый» нередко приводит к невольному переносу значения второго на первое. Но это не так, поскольку «лестный» объясняется как «содержащий похвалу, одобрение, дающий удовлетворение самолюбию» (Там же). Отсюда следует, что и комплимент нельзя отождествлять с лестью. Активизация речевого материала в повседневной жизни осуществляется в процессе продуктивных видов деятельности, причем дети привлекаются к оценке результатов деятельности своих товарищей. Педагоги побуждают их говорить комплименты также при встречах с родителями, сотрудниками дошкольного учреждения, подсказывают поводы для комплимента.
Проведенная работа показывает: способы выражения комплимента усваиваются детьми, хотя и медленно. Например, к концу формирующего эксперимента детей, усвоивших ситуацию комплимента, стало больше в 2,9 (пятый год жизни) и в 2,2 раза (шестой год жизни); ею овладели не все дети, а лишь половина пятилетних и три четверти шестилетних детей. Остальных детей, разумеется, нельзя считать совершенно не усвоившими эту ситуацию, поскольку в играх и игровых ситуациях они пользовались формулами, включенными в обучение, но в реальной жизни не всегда быстро и адекватно обстоятельствам находили нужную фразу. Вполне возможно, что продолжение работы по стимулированию детей к использованию усвоенных формул в общении позволило бы им достичь более высоких показателей.
Обучение дошкольников способам выражения комплимента приводит к качественным изменениям в характере общения детей друг с другом: они становятся дружелюбнее, реже наблюдаются отрицательные оценки в адрес товарищей по группе, чаще — случаи похвалы и одобрения. Уменьшается количество ссор и конфликтов, появляется стремление наладить контакты с помощью речи. Все это свидетельствует о пользе описанной работы: овладение ситуацией комплимента помогает налаживать положительные взаимоотношения между дошкольниками, а разработанные методы позволяют компенсировать недостатки социально-речевой среды, дают детям возможность многократно воспринимать и воспроизводить в речи разнообразные способы выражения комплимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета на тему "Путешествие в страну вежливости"
Цель проекта - Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта....
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией
статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...
Консультация для воспитателей. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников.
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников....
Формирование речевого этикета у дошкольников
Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. Посредством языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, ...
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета у дошкольников
- формировать культуру общения;- способствовать приобретению опыта этикетного поведения-обогащать речь ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми....
Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Всемирный День спасибо».
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится п...